«Особенности юмористических произведений (ирония). М. М. Зощенко «Великие путешественники»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Карпова Ольга Евгеньевна

Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoshchenko_velikie_puteshestvenniki.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета

Урок литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Школа России»)

по теме: «Особенности юмористических произведений  (ирония).

М. М. Зощенко «Великие путешественники»».

автор: Карпова Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

2023 г.

Технологическая карта урока литературного чтения

в 3 классе по теме: «Особенности юмористических произведений  (ирония).

М. М. Зощенко «Великие путешественники»».

Тема урока

«Особенности юмористических произведений  (ирония). М. М. Зощенко «Великие путешественники»».

Номер урока в теме

Первый урок по данной теме

Базовый учебник

Учебник: «Литературное чтение» 3 класс часть 2; авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; УМК «Школа России»

Цели

Познакомить с рассказом Зощенко «Великие путешественники».  Создать условия для анализа художественного текста, выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко создает комическое в рассказе «Путешественники»

Планируемые результаты

Предметные УУД:  формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; определять главную мысль текста; выявлять признаки юмористического текста.

Личностные УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности;  применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию;  выражать положительное отношение к процессу познания;  осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из справочной литературы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, строить процесс рассуждения; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу).

Основные понятия

Юмористический рассказ, писатель-юморист

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир, этика

Дидактические материалы:

- карточка с заданием для работы в группе

- толковые словари

Необходимое техническое оборудование:

- проектор

- слайд-презентация

Формы работы учащихся:

Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Методы обучения:

по виду источника информации:

словесный (беседа, сообщения обучающихся об авторе)

наглядный (презентация, аудиозапись отрывка из произведения в прочтении И.Ильинского)

практический (работа по карточкам в группе)

по виду учебной деятельности:

Деятельностный метод обучения

Тип урока

Урок освоения новых знаний.

Технология:

Технология продуктивного чтения.

Ход урока:

этапа

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы

Формируемые УУД

Организационный момент.

  1. Общая готовность

  1. С добрым утром! Начат день.
    Первым делом гоним лень.
    На уроках не скучать, а работать и читать!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Проверка готовности

Мотивация на продуктивную деятельность

Самоконтроль

Настрой на работу

фронтальная

РУУД  Саморегуляция. Включение в учебно-познавательную деятельность

Этап  I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Задача – вызвать у ребёнка желание прочитать   книгу.

  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

- На предыдущих уроках мы с вами знакомились с  произведением Зощенко. Что это за произведение?

- Чем оно вам запомнилось?

- Скажите, что вы знаете об этом авторе?

- Какие интересные факты о жизни Зощенко вы узнали, нашли?

- Прочитайте слова (на доске: странник, путник, турист, землепроходец)

- Какое еще слово можно добавить  в этот список?

- Как бы вы объяснили слово «путешественник»

- Давайте посмотрим, как объясняется слово «путешественник» в толковом словаре

- Каких путешественников вы знаете?

- Как таких путешественников называют?

- Предположите, о чём мы будем читать произведение.

Задает вопросы, направленные на определение готовности учащихся

Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока. По ходу беседы на слайде появляются: М. Зощенко, путешественники, великие

Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют самостоятельно добытые знания

Читают слова. Определяют значение слова «путешественник», сравнивают с эталоном.

Приходят к сочетанию «Великие путешественники»

ПУУД: извлекать информацию из справочной литературы; развитие

логического мышления.

ЛУУД: обмен

впечатлениями.

КУУД: умение

слушать ответы других детей.

РУУД: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке;

РУУД: высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта;

  1.  Появление темы,  задач  урока.

- Прочтите,  что у вас получилось

-  Определите

- Верно, сегодня мы будем читать произведение о путешественниках, называется оно «Великие путешественники», а написал произведение Михаил Зощенко.

- Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?

Сегодня на уроке нам предстоит:

•  Узнать новое о творчестве М. Зощенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Организует подготовку учащихся к чтению текста

Обобщает сказанное детьми

Определяют тему урока,  тематику чтения

Ставят задачи

  1. Антиципация чтения

- На слайде я высветила иллюстрацию к этому произведению.

- Кто изображен?

- Предположите: кто будет героем произведения?

- Как могут разворачиваться события?

- Как думаете, почему их назвали великими?

- Зная автора, предположите жанр произведения.

Демонстрирует слайд с иллюстрацией

Задает вопросы, направленные на прогнозирование  содержания  текста

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную

направленность текста, его героев по названию, имени автора,  иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

  1.  Появление целей урока.

- Какие разногласия  до чтения у вас возникли?

- Какие вопросы ставите перед собой?

Возможные вопросы:

Кто главные герои произведения?

Почему героев назвали великими путешественниками?

Удачно ли их путешествие?

Является ли рассказ юмористическим?

Можно ли назвать Зощенко писателем-юмористом?

Помогает поставить вопросы перед чтением

На основе разных мнений определяют учебные задачи

Этап II.

Работа с текстом во время чтения.

Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная  задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

  1.  Первичное чтение текста. (По ходу чтения словарная работа и вопросы на понимание прочитанного).

Возьмите в руки карандаш и помечайте во время чтения то, что показалось вам смешным и интересным.

Чтение первой части учителем (дети следят, делают пометки)(до слов «И на другой день, когда наши родители уехали в город»)

- Как называлась деревня, в которой родители Лели и Миньки снимали дачу?
- Что подарил Минька Степке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

- Как понимаете сочетание «перочинный ножик»?

- Сколько денег взял Леля из копилки в поход?

- Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснить?

- Что взяли с собой в путешествие?

- Что обозначает слово «тахта»?

- Что показалось смешным?

-Как вы думаете, как развернутся события дальше?

  1.  Чтение второй части учениками (вслух) (до слов «Мы стали ждать, когда Стёпка проснётся)».

- Какие вопросы вы бы задали товарищам, чтобы проверить как они понимают текст?

Возможные вопросы:

- Какую хитрость придумал Степка, чтобы не сбиться с пути?

- Что ели дети во время первого привала?

- За что приняла сухую ветку над головой Леля, когда дети ночевали в лесу?

- Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик?

- Что Степка кричал во сне?

Если таких вопросов не было, то уточнить:

- Как вы понимаете выражение «Куда Макар телят не гонял»?

- Были ли в этой части смешные моменты?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

  1. Слушанье аудиозаписи 3 части произведения в прочтении И. Ильинского

- Кто больше всего удивился?

- Как вы понимаете «в аккурат похожа»?

- Как родители отреагировали на поступок детей?

- Что обозначает слово «выпороть»?

- Что такое космография?

- Какое настроение царило в доме?

- Какие эпизоды показались смешными?

- Что делает рассказ смешным (комические ситуации, в которые попадают дети)

Читает вслух.

Задает вопросы на первичное понимание текста

Следит за чтением детей, задает вопросы на первичное понимание текста

Включает аудиозапись, задает вопросы после прочитанного

На слайде: комические ситуации.

Слушают, делают карандашные пометки

Отвечают на вопросы по прочитанному.

Читают вслух, отвечают на поставленные вопросы

Слушают аудиозапись, делают пометки, отвечают на вопросы учителя

Приходят к выводу, что смешным рассказ делают комические ситуации, в которые попадают дети.

индивидуальная

Пр.УУД: формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой; ПУУД: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию; обобщать полученную информацию; совершенствовать читательские умения работы с текстом;

ЛУУД: развитие читательского навыка;

Умение задавать вопросы по прочитанному;

КУУД: развитие

чувства юмора, умения

отвечать на поставленные

вопросы.

Физ.минутка  

-А теперь передохнём. Встали.

Я буду читать строки из произведения. Если я читаю

правильно, то хлопни в ладоши, если нет – то топни:

- Я подарил Стёпке перочинный ножик.

- Из моей копилки возьмём 7 рублей.

-Мы пойдем прямо, прямо, пересекая горы и пустыни.

- Стёпка принёс маленький мешок.

- Я свалился в канаву странным образом.

- Одна оса ужалила Лёлю.

- Упавшая шишка с дерева напугала Миньку.

- Тузик бежал за телегой целый час.

Читает отрывки из произведения

Определяют верные и неверные фразы

КУУД: умение

отвечать на поставленные

вопросы.

РУУД: умение сохранять поставленную задачу.

Этап III.  

Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

-Давайте восстановим последовательность событий.

-Кто главные герои рассказа?

-Что с ними произошло?

-Когда это произошло?

-Где происходило действие?

-Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?

- Как закончилось путешествие?

- Какое впечатление осталось у вас от прочитанного рассказа?

-Прочитайте отрывки, которые вам понравились больше всего.

- А почему ребята попали в такие смешные истории?

- Прочитайте, какие взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа. 

- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно? 

- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно).

Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений). 

Организует беседу после чтения

На слайде добавляется после щелчка: взрослые выражения в детской речи

Восстанавливают последовательность событий, подтверждают ответы словами текста

Приходят к выводу, что взрослые выражения в речи делают рассказ смешным

Беседа по прочитанному

ЛУУД:

осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными.

- Понравились ли вам герои?

Предлагаю составить характеристику героев, работая в группе. Каждой группе необходимо охарактеризовать образ каждого героя, опираясь на план, подтверждая свой ответ текстом

Карточки с заданием

1 группа

1. Был  инициатором и организатором путешествия.
2. Проявил себя и как лидер, и как заботливый друг.

3. Является в произведении мечтателем, но это не мешает ему быть уверенным в своих делах и поступках

4. Бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком?

2 группа

  1. Боязливая и любопытная девочка 
  2. Хотел скорее вернуться домой
  3. Предложил взять с собой деньги
  4. Ведет себя рассуждает как взрослая. 
  5. Она жалеет об этой затее. 

3 группа

  1. Робкий, беззащитный и нерешительный мальчик.
  2. В рассказе является лишь терпеливым исполнителем. 
  3. Боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался?
  4.  «Хиляк», по сравнению со Степкой?

Защита выбранных вариантов

- Как думаете, для чего подбирает героев противоположных по характеру?

Организует работу в группах, оказывает необходимую помощь при затруднениях

На слайде: герои противоположные по характеру

Работают в группе согласно заданию.

Защищают выбранный вариант

Приходят к выводу, что использование приема противопоставления тоже делает рассказ смешным

Работа в группах

Защита проектов

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества;
КУУД: умение работать в паре, распределять совместную работу.
ПУУД: составление характеристики главного героя с опорой на план, развитие внимания к выбору точного слова для характеристики героя.

Подведение итогов

Давайте вернемся к иллюстрации рассказа.

- Что бы вы теперь могли сказать, глядя на нее?

- Какими словами текста могли бы ее подписать?

Перед чтением вы ставили вопросы:

Кто главные герои произведения?

Почему героев назвали великими путешественниками?

Удачно ли их путешествие?

Является ли рассказ юмористическим?

Можно ли назвать Зощенко писателем-юмористом?

- Как бы вы на них ответили сейчас?

 - Можно ли назвать этих путешественников «великими»? 
- Почему же автор дал произведению такое название?

- Можно ли сказать, что название рассказа саркастическое?

- С какой интонацией вы бы теперь прочитали название рассказа?

- Какие приемы юмористического рассказа использует Зощенко (с опорой на слайд)? (комические ситуации; использование взрослых выражений в речи детей, герои противоположных по характеру, саркастическое название)

- Можно ли назвать Зощенко писателем - юмористом?

- Какая фраза в рассказе оказалась самой важной?

- Зачем Зощенко написал этот рассказ? 

Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники», как и другие юмористические, является поучительным. Благодаря, прочитанному рассказу, мы понимаем, что прежде чем что-то делать, нужно хорошо все обдумать

Задает вопросы, направленные на обобщение знаний детей.

Приходят к выводу, что автор для создания юмористического рассказа использовал: комические ситуации; речевые выражения взрослых в речи детей, героев противоположных по характеру, саркастическое название

Беседа

Л УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ  мальчикам от лица Степки, девочкам от лица Лёльки
  2. В группах разыграть понравившийся отрывок
  3. Нарисовать по желанию  обложку  к рассказу.
  4. Подобрать дополнительный материал  о настоящих Великих путешественниках.

Дает задание по выбору

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

самоопределение

Рефлексия

Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак», на каждое «да» зажимают палец)

•  Вспомнить биографию и творчество М. Зо-
щенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Вы……. Молодцы!

Спасибо за урок!

Помогает сделать самооценку личных достижений

Слайд

Подводят итоги, оценивают собственные достижения

Самооценка

Л УУД:

способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 3 классе М.Зощенко «Великие путешественники».

конспект урока литературы в 3 классе М.Зощенко «Великие путешественники» с применением технологии критического мышления...

Урок Литературного чтения "М. М. Зощенко Великие путешественники "

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему:  «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок вн.чтения)...

урок по произведению Зощенко" Великие путешественники"

Третий урок по произведению Зощенко...

Тема образованности в произведении М.М.Зощенко "Великие путешественники"

Цели: ознакомление с жизнью и творчеством М.М.Зощенко; учить детей анализировать текст, делать выводы; воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся....

М.М.Зощенко “Великие путешественники”. Особенности юмористического рассказа.

Цель урокаЗнакомство учащихся с юмористическим рассказом М.М.Зощенко “Великие путешественники”.Задачи урокаОбразовательные: 1.Познакомить учащихся с рассказом М.М. Зощенко “Великие п...