«Особенности юмористических произведений (ирония). М. М. Зощенко «Великие путешественники»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoshchenko_velikie_puteshestvenniki.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета
Урок литературного чтения
в 3 классе
(УМК «Школа России»)
по теме: «Особенности юмористических произведений (ирония).
М. М. Зощенко «Великие путешественники»».
автор: Карпова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
2023 г.
Технологическая карта урока литературного чтения
в 3 классе по теме: «Особенности юмористических произведений (ирония).
М. М. Зощенко «Великие путешественники»».
Тема урока | «Особенности юмористических произведений (ирония). М. М. Зощенко «Великие путешественники»». |
Номер урока в теме | Первый урок по данной теме |
Базовый учебник | Учебник: «Литературное чтение» 3 класс часть 2; авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; УМК «Школа России» |
Цели | Познакомить с рассказом Зощенко «Великие путешественники». Создать условия для анализа художественного текста, выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко создает комическое в рассказе «Путешественники» |
Планируемые результаты | Предметные УУД: формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; определять главную мысль текста; выявлять признаки юмористического текста. Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; выражать положительное отношение к процессу познания; осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными. Метапредметные УУД: Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из справочной литературы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, строить процесс рассуждения; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу). |
Основные понятия | Юмористический рассказ, писатель-юморист |
Межпредметные связи: | Русский язык, окружающий мир, этика |
Дидактические материалы: | - карточка с заданием для работы в группе - толковые словари |
Необходимое техническое оборудование: | - проектор - слайд-презентация |
Формы работы учащихся: | Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа. |
Методы обучения: | по виду источника информации: словесный (беседа, сообщения обучающихся об авторе) наглядный (презентация, аудиозапись отрывка из произведения в прочтении И.Ильинского) практический (работа по карточкам в группе) по виду учебной деятельности: Деятельностный метод обучения |
Тип урока | Урок освоения новых знаний. |
Технология: | Технология продуктивного чтения. |
Ход урока:
№ этапа | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы | Формируемые УУД |
Организационный момент. |
Все расселись по местам, никому не тесно, | Проверка готовности Мотивация на продуктивную деятельность | Самоконтроль Настрой на работу | фронтальная | РУУД Саморегуляция. Включение в учебно-познавательную деятельность | |
Этап I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Задача – вызвать у ребёнка желание прочитать книгу. |
Проверка домашнего задания - На предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведением Зощенко. Что это за произведение? - Чем оно вам запомнилось? - Скажите, что вы знаете об этом авторе? - Какие интересные факты о жизни Зощенко вы узнали, нашли? - Прочитайте слова (на доске: странник, путник, турист, землепроходец) - Какое еще слово можно добавить в этот список? - Как бы вы объяснили слово «путешественник» - Давайте посмотрим, как объясняется слово «путешественник» в толковом словаре - Каких путешественников вы знаете? - Как таких путешественников называют? - Предположите, о чём мы будем читать произведение. | Задает вопросы, направленные на определение готовности учащихся Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока. По ходу беседы на слайде появляются: М. Зощенко, путешественники, великие | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют самостоятельно добытые знания Читают слова. Определяют значение слова «путешественник», сравнивают с эталоном. Приходят к сочетанию «Великие путешественники» | ПУУД: извлекать информацию из справочной литературы; развитие логического мышления. ЛУУД: обмен впечатлениями. КУУД: умение слушать ответы других детей. РУУД: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке; РУУД: высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта; | ||
- Прочтите, что у вас получилось - Определите - Верно, сегодня мы будем читать произведение о путешественниках, называется оно «Великие путешественники», а написал произведение Михаил Зощенко. - Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? Сегодня на уроке нам предстоит: • Узнать новое о творчестве М. Зощенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль | Организует подготовку учащихся к чтению текста Обобщает сказанное детьми | Определяют тему урока, тематику чтения Ставят задачи | ||||
