Результативность мониторинга техники чтения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с применением нетрадиционных методов диагностики.
занимательные факты по чтению

Кристина Владимировна Горюнова

Педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной систематической работы над собой, над повышением уровня культуры и научно-теоретических знаний. Учителю необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. По мере становления учителя как субъекта педагогического труда он начинает занимать все более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в его совершенствование и развитие. Без постоянного анализа и самоанализа учитель не в состоянии глубоко осознать возникающие в практике обучения проблемы, правильно выбрать пути их решения, критически оценить и скорректировать полученные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kgbou_krasnoyarskaya_shkola_no3.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Абдразякова Ю.М., Бондарева Л.Д.,Горюнова К.В.

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская школа №3», г. Красноярск

Результативность мониторинга техники чтения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с применением нетрадиционных методов диагностики.

Педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной систематической работы над собой, над повышением уровня культуры и научно-теоретических знаний. Учителю необходимо постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. По мере становления учителя как субъекта педагогического труда он начинает занимать все более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в его совершенствование и развитие. Без постоянного анализа и самоанализа учитель не в состоянии глубоко осознать возникающие в практике обучения проблемы, правильно выбрать пути их решения, критически оценить и скорректировать полученные результаты.

Овладение чтением является одним из важнейших аспектов социализации детей с когнитивными расстройствами. В настоящее время в отечественных нормативно-правовых и организационных документах и научно-методической литературе сформированность умения читать и понимать прочитанное рассматривается как один из значимых и доступных предметных результатов обучения детей с умеренной умственной отсталостью, возможный для применения в практической деятельности и бытовых ситуациях: прочтение вывесок, названий товаров, названий кабинетов в поликлинике и т. д. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития предусмотрено овладение чтением на доступном уровне.[1, с.397-398].

Учителя-логопеды «Красноярской школы №3» приняли участие в совместном проекте КГПУ им. В.П Астафьева (г.Красноярск) и Университета Миннесоты с целью апробации мониторинга навыка чтения обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости в единой интерактивной среде. Были выбраны 7 обучающихся с 4го по 8 класс с умеренной степенью умственной отсталости и 2 обучающихся с отсутствием общеупотребительной речи.

Обучающиеся были разделены на 2 группы:

1 категория детей – Альбина В., Татьяна Щ., Иван С. это обучающиеся с девиантным поведением, владеющие общеупотребительной речью, в то же время у данной категории учащихся имеются определенные особенности в развитии мышления и других высших психических функций, в результате чего наблюдается низкая мотивация и сниженная любознательность, отсутствие интереса к чтению, непонимание прочитанной информации, нежелание и неумение выбирать книгу для чтения. Поэтому ежегодно в период диагностики, проверки техники чтения в соответствии со школьным планом, не удавалось получать точные результаты обследования.

Например, в период апробации программы, Иван С. проявил глубокий интерес к сенсорному оборудованию и предъявленным заданиям. Особенно ему понравились задания, в которых необходимо было определить первый и последний звуки в слове. При завершении задания он просил повторного прохождения данного вида упражнений. В заданиях «Закончи предложение» у него возникали трудности, наблюдалось незначительное снижение интереса к обследованию, так как эти упражнения для него оказались наиболее сложными.В период промежуточной диагностики у Ивана наблюдается положительная динамика в формировании навыка чтения, что очень хорошо прослеживается на сайте «говорящие уроки».

Альбина В. испытывает сложности при овладении программным материалом. Большой пробел в знаниях дает то, что девочка не умеет читать и, следовательно, часто не понимает предъявленные задания на уроках. Из – за этого Альбина стала несколько замкнутой. Так же, может заплакать от того, что не понимает, что ей нужно делать. Девочка боится быть отвергнутой и неуспешной в учебе среди сверстников. После участия в проекте мониторинга навыка чтения «Говорящие уроки» Альбина стала знать практически весь алфавит, начала сливать буквы в слоги. Стала проявлять интерес к чтению и чувствовать себя более уверенной в этой области познания.

Поэтому считаем, что мониторинг навыка чтения в этой программе послужил отличным инструментом для диагностики данной категории детей.

Ко второй группе обучающихся относятся дети, имеющие проблемы с коммуникацией и очень низкую мотивацию.

Расскажем о применении метода в работе с мальчиком Никитой П., который начал посещать занятия, будучи в 7-ом классе. Самостоятельно он был способен вступить в контакт для выражения собственных потребностей, отвечать на коммуникацию. Его речь на тот момент была аграмматичной, малопонятной, в сложных словах встречались перестановки слогов, понимание было возможно только в контексте разговора с ним. Для преодоления этих проблем было решено учить Никиту читать. В начале обучения Никита умел составлять слова из прямых слогов. Слоги со стечением согласных Никите долгое время не поддавались, по этому поводу мальчик очень переживал, вплоть до отказа от занятий. По итогам промежуточной диагностики в этом учебном году Никита научился читать небольшие предложения самостоятельно, отвечать на вопросы, опираясь на текст. Он стал писать слова, диктуя себе побуквенно. Мальчик стал проявлять стойкий интерес к каждой новой игре, содержащей элементы чтения, предпочитать азбуки-раскраски, самостоятельно прочитывать слоги, которые ранее при синтезировании слов из 2-3 слогов вызывали затруднения и требовали нескольких попыток. Ему нравится сам процесс и содержание занятий, он достаточно активен, отзывается на все педагогические приёмы, с удовольствием выполняет задания и всегда просит учителя предоставлять ему более сложные задания.

Причем, задания, где присутствуют картинки и пиктограммы, он достаточно легко выполняет самостоятельно, в тех же заданиях, где нужно прочитать слова или предложения, найти слово - окончание предложения, ему требуется частичная помощь учителя в виде повторения инструкции, дополнительного объяснения, а кое-где и показа.

И, тем не менее, при возникновении трудностей Никита старается выполнить задание самостоятельно, без помощи педагога.

Навык чтения существенно улучшил речь ребёнка, он стал контролировать себя при произнесении звуков в речи, а также более точно использовать предложные конструкции. Также Никита стал понимать смысл прочитанных слов и простых предложений. Он стал выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя об их смысле.

В заключение, хочется отметить, что этот ребёнок, поступив в первый класс, не умел читать, не знал букв, очень долго не разговаривал и прогнозы были малоутешительными. После проведения эксперимента Никита формально узнал все буквы, научился сливать в слоги, повысил уровень осознанности в работе над текстом, имеет пусть незначительную, но всё же, позитивную динамику, эмоционально-положительное отношение к процессу чтения. Когда работа по формированию навыка чтения и коррекции является комплексной и непрерывной, всегда имеется результат, хотя бы и самый незаметный. И сейчас Никита вступил на такую ступень формирования навыка чтения, когда ему нравится сам процесс чтения и он хочет этому учиться. Для него наши занятия являются на сегодняшний момент самыми запоминающимися, интересными и создают положительный эмоциональный настрой на работу.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью. Считаем, что достаточно обоснований для использования ИКТ технологий при обследовании навыка чтения, а также на уроках и занятиях узких специалистов при обучении чтению, с применением данной программы «Говорящие уроки» и подобных ей.

В заключение следует отметить, что апробированная нами технология очень удобна для учителя. Работа с планшетником обеспечивает положительную эмоциональную окрашенность учебной деятельности, позволяет отслеживать минимальные учебные достижения за короткий период времени и корректировать программы для улучшения результатов обучения.

[ 2, с. 130].

Источники и литература

  1. Применение технологии диагностики сформированности понимания прочитанных предложений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью / А.В. Мамаева, А.А. Горностаева, О.О. Русакова // Педагогический имидж. 2019. № (44). С. 396 – 409.
  2. Нетрадиционные подходы к оцениванию навыка чтения обучающихся с умеренной умственной отсталостью / А.В. Мамаева, Е.А.Орлова, Л.Ф. Шушарина // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ:: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 16 мая 2018 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. – С. 130 – 131.
  3. Мониторинг сформированности базовых предпосылок для понимания пиктографических изображений у обучающихся 1-2 классов с тяжелой умственной отсталостью / Артемьева Н. В., Задорожная Т. В., Мамаева А. В. // Гуманитарные науки. Научно-практический журнал. – Ялта, 2018. 2 (42) – С. 168 – 172.
  4. Целесообразность оказания организующей помощи при проведении мониторинга знания букв у обучающихся вторых классов с умеренной умственной отсталостью / Постникова Н.Н., Мамаева А.В. // Молодёжь и наука XXI ВЕКА. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: И.Ю. Жуковин; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 166-168.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика БУД по математике 1-4 класс, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Диагностика составлена для детей с умственной отсталостью, обучаемых по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы. –Москва.: «Просвещении», 2011; под ред...

Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка с в это общество, для его социализации и адаптации. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего ви...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (1А, 3 Бкласс)

Адаптированная рабочая программакоррекционно-логопедических занятийдля обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.(1А, 3 Бкласс)...

Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебны...

Сообщение к семинару «Использование игровых технологий в формировании базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью».

Сообщение раскрывает роль игровой технологии в формировании БУД у обучающихся 1 и 1 дополнительного классов....

Особенности нарушения чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением значите...