Евгений Чарушин «Страшный рассказ»
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
урок литературного чтения 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»
Ларина Наталия Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.» город Усть-Илимск, Иркутская область
Тема урока | Евгений Чарушин «Страшный рассказ» | ||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром. Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и «братьям нашим меньшим». Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты данного урока | |||||||||||||||||||||||||||||
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока | Научатся: Выразительно читать текст художественного произведения. Работать с художественным текстом. Составлять план рассказа. | ||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; — определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; — определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные: Проявлять: — интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; — толерантность к чувствам одноклассников; | ||||||||||||||||||||||||||||
Применение оборудования и инструментария | Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, листы с тестом | ||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Исследовательские умения и навыки | ||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. | - Добрый всем день! С каким настроением пришли на урок? Почему? - Прочитайте высказывание на доске: **** на доске: «Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.» Аддисон Д. - Как вы понимаете эту фразу? - Что ждете от урока литературного чтения? - Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум! | Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения | |||||||||||||||||||||||||||
2 Проверка домашнего задания | - С какими произведениями познакомились на прошлом уроке? - Чему учит нас этот рассказ? - Какое задание вы получили домой? - С какими трудностями встретились при его выполнении? - Предлагаю вам в парах пересказать текст, следующим образом: один начинает пересказ, а другой продолжает. - Оцените пересказ друг друга на оценочной шкале. **** Далее заслушивание пересказов 2-3 учащихся | Дети пересказывают рассказ Составляют слова, объясняют их значение | Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы | ||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. | Работа со словами. ****** на доске выставлены буквы из слов ПИСАТЕЛЬ и ХУДОЖНИК в разном порядке. - На доске, используя разрезные буквы, я зашифровала два слова. Рассмотрите их и попробуйте отгадать слова. - Ребята, а кто такой писатель? А художник? - А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? - Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека? | ||||||||||||||||||||||||||||
4. Постановка темы, цели урока. | - А хотите узнать такого человека? - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина. - Какие цели поставим на урок? | Формулируют цель, задачи на урок | Ставят цель работы | ||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала | *** открывается портрет писателя, репродукции из жизни автора 1.Рассказ учителя о Чарушине - Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибярика. В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. - Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником? Работа с текстом произведения 1.Прогнозирование перед чтением - Откройте учебники. Прочитайте название произведения. - Было ли вам когда-нибудь страшно? - Попробуйте предположить, о чём будет это произведение. - Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтёте данное произведение. - Перед чтением рассказа поработаем над словарем. 2.Словарная работа **** на доске или на слайде написаны слова, объяснения к ним появляются в ходе работы
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах НЕГРОМКО – тихо СТЕМНЕЛО – наступил вечер ШЛЁПАЕТ – топает ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой - Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе? 3.Первичное чтение рассказа. ***** Дети читают самостоятельно. - Понравился рассказ? - Кого испугались мальчики? 4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. - Почему же мальчики испугались ежа? - Как звали мальчиков? - Где они жили? - Почему они остались дома одни? - Что они делали, когда остались одни? - Какие звуки они услышали? - как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться? - Рассказали они родителям, что случилось? - Кого нашли родители? - Чем они угостили ёжика? - Боялись ли мальчики потом? Почему? 6.Работа с фразеологизмами **** листы с фразеологизмами У страха глаза велики Совсем одни Брать под свое крылышко Сердце в пятки ушло В мгновение око Вот тебе и раз - Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить. Работа в парах - Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа. **** проверка по образцу - Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +. - Давайте посмотрим сколько плюсов вы заработали. 7 Работа по составлению плана **** работа в паре, самостоятельно, с проверкой - А теперь предлагаю вам разделить текст на части и озаглавить каждую часть рассказа. - На сколько частей можно разделить рассказ? - Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её? **** проверка с проектированием плана на доску | Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий Отвечают на вопрос учителя Работают со словарем Читают рассказ самостоятельно Отвечают на вопросы по содержанию текста | Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы Ищут информацию в тексте | ||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | - Что вам удалось открыть для себя нового? - Что заинтересовало? На что обратили внимание? - Для того, чтобы проверить как вы внимательно работали на уроке, предлагаю выполнить небольшую работу. Тест по рассказу. (Дети выполняют задание на индивидуальных карточках) - Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.
- Что понравилось на уроке? Обоснуйте свой ответ. - Оцените свою работу на уроке? - Захотелось ли вам рассказать об этом дома? - Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? | Высказывают свою точку зрения Выполняют тестовое задание | |||||||||||||||||||||||||||
6. Д/з | Стр 97-98, вопросы, пересказ от лица Шуры | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».
Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Викторина по рассказу Н. Носова "Тук! Тук! Тук!", сказка В. Бианки " Как муравей домой добирался", рассказ М. Пришвин "Лисичкин хлеб".
Комбинированный урок литературного чтения и ИЗО. 2 класс...
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"
тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...
Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"
Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....
Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...