- На слайде я высветила иллюстрацию к этому произведению. - Кто изображен? - Предположите: кто будет героем произведения? - Как могут разворачиваться события? - Как думаете, почему их назвали великими? - Зная автора, предположите жанр произведения. | Демонстрирует слайд с иллюстрацией Задает вопросы, направленные на прогнозирование содержания текста | Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, его героев по названию, имени автора, иллюстрации, с опорой на читательский опыт. | ||||
- Какие разногласия до чтения у вас возникли? - Какие вопросы ставите перед собой? Возможные вопросы: Кто главные герои произведения? Почему героев назвали великими путешественниками? Удачно ли их путешествие? Является ли рассказ юмористическим? Можно ли назвать Зощенко писателем-юмористом? | Помогает поставить вопросы перед чтением | На основе разных мнений определяют учебные задачи | ||||
Этап II. Работа с текстом во время чтения. Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. |
Возьмите в руки карандаш и помечайте во время чтения то, что показалось вам смешным и интересным. Чтение первой части учителем (дети следят, делают пометки)(до слов «И на другой день, когда наши родители уехали в город») - Как называлась деревня, в которой родители Лели и Миньки снимали дачу? - Как понимаете сочетание «перочинный ножик»? - Сколько денег взял Леля из копилки в поход? - Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснить? - Что взяли с собой в путешествие? - Что обозначает слово «тахта»? - Что показалось смешным? -Как вы думаете, как развернутся события дальше?
- Какие вопросы вы бы задали товарищам, чтобы проверить как они понимают текст? Возможные вопросы: - Какую хитрость придумал Степка, чтобы не сбиться с пути? - Что ели дети во время первого привала? - За что приняла сухую ветку над головой Леля, когда дети ночевали в лесу? - Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик? - Что Степка кричал во сне? Если таких вопросов не было, то уточнить: - Как вы понимаете выражение «Куда Макар телят не гонял»? - Были ли в этой части смешные моменты? -Как вы думаете, чем закончится рассказ?
- Кто больше всего удивился? - Как вы понимаете «в аккурат похожа»? - Как родители отреагировали на поступок детей? - Что обозначает слово «выпороть»? - Что такое космография? - Какое настроение царило в доме? - Какие эпизоды показались смешными? - Что делает рассказ смешным (комические ситуации, в которые попадают дети) | Читает вслух. Задает вопросы на первичное понимание текста Следит за чтением детей, задает вопросы на первичное понимание текста Включает аудиозапись, задает вопросы после прочитанного На слайде: комические ситуации. | Слушают, делают карандашные пометки Отвечают на вопросы по прочитанному. Читают вслух, отвечают на поставленные вопросы Слушают аудиозапись, делают пометки, отвечают на вопросы учителя Приходят к выводу, что смешным рассказ делают комические ситуации, в которые попадают дети. | индивидуальная | Пр.УУД: формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; ПУУД: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; ЛУУД: развитие читательского навыка; Умение задавать вопросы по прочитанному; КУУД: развитие чувства юмора, умения отвечать на поставленные вопросы. | |
Физ.минутка | -А теперь передохнём. Встали. Я буду читать строки из произведения. Если я читаю правильно, то хлопни в ладоши, если нет – то топни: - Я подарил Стёпке перочинный ножик. - Из моей копилки возьмём 7 рублей. -Мы пойдем прямо, прямо, пересекая горы и пустыни. - Стёпка принёс маленький мешок. - Я свалился в канаву странным образом. - Одна оса ужалила Лёлю. - Упавшая шишка с дерева напугала Миньку. - Тузик бежал за телегой целый час. | Читает отрывки из произведения | Определяют верные и неверные фразы | КУУД: умение отвечать на поставленные вопросы. РУУД: умение сохранять поставленную задачу. | ||
Этап III. Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. | -Давайте восстановим последовательность событий. -Кто главные герои рассказа? -Что с ними произошло? -Когда это произошло? -Где происходило действие? -Почему ребята отправились в кругосветное путешествие? - Как закончилось путешествие? - Какое впечатление осталось у вас от прочитанного рассказа? -Прочитайте отрывки, которые вам понравились больше всего. - А почему ребята попали в такие смешные истории? - Прочитайте, какие взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа. - Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно? - Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений). | Организует беседу после чтения На слайде добавляется после щелчка: взрослые выражения в детской речи | Восстанавливают последовательность событий, подтверждают ответы словами текста Приходят к выводу, что взрослые выражения в речи делают рассказ смешным | Беседа по прочитанному | ЛУУД: осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными. | |
- Понравились ли вам герои? Предлагаю составить характеристику героев, работая в группе. Каждой группе необходимо охарактеризовать образ каждого героя, опираясь на план, подтверждая свой ответ текстом Карточки с заданием 1 группа 1. Был инициатором и организатором путешествия. 3. Является в произведении мечтателем, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках 4. Бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком? 2 группа
3 группа
Защита выбранных вариантов - Как думаете, для чего подбирает героев противоположных по характеру? | Организует работу в группах, оказывает необходимую помощь при затруднениях На слайде: герои противоположные по характеру | Работают в группе согласно заданию. Защищают выбранный вариант Приходят к выводу, что использование приема противопоставления тоже делает рассказ смешным | Работа в группах Защита проектов | ЛУУД: применять правила делового сотрудничества; | ||
Подведение итогов | Давайте вернемся к иллюстрации рассказа. - Что бы вы теперь могли сказать, глядя на нее? - Какими словами текста могли бы ее подписать? Перед чтением вы ставили вопросы: Кто главные герои произведения? Почему героев назвали великими путешественниками? Удачно ли их путешествие? Является ли рассказ юмористическим? Можно ли назвать Зощенко писателем-юмористом? - Как бы вы на них ответили сейчас? - Можно ли назвать этих путешественников «великими»? - Можно ли сказать, что название рассказа саркастическое? - С какой интонацией вы бы теперь прочитали название рассказа? - Какие приемы юмористического рассказа использует Зощенко (с опорой на слайд)? (комические ситуации; использование взрослых выражений в речи детей, герои противоположных по характеру, саркастическое название) - Можно ли назвать Зощенко писателем - юмористом? - Какая фраза в рассказе оказалась самой важной? - Зачем Зощенко написал этот рассказ? Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники», как и другие юмористические, является поучительным. Благодаря, прочитанному рассказу, мы понимаем, что прежде чем что-то делать, нужно хорошо все обдумать | Задает вопросы, направленные на обобщение знаний детей. | Приходят к выводу, что автор для создания юмористического рассказа использовал: комические ситуации; речевые выражения взрослых в речи детей, героев противоположных по характеру, саркастическое название | Беседа | Л УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | |
Домашнее задание |
| Дает задание по выбору | Записывают задание в дневник | Индивидуальная | самоопределение | |
Рефлексия | Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак», на каждое «да» зажимают палец) • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль Вы……. Молодцы! Спасибо за урок! | Помогает сделать самооценку личных достижений Слайд | Подводят итоги, оценивают собственные достижения | Самооценка | Л УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 3 классе М.Зощенко «Великие путешественники».
конспект урока литературы в 3 классе М.Зощенко «Великие путешественники» с применением технологии критического мышления...
Урок Литературного чтения "М. М. Зощенко Великие путешественники "
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему: «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок вн.чтения)...
урок по произведению Зощенко" Великие путешественники"
Третий урок по произведению Зощенко...
Тема образованности в произведении М.М.Зощенко "Великие путешественники"
Цели: ознакомление с жизнью и творчеством М.М.Зощенко; учить детей анализировать текст, делать выводы; воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся....
М. Зощенко. Великие путешественники.______Разработка урока литературного чтения 3 кл
План-конспект урока...
Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Зощенко "Великие путешественники"
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...
М.М.Зощенко “Великие путешественники”. Особенности юмористического рассказа.
Цель урокаЗнакомство учащихся с юмористическим рассказом М.М.Зощенко “Великие путешественники”.Задачи урокаОбразовательные: 1.Познакомить учащихся с рассказом М.М. Зощенко “Великие п...