Технологическая карта урока литературы по теме: «Темы лирических произведений на примере стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»», УМК «Школа России», 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»; формирование представлений о биографии автора М. И. Цветаевой.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 66.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 16.02.24 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал) Класс: 4В Урок: 1 Время: 13:00 – 13:40 Кабинет: 212 | Студент: Насырева Светлана Александрона Группа: 31 Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна |
Тема урока: «Темы лирических произведений на примере стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»; формирование представлений о биографии автора М. И. Цветаевой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. В. Г. Горецкий, М. В. Голованова 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | ||||||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1 Психологически настраивает учащихся класса на урок. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. 3. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Перед началом нашей работы, я предлагаю вам посмотреть на экран. - Прочитайте цитату французского писателя Виктора Гюго «Свет! Всегда свет! Повсюду свет! В нем нуждаются все. Он содержится в книге». - Как вы понимаете смысл цитаты? - Вы правы. Сегодня мы с вами будем собирать жетоны-солнышки за правильные ответы, чтобы вокруг нас был свет, нам было уютно и тепло читать! | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. - Книга - это бесценная и незаменимая вещь, способная обогатить внутренний мир человека. Она является и помощником, и советчиком, и развлечением. Учит только хорошему, доброму и светлому. | Л: мотивация учебной деятельности Р:самоопределение к деятельности; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учебная презентация, слайд №1
| ||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Сегодня мы с вами сможем увидеть мир глазами маленького Саши. А если быть точнее, мы познакомимся со способностями и чувствами: фантазия, любопытство, творчество, которые живут у него в голове. - Добраться до рабочего центра чувств и способностей можно только на волшебных санях. Сани поедут быстро, когда мы быстро произнесем скороговорку. - Послушайте скороговорку. У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани. - Какой звук встречается чаще? - Зачем нам скороговорка? - А теперь прочитайте скороговорку медленно, проговаривая чётко каждый звук. прочитайте в ускоренном темпе, в быстром. - Вы правы. И прочитайте ещё раз и постарайтесь её запомнить. Кто готов сказать скороговорку без опоры? -Молодцы! Выдвигает проблему. - Ребята, посмотрите, мы оказались в центре управления фантазии, любопытства, творчества. Мне кажется, что здесь что-то не так, творится полный хаос. - Я Любопытство и не позволю никому в центре работать, потому что хочу узнать о творчестве незнакомки, которую вы видите на портрете. - Ребята, на экране вы видите шифр, предлагаю вам разгадать с помощью него фамилию незнакомого человека на портрете. Каждому символу соответствует определенная буква. - Какая фамилия у вас получилась? - Всё верно – это Марина Ивановна Цветаева. - Любопытство с нетерпением просит вас узнать, как можно больше о этой уникальной личности и её стихотворениях. - Фантазия слушала нас внимательно, посмотрите какие образы возникли в голове у Саши, когда он прочитал названия стихотворений. - Что здесь изображено? - Вы правы, ведь название стихотворения М. И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»» | Слушают учителя. - Звук [с]. - Что бы внятно проговаривать звук. - У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани. Слушают учителя. - Цветаева - Царства и феи, тропинка с бугорком, по которой бегут дети. | Предметные: повторить необходимый материал. Метапредметные: П: извлечение необходимой информации из текста; анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное или произвольное построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация, слайд №2 Учебная презентация, слайд №3 | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. - Предположите, какая же будет тема нашего урока? - Предположите, какую цель мы можем поставить? 2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:
3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - На партах вы видите карточки «Центр успеха» подпишите их своей фамилией и именем. В них вы будете приклеивать свои жетоны-солнышки. | Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем. - М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» - Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой и её стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» 1. Познакомимся с биографией М. И. Цветаевой; 2. Прочитаем и проанализируем стихотворения «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка»; 3. Учиться определять тему лирического произведения; 4. Подведем итоги урока. | Предметные:: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Метапредметные: Л: мотивация к учению и познанию Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Учебная презентация, слайд №4 Учебная презентация, слайд №5 Карточка «Центр успеха» | ||||||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод | 1.Рассказывает о творчестве автора. - Прямо сейчас Саша смотрит фильм о биографии Марины Цветаевой, давайте присоединимся и посмотрим вместе в «Центре чувств и состояний». Смотрите внимательно, чтобы ответить на вопросы в карточках от Любопытства. Проверим ответы. - Чем занималась Марина Цветаева в детстве? - С какого возраста Марина Цветаева начала писать стихотворения? - Ребята, посмотрите на парте у некоторых из вас лежат карточки с интересными фактами о писательнице. Прочитайте факты по порядку, карточки пронумерованы. 1. Цветаева любила путешествовать по миру и на длительный срок останавливалась в разных странах. 2. С раннего детства Марина жила в мире книг и книжных сюжетов, ведь уже с 4 лет малышка умела читать. | Смотрят видео. - Марина Цветаева занималась рисованием, музыкой, писала стихотворения, изучала историю, мифологию, изучала языки: французский и немецкий. - С 6 лет. Читают интересные факты. | П: объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю. Р: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация, слайд №6 Карточки «Интересные факты» | ||||||
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 3. В гимназии Цветаева училась хорошо. - Отлично! Мы закончили, здесь мы больше узнали о творчестве Марины Цветаевой, любопытство больше не мешает работать своим коллегам в центре. - Какой пункт плана мы выполнили? - Теперь нам предстоит прочитать стихотворения. 2. Эмоционально настраивает обучающихся на восприятие стихотворения. - Фантазия стала управлять сознанием Саши, закроем вместе глаза. - Вспомните светлые и счастливые воспоминания. Возможно, вы прыгали по лужам, постоянно играли, гуляли с друзьями. Вспомните свои веселые зимние каникулы, день рождения. Как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания о детстве, об этой замечательной, прекрасной поре, когда можно бесконечно играть, веселиться, удивляться. -Перед тем как прослушать стихотворение, мы узнаем значение некоторых слов. - Посмотрите на эти слова, кто знает или может предположить их значения. Мальвы- это… Владенья- это… Скаты- это… 3. Организует прослушивание произведения. - А теперь мы прослушаем стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». Послушайте и скажите, какие чувства оно у вас вызвало. - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и почему? - Поднимите руку, кому оно понравилось? - Теперь послушайте стихотворение «Наши царства». - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение и почему? - Поднимите руку, кому оно понравилось? | - 1. Познакомимся с биографией М. И. Цветаевой; 2. Прочитаем и проанализируем стихотворения «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» Закрывают глаза. - Мальва - это распространенное лекарственное растение. Владение — расположение вещи, затрудняющее пользование ею всеми людьми, кроме владельца. Скат – наклонная поверхность. Внимательно слушают. Отвечают на вопрос учителя. Поднимают руки. | Р: оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении (слушании) произведения. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация, слайд №7 Учебная презентация, слайд №8 Учебная презентация, слайд №9 | ||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: оценивание | 1. Проводит прочтение стихотворения цепочкой. - А теперь мы прочитаем стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» на 72 странице учебника цепочкой и начнём с 3 ряда, остальные следят и думают, что хотела этим стихотворением нам сказать Марина Цветаева. 2.Организует анализ стихотворения. - Отлично, какая же главная мысль этого произведения? - Какая тема стихотворения? - А теперь мы прочитаем стихотворения «Наши царства» на 73 странице учебника цепочкой и начнём с 1 ряда, остальные следят и думают, что хотела этим стихотворением нам сказать Марина Цветаева. - Отлично, какая же главная мысль этого произведения? - Какая тема стихотворения? - Мы определили с вами темы 2 стихотворений, что вы можете сказать, что объединяет лирические произведения? - Отлично, а теперь найдём в этом стихотворениях художественные средства. Какие вы знаете? - Отлично, искать вы будете их в группах. Какие правила работы в группе вы знаете? - Молодцы, я раздаю вам листочек со стихотворением, в нём красным вы отмечаете эпитеты, синим – олицетворения, зелёным – сравнения, желтым метафоры. - Всем ясно? На это у вас есть 2 минуты. - Время вышло, какие эпитеты вы нашли в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка»? Одна группа называет, остальные проверяют по эталону на экране. - Сравнения? - Олицетворения? - Молодцы, все справились! Проверяем средства выразительности в стихотворении «Наши царства». | Читают по цепочке. Отвечают на вопросы. - Главная мысль стихотворения – это прощание с беззаботным детством. -Тема – детство. - Главная мысль стихотворения в том, что детство - это особое "царство", отдельный мир, недоступный взрослым, где природа выглядит сказочно. - Тема детство. - Лирические произведения относятся к теме детство. - Эпитет – это художественное определение предмета или действия. - Олицетворение – приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами живого. - Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений. - Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение Вспоминают правила работы в группах. 1. Уважай мнение товарища. 2. Работайте в группе дружно и активно. 3. Выберете ответственного. 4. Когда вы закончите работу, поднимите руки вверх. Эпитеты: сонными лугами, лениво движется, добром, старом, детском времени, замком царственным, сонно-тяжело качаются. Сравнения: как детскими ногами, утро было рай, полдень рай и все закаты. Олицетворения: поют они, бежит тропинка, лениво движется, спешат удары. Метафоры: лениво движется, сонными лугами. Эпитеты: владенья царственно-богаты, добрые соседки, темный лес, диких девочек, воздух летний. Метафоры: делит лес, на фею нужен глаз, воздух свеж. Сравнения: деревья нам качели. Олицетворения: не рассказать стиху. | М: уметь отвечать на вопросы по тексту произведения. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Р: принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения. | Учебник Учебник Учебная презентация, слайд №10 Учебная презентация, слайд №11 Карточки Учебная презентация, слайд №12 Учебная презентация, слайд №13 | ||||||
Динамическая пауза | ||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | Ф, И Словесный: объяснение. Наглядный: показ. Практический: самостоятельная работа. Приёмы: работа с таблицей. Внешний и взаимоконтроль | 1. Проводит самостоятельную работу. - Теперь пришло время написать самостоятельную работу. Возьмите с парты карточку с тестом. Вам нужно отметить правильный ответ. На это у вас есть 2 минуты. Тест
2. Организует взаимопроверку. - Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране. - Если всё верно поставьте 5; 1 ошибка – 4; 2 ошибки – 3; 3 ошибки – 2. - Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2. - Передайте свои работы на первую парту. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют работы другу друга. Эталон:
Поднимают руки. | П: анализировать текст стихотворения: находить в тексте сравнения, эпитеты. Р: проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи. | Карточка Учебная презентация, слайд №14 | ||||||
Включение в систему знаний (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: рассказ, объяснение, работа с книгой. Наглядный: показ. Приёмы: чтение в парах. Внешний и взаимоконтроль | 1. Организует работу по созданию галереи воспоминаний. - Ребята, в центре управления Саши творчество предлагает создать галерею воспоминаний из детства Марии Цветаевой. Сейчас вы в тех же группах изобразите воспоминание, которые описаны в абзацах. - Творчество сохранит яркие воспоминания. - Ребята, какой пункт плана нам осталось выполнить? | Выполняют творческое задание. - Подвести итоги. | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. Р: выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. К: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения. | Учебная презентация: с лайд №15 | ||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | Ф Словесный: рассказ. Наглядный: показ. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль | 1. Организует обобщение по уроку. - Ребята, с каким автором и его произведением мы сегодня познакомились? - Всё верно. Вспомним цель нашего урока. - Поднимите зелёный карандаш, кто на уроке всё усвоил, и ему было интересно. И красный – кто, ничего не понял, и ему было неинтересно. - А какой вывод сегодня каждый из вас сделал для себя? - Все мы вспоминаем разные счастливые и веселые моменты детства, которые остаются важными для каждого из нас. Нужно беречь свои детские воспоминания. - Мне очень понравилось с вами читать, было тепло и уютно. Поднимите руку, кто собрал 5 жетонов и больше, 4, 3. Подойдите ко мне. - Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. - М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» - Познакомиться с биографией М. И. Цветаевой и стихотворениями «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка» Поднимают карандаши. Высказывают свои мысли. | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. К: формулировать простые выводы на основе прочитанного произведения. Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности. | Учебная презентация: слайд №16 Карандаши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии «Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Изделие : Вышивка Ёлочка. Кораблик.» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений о строчке косого стежка; изготовление вышивки крестом ёлочка, кораблик.Задачи урокаДидактические:познакомить с технологией изготовления елоч...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...
Технологическая карта урока литературы Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой.
Технологическая карта урока литературы "Художественное описание дождя в произведениях Б.А.Павлова и Н.К. Абрамцевой....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...
Технологическая карта урока математики, "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых", УМК "Школа России", 1 класс
Цель урока: Повторение нумерации чисел от 1 до 5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить понятие «число» и «цифра»;2. Проанализировать степень ус...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихо...