Технологическая карта урока литературы по теме: «Темы лирических произведений на примере стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»», УМК «Школа России», 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»; формирование представлений о биографии автора М. И. Цветаевой.

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством М. И. Цветаевой, её стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»;
  2. Совершенствовать умения выразительно читать лирические произведения и учить определять тему лирического произведения.

 

Предметные:

  1. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения;
  2. Иметь представление о биографии автора;
  3. Оперировать навыком анализа прочитанного текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать воображение через умение обосновать свою точку зрения.

Личностные:

  1. Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  2. Выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений.

 

Воспитательные:

  1.  Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
  2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить через сотрудничество в парах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 16.02.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс:

Урок: 1

Время: 13:00 – 13:40   Кабинет: 212

Студент: Насырева Светлана Александрона

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Темы лирических произведений на примере стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»; формирование представлений о биографии автора М. И. Цветаевой.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с творчеством М. И. Цветаевой, её стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»;
  2. Совершенствовать умения выразительно читать лирические произведения и учить определять тему лирического произведения.

Предметные:

  1. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения;
  2. Иметь представление о биографии автора;
  3. Оперировать навыком анализа прочитанного текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать речевые умения в ходе обсуждения прочитанного;
  2. Развивать воображение через умение обосновать свою точку зрения.

Личностные:

  1. Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;
  2. Выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений.

Воспитательные:

  1.  Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
  2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, умение дружить через сотрудничество в парах.

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

3. Приветствует учащихся

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Перед началом нашей работы, я предлагаю вам посмотреть на экран.

- Прочитайте цитату французского писателя Виктора Гюго «Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге».

- Как вы понимаете смысл цитаты?

- Вы правы. Сегодня мы с вами будем собирать жетоны-солнышки за правильные ответы, чтобы вокруг нас был свет, нам было уютно и тепло читать!

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

- Книга - это бесценная и незаменимая вещь, способная обогатить внутренний мир человека. Она является и помощником, и советчиком, и развлечением. Учит только хорошему, доброму и светлому.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация, слайд №1

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. 

- Сегодня мы с вами сможем увидеть мир глазами маленького Саши. А если быть точнее, мы познакомимся со способностями и чувствами: фантазия, любопытство, творчество, которые живут у него в голове.

- Добраться до рабочего центра чувств и способностей можно только на волшебных санях. Сани поедут быстро, когда мы быстро произнесем скороговорку.

- Послушайте скороговорку.

У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани. 

- Какой звук встречается чаще?

- Зачем нам скороговорка?

- А теперь прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук. прочитайте в ускоренном темпе, в быстром.

- Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры?

-Молодцы!

Выдвигает проблему.

- Ребята, посмотрите, мы оказались в центре управления фантазии, любопытства, творчества. Мне кажется, что здесь что-то не так, творится полный хаос.

- Я Любопытство и не позволю никому в центре работать, потому что хочу узнать о творчестве незнакомки, которую вы видите на портрете.

- Ребята, на экране вы видите шифр, предлагаю вам разгадать с помощью него фамилию незнакомого человека на портрете. Каждому символу соответствует определенная буква.

- Какая фамилия у вас получилась?

- Всё верно – это Марина Ивановна Цветаева.

- Любопытство с нетерпением просит вас узнать, как можно больше о этой уникальной личности и её стихотворениях.

- Фантазия слушала нас внимательно, посмотрите какие образы возникли в голове у Саши, когда он прочитал названия стихотворений.

- Что здесь изображено?

- Вы правы, ведь название стихотворения М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»»

Слушают учителя.

- Звук [с].

- Что бы внятно проговаривать звук.

- У маленького Сани сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

Слушают учителя.

- Цветаева

- Царства и феи, тропинка с бугорком, по которой бегут дети.

Предметные: повторить необходимый материал.

Метапредметные:

П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация, слайд №2

Учебная презентация, слайд №3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

- Предположите, какая же будет тема нашего урока?

- Предположите, какую цель мы можем поставить?

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Познакомимся…
  2. Прочитаем и проанализируем…
  3. Учиться…
  4. Подведем..

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

- На партах вы видите карточки «Центр успеха» подпишите их своей фамилией и именем. В них вы будете приклеивать свои жетоны-солнышки.

Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем.

- М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»

- Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой и её стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»

1. Познакомимся с биографией М. И. Цветаевой;

2. Прочитаем и проанализируем стихотворения «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»;

3. Учиться определять тему лирического произведения;

4. Подведем итоги урока.

Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Метапредметные:

Л: мотивация к учению и познанию

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация, слайд №4

Учебная презентация, слайд №5

Карточка «Центр успеха»

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

1.Рассказывает о творчестве автора. 

- Прямо сейчас Саша смотрит фильм о биографии Марины Цветаевой, давайте присоединимся и посмотрим вместе в «Центре чувств и состояний». Смотрите внимательно, чтобы ответить на вопросы в карточках от Любопытства.

Проверим ответы.

- Чем занималась Марина Цветаева в детстве?

- С какого возраста Марина Цветаева начала писать стихотворения?

- Ребята, посмотрите на парте у некоторых из вас лежат карточки с интересными фактами о писательнице. Прочитайте факты по порядку, карточки пронумерованы.

1. Цветаева любила путешествовать по миру и на длительный срок останавливалась в разных странах.

2. С раннего детства Марина жила в мире книг и  книжных сюжетов, ведь уже с 4 лет малышка умела читать.

Смотрят видео.

- Марина Цветаева занималась рисованием, музыкой, писала стихотворения, изучала историю, мифологию, изучала языки: французский и немецкий.

- С 6 лет.

Читают интересные факты.

П: объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.

Р: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении

(слушании) произведения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде.

Учебная презентация, слайд №6

Карточки

«Интересные факты»

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

3. В гимназии Цветаева училась хорошо.

- Отлично! Мы закончили, здесь мы больше узнали о творчестве Марины Цветаевой, любопытство больше не мешает работать своим коллегам в центре.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Теперь нам предстоит прочитать стихотворения.

2. Эмоционально настраивает обучающихся на восприятие стихотворения.

- Фантазия стала управлять сознанием Саши, закроем вместе глаза.

- Вспомните светлые и счастливые воспоминания. Возможно, вы прыгали по лужам, постоянно играли, гуляли с друзьями. Вспомните свои веселые зимние каникулы, день рождения. Как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания о детстве, об этой замечательной, прекрасной поре, когда можно бесконечно играть, веселиться, удивляться.

-Перед тем как прослушать стихотворение, мы узнаем значение некоторых слов.

- Посмотрите на эти слова, кто знает или может предположить их значения.

Мальвы- это…

Владенья- это…

Скаты- это…

3. Организует прослушивание произведения.

- А теперь мы прослушаем стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». Послушайте и скажите, какие чувства оно у вас вызвало.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и почему?

- Поднимите руку, кому оно понравилось?

- Теперь послушайте стихотворение «Наши царства».

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и почему?

- Поднимите руку, кому оно понравилось?

- 1. Познакомимся с биографией М. И. Цветаевой;

2. Прочитаем и проанализируем стихотворения «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»

Закрывают глаза.

- Мальва - это распространенное лекарственное растение.

Владение расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме владельца.

Скат – наклонная поверхность.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос учителя.

Поднимают руки.

Р: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении

(слушании) произведения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями и условиями общения в знакомой среде.

Учебная презентация, слайд №7

Учебная презентация, слайд №8

Учебная презентация, слайд №9

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: оценивание

1. Проводит прочтение стихотворения цепочкой.

- А теперь мы прочитаем стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» на 72 странице учебника цепочкой и начнём с 3 ряда, остальные следят и думают, что хотела этим стихотворением нам сказать Марина Цветаева.

2.Организует анализ стихотворения.

- Отлично, какая же главная мысль этого произведения?

- Какая тема стихотворения?

- А теперь мы прочитаем стихотворения «Наши царства» на 73 странице учебника цепочкой и начнём с 1 ряда, остальные следят и думают, что хотела этим стихотворением нам сказать Марина Цветаева.

- Отлично, какая же главная мысль этого произведения?

- Какая тема стихотворения?

- Мы определили с вами темы 2 стихотворений, что вы можете сказать, что объединяет лирические произведения?

- Отлично, а теперь найдём в этом стихотворениях художественные средства. Какие вы знаете?

- Отлично, искать вы будете их в группах. Какие правила работы в группе вы знаете?

- Молодцы, я раздаю вам листочек со стихотворением, в нём красным вы отмечаете эпитеты, синим – олицетворения, зелёным – сравнения, желтым метафоры.

- Всем ясно? На это у вас есть 2 минуты.

- Время вышло, какие эпитеты вы нашли в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка»? Одна группа называет, остальные проверяют по эталону на экране.

- Сравнения?

- Олицетворения?

- Молодцы, все справились!

Проверяем средства выразительности в стихотворении «Наши царства».

Читают по цепочке. Отвечают на вопросы.

- Главная мысль стихотворения – это прощание с беззаботным детством.

-Тема – детство.

- Главная мысль стихотворения в том, что детство - это особое "царство", отдельный мир, недоступный взрослым, где природа выглядит сказочно.

