Проект "Жили -были"
проект по чтению

Толстова Олеся Евгеньевна

Проект "Жили -были"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhili_-_byli.docx354.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8  г. Холмска

МО «Холмский городской округ»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ЖИЛИ-БЫЛИ…»

Автор:

3 А, 3 Б класс,

МАОУ СОШ № 8 г. Холмска

Научный руководитель:

Толстова Олеся Евгеньевна,

учитель по внеурочной деятельности

МАОУ СОШ № 8 г. Холмска

г. Холмск

2021 г.


Содержание

Введение        3

Вводный этап        5

Поисково-исследовательский этап        7

Аналитико – оформительский этап        13

Заключительный этап        14

Заключение        15

Список использованных источников        17

Приложение 1. Словарь        18

Приложение 2. Результаты анкетирования        19

Приложение 3        . Классификация черт характера человека, воплощенных в сказочных образах животных        20

Приложение 4. Фотоколлаж продукта проектной деятельности        21


Введение

Сказка пришла к каждому из нас еще в самом раннем возрасте, когда мы еще и сами совсем не умели читать. Сейчас мы можем окунуться в волшебный мир сказок на уроках литературного чтения. Мы уже прочитали много интересных и познавательных сказок.  А ещё так много сказок, которые мы не прочитали!

Что же такое сказка и почему её любят и взрослые и дети?

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

В сказках не бывает случайных персонажей, каждый из них принимает участие в действии и исполняет в ней ту или иную роль.

Актуальность: народная сказка – самая древняя из форм устного творчества, которую любят читать не только дети, но и взрослые. Сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только «преданье старины глубокой», но и добрый наставник, мудрый воспитатель. 

Цель проекта: выявление основных черт характера персонажей народных сказок.

Гипотеза: животным и волшебным персонажам народных сказок присущи черты характера людей.

Задачи проекта:

  • изучить и проанализировать информационные источники по проблеме;
  • провести анкетирование обучающихся;
  • дать характеристику главным героям народных сказок;
  • классифицировать основные черты характера героев сказок и сопоставить их с чертами характера человека;
  • слепить героев сказок из пластилина.

Объект: герои народных сказок.

Предмет: отличительные черты характера героев народных сказок.

Продукт проектной деятельности: герои народных сказок «Самое дорогое», «Дед и рак», «Два жадных медвежонка» из пластилина.

В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение сказок, анкетирование учащихся 4 Б класса МАОУ СОШ №8 г. Холмска, анализ собранного материала, систематизация и классификация особенностей сказочных персонажей, составление презентации.

Этапы проекта:

  1. вводный (погружение в проект) – октябрь 2020 г.;
  2. поисково – исследовательский – октябрь - ноябрь 2020 г.;
  3. аналитико-оформительский – ноябрь 2020г.
  4. заключительный (представление результатов) – декабрь 2020г.

При работе над проектом были использованы Интернет-ресурсы и научно-популярная литература, которую нам удалось найти с помощью учителя. Особый интерес вызвала статься Богатырева Ж.В. «Сказка как предмет научного исследования»


Вводный этап

Задачи этапа:

  • определение темы проекта;
  • постановка целей и задач проекта;
  • составление гипотезы;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • изучение Интернет-ресурсов, материалов периодической печати по данной теме.

Определена тема проекта: «Жили-были … ».

Была определена проблема: школьники не знают, какие черты характера человека присущи животным и волшебным персонажам сказок.

В процессе самостоятельной работы дома, в школе собрана информация из научно-популярной литературы, материалов периодической печати и Интернет-ресурсов мы выяснили, что что самое точное определение дал «Словарь русского языка» С.И. Ожегова: «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

Слушая сказку, мы наслаждаемся складной, красивой речью и любуемся прекрасными героями, смелыми, добрыми, мудрыми. Сказка прославляет трудолюбие, ум, отвагу и находчивость. Она учит нас добрым делам: помогать ближнему, быть добрыми, верными, мужественными. Сказка показывает, что добро прекрасно. И потому сказка, при всём её неправдоподобии, говорит нам правду, она отражает мир народа, его убеждения, мысли, желания и мечты.

Сказки создал народ, именно поэтому они и называются – народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Они не ограничивались лишь повторением услышанного от предшественников. Новые сказители – народные мастера слова – стремились по-своему передать сказки, созданные предками. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

С годами имена сочинителей и сказителей на Руси были забыты, а созданные безымянными сказочниками произведения жили в народе, который стал бережливым хранителем этих драгоценных художественных сокровищ.

Примерно двести лет назад сказки стали записывать. При этом учёные старались в записи сохранить интонационные особенности устной русской речи: выразительность, звучность, ритмичность, лаконичность.

Вывод: на данном этапе была определена тема проекта, поставлены цель и задачи, выбран продукт проектной деятельности -  герои народных сказок «Самое дорогое», «Дед и рак», «Два жадных медвежонка» из пластилина, поставлена гипотеза, определен объект и предмет исследования, начато изучение источников информации по теме.

На данном этапе было принято решение:

  • провести анкетирование среди учащихся 4 Б класса МАОУ СОШ №8 г. Холмска;
  • в качестве продукта проектной деятельности слепить героев народных сказок, основываясь на характеристике персонажей.

Поисково-исследовательский этап

Задачи:

  • анкетирование учащихся 4 Б класса МАОУ СОШ №8 г. Холмска;
  • определение источников информации и их изучение;
  • планирование способов сбора и отбор информации.

План проектной деятельности представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Сроки выполнения

Этапы выполнения

Сентябрь

Поиск, изучение и анализ информационных источников по проблеме.

  • Классификация основных черт характера героев сказок и сопоставление их с чертами характера человека.

Октябрь

Анкетирование.

Обработка данных анкетирования, составление таблицы и диаграммы.

Ноябрь

Чтение сказок «Самое дорогое», «Дед и рак», «Два жадных медвежонка».

Характеристика персонажей (заполнение таблицы). Беседа.

Поиск и подготовка инструментов и материалов для создания изделия.

Лепка персонажей с опорой на характеристику.

Оформление работы.

Выставка работ.

Декабрь

Оформление работы

Составление выступления

Составление презентации

Предзащита

Защита на научно-практической конференции

На данном этапе мы провели анкетирование в 4 Б классе в котором участвовало 18 человек.

В результате анкетирования были получены такие результаты (Табл.2):

Таблица 2

Вопрос

Варианты ответов

Количество человек

%

В каком жанре вы предпочитаете читать?

сказки

8

44

рассказы

5

28

стихотворения

5

28

Считаете ли вы, что героям присущи черты человека?

да

13

72

нет

5

28

Как мы видим по таблице, предпочтение они отдали сказкам, что подтверждает актуальность выбранной темы. По мнению анкетируемых, герои-животные в сказках почти всегда похожи на человека. 72% опрошенных считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека. И только 28% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.  Таким образом, мы выяснили, что учащиеся знают о том, то в сказках животным и волшебным персонажам присваивают черты людей. А вот какие именно черты укрепились тем или иным сказочным персонажем вызвало затруднение. 

Представим полученные данные на диаграмме (Приложение 2)

Мы решили узнать о сказочных персонажах более подробнее, провести сходства между чертами характера сказочных героев и человеком.

По сложившейся традиции русские народные сказки в зависимости от темы делятся на три группы:

1. Бытовые сказки. («Каша из топора», «Барин и мужик», «Чего на свете не бывает»,  «Мужик и поп» и др.).

2.Волшебные сказки. («Морозко», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Волшебная дудочка» и др.).

3. Сказки о животных. («Лиса и журавль», «Теремок», «Колобок», «Кочеток и курочка» и др.).

Бытовые учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Действующие лица бытовых сказок – это солдат, мужик, барин, мудрая дева, добрая старуха. Бытовые сказки отличаются острой социальной направленностью. Они с иронией рассказывают о легкомысленных царях, корыстных чиновниках, жадных помещиках, несправедливых судьях, и других глупых и злых людях, которые угнетали простого русского человека.

Что касается волшебных сказок, это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая «армия зла»: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой.

Кощей представляется нам в образе вредного, злого, сластолюбивого, жадного (скупого), грубого и неблагодарного персонажа.

Еще один интересный герой волшебных сказок это Леший, который предстает в сказках как дух леса, его хранитель и защитник. Именно защищая свои владения он может либо быть добрым к человеку, либо всячески запугивать и путать непрошенных гостей, в зависимости с какими намерениями люди приходят в лесную чащу.

Сказки о животных - настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами.

Специфика сказок о животных проявляется и в том, что животные в них способны как и человек говорить, думать, разумно действовать.

Главными действующими лицами русских сказок о животных являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, кот, бык, лошадь, собака, ворон, петух и другие звери. Наиболее часто героями сказок являются лиса и волк. 

Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты:

Лиса. Она рисуется как хитрая, лживая, расчетливая, ловкая обманщица: обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); крадет мед («Медведь и лиса»). Как мы видим, лиса олицетворяет хитрых, нечестных, коварных злодеев.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. В большинстве случаев волк – негативный персонаж. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, несмышлености, доверчивости Лисе и другим более смышлёным персонажам («Волк и коза», «Лисичка-сестричка и волк», «Волк и семеро козлят») . В редких случаях волк всё же становится верным другом и защитником (Иван-царевич и серый волк».

В многочисленных сказках выведен и медведь. В сознании каждого, кто знаком со сказками, медведь один из самых сильных лесных зверей. Во времена сложения сказки как художественного жанра в медведе стали видеть человека с большими полномочиями. Известная сказка «Медведь и мужик» о том, как медведь с крестьянином поделили урожай, также подтверждает эту мысль. Уговор у мужика с медведем был такой: «Мне корешок, а тебе, Миша, вершок». Посеянная репа взошла, выросла – медведь получил ботву. Медведь остался ни с чем. Медведь не знает, что и как растет. Он чужд мужичьей работы. Глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного существа. Есть русские народные произведения, где люди с почтением выказываются о могучем звере и их тоже немало. «Медведь и собака», «Царевна-лягушка», «Дочь и падчерица» и многие другие. В этих сказках наш мишка сильный, добрый и отзывчивый. Он всегда придет на помощь человеку или другому животному. 

Кот. В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. При попытке лисы украсть петуха, кот приходит на выручку («Кот, петух  и лиса»). В русских сказках кот показан ловким и хитрым. В ряде сказок он – вояка, приходит на помощь друзьям («Кочеток, заяц и кот»).

Заяц, лягушка, мышь играют роль слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из домашних птиц сказки избрали петуха. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Нами составлена классификация черт характера человека, воплощенных в сказочных образах животных в русских народных сказках. Данная классификация представлена в Таблице 3 (Приложение 3).

Таким образом, животные и волшебные персонажи имеют свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада.

Животные и сказочные персонажи олицетворяют не только реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и прочее).  Они же воплощают и положительные черты характера человека – его положительные черты (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).

Правда сказок заключается в том, что в них, хотя и говорится о сказочных персонажах, воспроизводится жизнь человека. Всем персонажам приписываются свойства людей, мысли и поступки зверей отражают думы и действия человека. В этом и заключается поучительность сказок: каждый слушатель или читатель, задумываясь о поведении сказочных героев, задумывается о себе и об окружающих.

Для более подробного изучения персонажей народных сказок мы выбрали три сказки:

  1. русская народная сказка «Самое дорогое»;
  2. украинская народная сказка «Дед и рак»;
  3. венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Прочитав сказки различных народов, мы дали характеристику персонажам:

Таблица 4

Характеристика героев

русской народной сказки «Самое дорогое»

Герой сказки

Лесной дед

Описание внешности (портрет)

Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

Характер героя

Добрый, защитник природы.

Поступки героя

Волшебное существо, которое проживает в чаще и защищает всё живое в лесу, а потому попросил не рубить дерево.

Характеристика героев

украинской народной сказки «Дед и рак»

Герой сказки

Рак

Описание внешности (портрет)

Волшебный персонаж из моря.

Характер героя

Добрый, мистический персонаж.

Поступки героя

Исполняет желания.

Характеристика героев

венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

Герой сказки

Медвежата

Лиса

Описание внешности (портрет)

Один старше, другой младше.

Рыжая плутовка.

Характер героя

Весёлые, простодушные, доверчивые, жадные.

Хитрая, беззастенчивая, наглая, обманщица.

Поступки героя

Отправились искать счастья, не могли поделить сыр.

Предложила помощь поделить, съела почти весь сыр.

Рассмотрев эту характеристику, мы видим, что волшебные персонажи и животные соответствуют классификации, которую мы дали раннее. Например, медвежата – глупые и неуклюжие, а Лесной дед – Леший – защитник природы.

Изучив дополнительно другие литературные источники, мы узнали, что не во всех народах персонажи имеют схожие черты характера.

Например, в румынских сказках, заяц добр, но трусоват, как в русских сказках. А в сказках Вьетнама, он находчив и хитёр, словно лиса. Лиса в русских сказках всегда хитрая плутовка, а в китайских – колдунья.


Аналитико – оформительский этап

Задачи:

  • оформление проекта «Жили-были…»;
  • изготовление персонажей из пластилина и их выставка;
  • подготовка к публичной защите.

Последовательность изготовления изделия из пластилина

  1. Нашли основу для персонажей наших сказок. Было принято решение использовать крышки от строительных вёдер.
  2. Разделились на две группы:
  1. Первая группа создавала окружающее пространство для персонажей сказки: деревья, траву, камни, грибы, дом, птиц, и др.
  2. Вторая же группа выполняла создание непосредственно самих главных героев сказки. Основываясь на характеристике, которую составляли раннее.
  1. В таком формате работы были оформлены три сказки: русская народная сказка «Самое дорогое», украинская народная сказка «Дед и рак», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Сказки выбирали те, которые не изучаются в нашей программе. Это было задумано для того, чтобы учащиеся захотели прочитать эти сказки, увидев нашу работу.

Фотографии выполнения изделий представлены в Приложении 4.

Экономический расчёт проекта «Жили-были…»

Таблица 5

Наименование

Расход материала

Цена (руб.)

Пояснения

Бумага офисная, А 4

1 пачка

250 руб.

Выдается школой

Папка с файлами

1

60 руб.

Ножницы

1

40 руб.

Имелись в наличии

Пластилин

5

80 руб.

Имелся в наличии

Итого

430 руб.

Затраты на выполнение проекта должны были составлять 430 руб., но в итоге было затрачено 60 руб. на папку с файлами.

Принято решение: оформить папку с материалом исследования проектной деятельности.


Заключительный этап

Задачи:

  • выступление перед одноклассниками с результатами исследования;
  • подготовка презентационных материалов;
  • представление проекта на конкурсе проектно-исследовательской деятельности;
  •  подведение итогов проектной деятельности.

После оформления проекта необходимо было подготовить выступление и презентацию для защиты, в которых отражено самое важное и интересное.

Раньше мы даже не думали, насколько велико значение сказок в нашей жизни. Как с помощью персонажей сказок они отражается жизнь, быт человека, его характер, привычки.

Русские народные сказки – это настоящая бытовая энциклопедия, к которой обращается человек, чтобы постичь свою собственную натуру. В свое время один из исследователей русской сказки Евгений Трубецкой писал: «Много ли останется от нашей поэзии и от нашей музыки, если выкинуть из них сказку и сказочное? В этом лучшее доказательство того, что в сказке зарыто какое-то великое сокровище, без которого мы обойтись не можем».

В процессе выполнения проекта мы научились:

  • проводить анкетирование и анализировать полученные результаты;
  • работать с различными источниками информации;
  • проводить исследование сказок и их персонажей;
  • лепить персонажей сказок, используя  их характеристику;
  • оформлять работу и создавать презентацию для защиты.

Нам было интересно изучить материал по теме по разным источникам, делать предположения, выводы, проводить исследования.


Заключение

Выявление основных черт характера персонажей народных сказок, которые присущи людям, на примере русской народной сказки «Самое дорогое», украинской народной сказки «Дед и рак», венгерской народной сказки «Двое жадных медвежат» и с помощью других источников литературы показало, что животным и волшебным персонажам сказок присущи черты характера человека: доброта, отзывчивость, бескорыстность, стремление чего-то достичь, хитрость, коварство, обман.

Проектная деятельность осуществлялась по этапам:

Вводный этап был использован для погружения в проект: определения проблемы, цели, задач проекта, ознакомления с информацией по заинтересовавшей нас теме.

На поисково-исследовательском этапе работали с различными источниками информации и анализировали ее, изучили сказки различных народов. Исследовали и классифицировали черты характера человека, воплощенных в сказочных образах животных, волшебных существ; систематизировали изученный материал, провели анкетирование обучающихся.

На аналитико-оформительском этапе мы слепили главных персонажей сказок «Самое дорогое», «Дед и рак», «Два жадных медвежонка», для этого мы использовали характеристику главных героев, которую мы составляли по предложенным критериям.

На заключительном этапе была представлена данная работа для учащихся нашего класса.

Нам очень понравилась тема исследования. Мы столько узнали нового!

Например, сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека.

Недаром А.С. Пушкин говорил: «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

Анализируя русские народные сказки, мы пришли к выводу, что:

  1. за свою многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;
  2. каждое животное, волшебный герой наделён своими отличительными чертами характера;
  3. эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений;
  4. воплощенные в животных признаки, характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры.

Наша гипотеза подтвердилась: животным и волшебным персонажам народных сказок действительно присущи черты людей.


Список использованных источников

  1. Алексеева О.Б. Русские народные сказки [Текст] М.: Современник, 1988. 586 с.
  2. Аникин В.П.  Русские народные сказки [Текст] М.: Пресса, 1992. 560 с.
  3. Бердников Г.П. Энциклопедический словарь юного литературоведа. [Текст] М.: Педагогика, 1987. 416 с.
  4. Богатырева Ж.В. Сказка как предмет научного исследования. [Текст] Краснодар: 2015 г. С. 371-373.
  5. Ожегов С.И.  Словарь русского языка/ Под. ред. Шведовой Н.Ю. [Текст] М.: Русский язык, 1985. 797 с.
  6. Русская литературная сказка. Виды сказок [Электронный ресурс]. URL: https://obrazovaka.ru/literatura/vidy-skazok.html 
  7. Скворцова Л.И. Культура и нравственность. Персонаж русской сказки с психологической точки зрения [Электронный ресурс]. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/suda/kov/7_04.htm 
  8. Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. [Текст]  М.: Канон, 1997. 478 с.
  9. Этномир. Герои русских народных сказок [Электронный ресурс]. URL:  https://ethnomir.ru/articles/geroi-russkikh-narodnykh-skazok/ 


Приложение 1

Словарь

Понятие

Определение

Анкетирование

  • это письменная форма опроса.

Народные сказки

  • повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Персонаж

  • герой, действующее лицо.

Специфика

  • отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению.

Характер

  • совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные способы поведения.


Приложение 2

Результаты анкетирования


Приложение 3

Классификация черт характера человека, воплощенных в сказочных образах животных

Таблица 3

Сказочные образы животных

Черты характера человека, воплощенные в сказочных образах животных:

Примеры сказок

Лиса

Хитрость, плутовство, лживость, лесть, мстительность, жадность, ненасытность, изворотливость, пронырливость,

«Два жадных медвежонка», «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса», «Колобок» и др.

Волк

Глупость, жадность, злость, наглость, неблагодарность, бесстыдство, алчность, ненасытность, коварство, редко доброта и защитник.

 «Волк и коза», «Ненасытный волк», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» «Лисичка-сестричка и волк», Иван-Царевич и Серый Волк».

Медведь

Грубая сила, неуклюжесть, неловкость, небрежность, неповоротливость, косолапость, грубость

«Мужик и медведь», «Теремок», «Медведь и девочка», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», «Медведь и собака».

Кот

Защитник, вояка,  заботливость, внимательность, ловкость, хитрость, сластолюбие, проворство, сноровистость, лукавство

«Лиса и кот», «Кот, петух и лиса», «Кочеток, заяц и лиса», «Козел, баран и кот».


Приложение 4

Фотоколлаж продукта проектной деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Если б не было школы...

Познакомьтесь с нашей школой....

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Педагогическая кадриль "Дело было вечером, делать было нечего..."

Стихотворение о жизки учителей Кошехабльского района на  фестивале учительских клубов....

Эссе на тему "Была война, была победа."

В эссе рассказывается о  тяжёлых военных годах. Размышления о том, чего стоила победа нашим людям....

Классный час : «Была война.… Была Победа!!!!

Тема Великой Отечественной войны всегда волнует русских людей, но особенно актуальна она в этом, 2020 году, когда наша страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. От мала до велика ...