М. Зощенко. Великие путешественники.______Разработка урока литературного чтения 3 кл
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
М. Зощенко. Великие путешественники.______
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Костюченко Наталья Михайловна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 87 г.о. Самара Советский район | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Литературное чтение | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | М. Зощенко . Великие путешественники. ( 1 час) | |
Базовый учебник | Л.М. Климанова, В.Г. Горецкий. Родная речь. 3 класс. Москва “Просвещение”. |
- Цель урока:
- ознакомить с творчеством русского писателя М.М. Зощенко,
- развивать у учащихся умение строить речевое высказывание в устной форме
- формировать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- формировать умение формулировать собственное мнение и позицию
9. Задачи:
- будут знать краткую биографию творческой деятельности М. Зощенко;
- будут уметь работать с дополнительной литературой, выделять главные моменты в рассказе;
- будут уметь работать в малых группах, в парах, самостоятельно давать оценку друг другу.
- Тип урока- объяснения нового материала
- Формы работы учащихся- работа в парах, в группах, работа над выполнением дифференцированного задания
- Необходимое техническое оборудование- проектор, компьютер
- Структура и ход урока
I Психологический настрой. Побуждение.
Когда вам мама говорит «Мы едем...»
Что вы чувствуете?
Вывешивается на доску плакат с ключевыми символами (рюкзак,
палатка, котелок, костер...)
-Для чего нужны эти вещи? (Для похода).
-Подберите синонимы к слову «поход»- пикник, прогулка, круиз,
путешествие.
-Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?
Ваши ассоциации.
-Какие виды путешествий вы знаете?
-На чем? Кластер.
Путешествие по воздуху (воздушный шар, ракета, самолет). Под землей (метро).
По земле (поезд, автобус, велосипед, машина, пешком). По воде (корабль, лодка, байдарка, плот).
-Какой вид путешествий самый доступный? (Пешком, по карте, глобусу).
-Что бы вы взяли с собой в путешествие пешком?
Рассказ, который мы с вами начнем читать, называется «Великие путешественники».
II Осмысление
Сегодня мы познакомимся с автором рассказа М.М.Зощенко,
который описывал одно увлекательное путешествие.
1) Знакомство с автором рассказа
А) Работа с таблицей. ЗХУ
- Что вы знаете о Зощенко?
- О чем вы хотите узнать? Сделаем запись во второй графе.
- Где родился?
- Кто его родители?
- Какая семья?
- Какими были его рассказы?
- Чему учат его рассказы?
2) Чтение краткой биографии писателя в учебнике. Делаем запись в
тетрадях (составляем рассказ о М.Зощенко, пользуясь таблицей).
-Каких людей называют великими?
-Кого вы знаете из великих путешественников? (Марко Поло, Христофор Колумб, Афанасий Никитин, Васко де Гама и т. д.).
Ребята, вы тоже путешественники в стране знаний и вы тоже делаете открытия, узнаете новое.
-Работа с учебником.
Послушайте о великих путешественниках. М. Зощенко не забывая о том, что он писатель-юморист и героями его книг всегда случаются веселые забавные приключения. Возьмите в руки карандаш и помечайте во время чтения то, что показалось вам смешным и интересным.
Чтение первой части учителем (дети следят, делают пометки).
Перед чтением второй части учитель спрашивает:
-Как вы думаете, как развернуться события дальше?
А) Направленное чтение 2 части (учитель + дети ).
Физминутка
Б) Словарная работа.
Блаженной улыбкой (довольной, умиротворенной).
Космография (наука о космосе).
-Что же нужно взять в поход?
-Что оказалось лишним?
В) Работа в парах. Чтение веселых интересных моментов в рассказе друг другу.
-Теперь вы хотите путешествовать пешком?
Г) Восстановление деформированного плана.
Дети самостоятельно работают.
Проверка по образцу, самооценка работ.
Д) Работа с проектором. Дети подбирают к иллюстрациям отрывки из рассказа.
III Рефлексия. Синквейн (пятистишие к слову путешествие).
Возврат от синквейна к таблице ЗХУ.
(Работа с источником.)
-Если не нашли ответ на поставленные вопросы, то постарайтесь найти ответ из других источников (роль исследователя).
А) Дневник двойной записи.
-Какая фраза (цитата) оказалась самой главной и почему?
IV Домашнее задание.
Пересказ текста по составленному плану. Нарисуйте понравившийся вам эпизод.
- Использованные технологии
№ | Этап урока | Название используемых технологий | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Побуждение | 1) Психологический настрой | 3 |
2)Ключевые символы (коммуникативные УУД) | |||
2 | Осмысление | 1) Таблица ЗХУ (коммуникативные УУД, регулятивные УУД) | 3 |
2)Кластер (коммуникативные УУД) | 2 | ||
3)Чтение с пометками (познавательные УУД) | 5 | ||
4)Физминутка | 1 | ||
5) Направленное чтение (личностные УУД, познавательные УУД) | 18 | ||
6) Словарная работа (познавательные УУД) | |||
7) Работа в парах (личностные УУД, регулятивные УУД) | |||
8) Восстановление деформированного плана | |||
9) Работа с проектором (регулятивные УУД) | |||
3 | Рефлексия |
(личностные УУД, регулятивные УУД) | 5 |
2) ЗХУ | |||
3) Домашнее задание | 3 |
Критерии оценки урока
- Запланированные на уроке виды деятельности работают на развитие всех составляющих читательской компетентности (когнитивной, деятельностной, мотивационной)
- Запланированные приемы изученной технологии необходимы для достижения цели урока.
- На уроке использован потенциал УМК в плане организации деятельности на уроке.
- Урок построен в логике задачного подхода.
- Урок предполагает формы учебного сотрудничества.
- Запланирована рефлексия учеников по поводу итогов и способов деятельности.
7. Умение показать мастер-класс.
Оценка выполнения итогового задания
№ | Показатели оценки |
1. | 2 балла – на уроке запланированы разные виды деятельности, направленные на открытие новых знаний самими учениками; 1 балл – в конспекте урока просматриваются попытки организовать деятельность учеников; 0 баллов – урок монологичен; объясняет учитель, деятельность учеников сводится к слушанию, чтению, ответы на вопросы учителя. |
2. | 2 балла – в соответствии с целями и задачами урока использован прием (приемы) новых технологий: учебных ситуаций, уровневой дифференциации, проектных задач, исследования, технологии критического мышления; 1 балл – применяются приемы новых технологий, но не всегда они «работают» на цель урока; 0 баллов – новые технологии не применяются. |
3. | 2 балла – учитель грамотно использует потенциал УМК: учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь, методическое руководство (не менее 2-х источников); 1 балл – учитель использует только тексты учебника, но с его помощью организует разные виды деятельности на уроке; 0 баллов – учитель использует только тексты учебника, виды деятельности однообразны. |
4. | 2 балла – ученики открывают новое самостоятельно 1 балл – ученики открывают новое при поддержке учителя. 0 баллов – новый материал объясняет учитель. |
5. | 2 балла – на уроке организована работа в парах или группах; 1 балл – коллективные формы работ запланированы, но с методическими ошибками; 0 баллов – формы учебного сотрудничества отсутствуют. |
6. | 2 балл – ученики осознают степень соответствия полученных результатов поставленным целям, рефлексируют над способами достижения результата; 1 балл - этап рефлексии проведен формально; 0 баллов – этап рефлексии отсутствует. |
7. | 2 балла – показан мастер-класс]/ задействованы слушатели; 1 балл – сделана попытка показать мастер-класс 0 баллов – монолог выступающего. |
11-14 баллов- конечный образовательный результат сформирован полностью;
7-10 баллов - конечный образовательный результат сформирован частично;
0-6 баллов - конечный образовательный результат не сформирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Литературного чтения "М. М. Зощенко Великие путешественники "
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему: «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок вн.чтения)...
Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Зощенко "Великие путешественники"
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...
Урок литературного чтения в 3 классе Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники»
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...
Карта урока литературное чтение М.М.Зощенко "Великие путешественники" 3 класс
Карта урока по литературному чтению 3 класс М.М.Зощенко "Великие путешественники" с ууд....
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России" М.Зощенко "Великие путешественники"
В презентации дается краткая биография писателя. Тест к произведению....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...
Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...