- Тема детство.

- Лирические произведения относятся к теме детство.

- Эпитет – это художественное определение предмета или действия.

- Олицетворение –  приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами живого.

- Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений.

- Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение

Вспоминают правила работы в группах.

1. Уважай мнение товарища.

2. Работайте в группе дружно и активно.

3. Выберете ответственного.

4. Когда вы закончите работу, поднимите руки вверх.

Эпитеты: сонными лугами, лениво движется, добром, старом, детском времени, замком царственным, сонно-тяжело качаются.

Сравнения: как детскими ногами, утро было рай, полдень рай и все закаты.

Олицетворения: поют они, бежит тропинка, лениво движется, спешат удары.

Метафоры: лениво движется, сонными лугами.

Эпитеты: владенья царственно-богаты, добрые соседки, темный лес, диких девочек, воздух летний.

Метафоры: делит лес, на фею нужен глаз, воздух свеж.

Сравнения: деревья нам качели.

Олицетворения: не рассказать стиху.

М: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. 

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Р:  принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости

от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи

чтения.

Учебник

Учебник

Учебная презентация, слайд №10

Учебная презентация, слайд №11

Карточки

Учебная презентация, слайд №12

Учебная презентация, слайд №13

Динамическая пауза

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: работа с таблицей.

Внешний и взаимоконтроль

1. Проводит самостоятельную работу.

- Теперь пришло время написать самостоятельную работу. Возьмите с парты карточку с тестом.  Вам нужно отметить правильный ответ. На это у вас есть 2 минуты.

Тест

  1. В каком городе провела свое детство Цветаева М. И.?
  • Тарус;
  • Миасс;
  • Ока.
  1. Во сколько лет Цветаева М. И. начала писать стихотворения?
  • 20;
  • 16;
  • 6.
  1. Какая тема стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»?
  • Любовь к Родине;
  • Детство;
  • Природа.
  1. Какими чувствами наполнено стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»?

2. Организует взаимопроверку.

- Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране.

- Если всё верно поставьте 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2.

- Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2.

- Передайте свои работы на первую парту.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работы другу друга.

Эталон:

  1. Тарус
  2. 6
  3. Детство
  4. Стихотворение автора светлое, радостное, но в то же время наполнено грустью о навсегда ушедшем детстве.

Поднимают руки.

П:  анализировать текст стихотворения:

находить в тексте сравнения, эпитеты.

Р:  проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.

Карточка

Учебная презентация, слайд №14

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный: рассказ, объяснение, работа с книгой.

Наглядный: показ.

Приёмы: чтение в парах.

Внешний и взаимоконтроль

1.  Организует работу по созданию галереи воспоминаний.

- Ребята, в центре управления Саши творчество предлагает создать галерею воспоминаний из детства Марии Цветаевой. Сейчас вы в тех же группах изобразите воспоминание, которые описаны в абзацах.

- Творчество сохранит яркие воспоминания.


- Ребята, какой пункт плана нам осталось выполнить?

Выполняют творческое задание.

- Подвести итоги.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения.

Р:  выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата

деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

К:  читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям,

героям произведения.

Учебная презентация: с

лайд №15

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Ф

Словесный: рассказ.

Наглядный: показ.

Приёмы:   организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Организует обобщение по уроку.

- Ребята, с каким автором и его произведением мы сегодня познакомились?

- Всё верно. Вспомним цель нашего урока.

- Поднимите зелёный карандаш, кто на уроке всё усвоил, и ему было интересно. И красный – кто, ничего не понял, и ему было неинтересно.

- А какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя?

- Все мы вспоминаем разные счастливые и веселые моменты детства, которые остаются важными для каждого из нас. Нужно беречь свои детские воспоминания.

- Мне очень понравилось с вами читать, было тепло и уютно. Поднимите руку, кто собрал 5 жетонов и больше, 4, 3. Подойдите ко мне.

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

- М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»

-  Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой и стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»

Поднимают карандаши.

Высказывают свои мысли.

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения.

К: формулировать

простые выводы на основе прочитанного произведения.

Р:  устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Учебная презентация: слайд №16

Карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии «Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Изделие : Вышивка Ёлочка. Кораблик.» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке косого стежка; изготовление вышивки крестом ёлочка, кораблик.Задачи урокаДидактические:познакомить с технологией изготовления елоч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...

Технологическая карта урока литературы Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой.

Технологическая карта урока литературы "Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...

Технологическая карта урока математики, "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых", УМК "Школа России", 1 класс

Цель урока: Повторение нумерации чисел от 1 до 5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить понятие «число» и «цифра»;2. Проанализировать степень ус...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихо...