статья Развитие читательской активности младших школьников
статья по чтению

Черкасова Ольга Александровна

Материал подготовлен для выступления на семинаре учителей начальных классов по теме "Развитие учебной мотивации у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Читательская активность15.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто много читает, тот много знает» гласит народная мудрость.

Но к сожалению мы с вами сталкиваемся с самой насущной проблемой 21 века – современные дети не читают. Да они научены механизму чтения, но жажды к чтению нет, нет понимания и осознания того, что прочитано. Из 32 учеников в классе, только один ученик с удовольствием погружается в чтение. Почему? Современные дети загаджированы с раннего детства. Многие родители не читают сами и не прививают любовь к книгам своим детям. В моем окружении многие знакомые говорят открыто, что не читаю сами, поэтому не заставляют детей. Вспоминаю свое детство, мама проверяет тетрадки, папа (обычный слесарь) читает книгу. Я носила из библиотеки папе книги регулярно. Современная семья вечером, каждый в своем телефоне. Все сыты, одеты, развлечены. А при этом ребенок второклассник впервые на уроке русского языка от учителя узнает о том что у него есть отчество. Жалко поколение, у которого из-за дефицита чтения скудный словарный запас (собеседование 9-х классов подтверждает это), узкий кругозор, незаинтересованность. Не развито внимание, память, мышление. И только школа по старинке пытается бороться с отсутствием читательской активности. Сегодня я хочу поделиться некоторыми своими находками в работе над развитием читательской активности.

  1. Ведение читательского дневника. На собрании родителям я обычно поясняю, что читательский дневник – это помощник родителей. Его регулярное и добросовестное ведение приучает ребенка читать не эпизодически, а ежедневно. Да сначала лень, не хочется, но как и в любом другом деле возникает сначала привычка, а потом и потребность в чтении.
  2. Урок любимой книжки. Дети приносят книгу, которую читают дома, рассказывают о ней, показывают ребятам. Делятся впечатлениями.
  3. Инсценировки произведений из учебника. Отрабатывая понравившуюся роль ребенок глубже осмысливает произведение. Старается читать выразительно.
  4. Продолжение известного произведения. Творческая работа, позволяющая задуматься над произведением. Ведь чтобы продолжить, нужно прочувствовать, понять замысел автора.
  5. На каникулах ведем трекер прочитанных книг. Самый читающий получает награду. Список произведений детям нужно предлагать обязательно.
  6. Работа с архаизмами. Произведения становятся понятными. Дети расширяют словарный запас.
  7. На уроках русского языка, предлагаю предложения для разбора из ранее прочитанных произведений.
  8. В произведениях стараемся найти художественные средства выразительности. Дети с азартом ищут олицетворение и сравнения в тексте.
  9. Ну и конечно интересные факты из жизни писателей и поэтов. Дети с большим интересом читают произведение, если например узнают, что писатель родился и жил в Воронеже, как например Маршак. Или прежде чем написать свои рассказы Снегирев был ихтиологом и занимался исследованием подводного мира. Или о том что Толстой писал свои рассказы для бедных крестьянских детей.
  10. Предметные недели чтения, когда ребята не только читают произведения, но и выступают с ними перед зрителями.

Закончить хочется словами Дидро «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать»

Чтобы не упустить драгоценное время, приобщить детей к чтению, нужно постоянно показывать значимость чтения, причем и детям и взрослым. И если в результате появится хотя бы один читающий человек, мыслящий, значит все труды были не напрасны. Узнать наперед невозможно, поэтому нужно трудиться в этом направлении непокладая рук. Поэтому желаю вам энергии и творческого подъема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Статья для научно-методического журнала. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Развитие познавательной активности в младшем школьном  возрасте нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.В развитии познават...

Статья "Урок-игра как средство развития познавательной активности младших школьников"

В статье описаны типы уроков, виды игр, позволяющие развивать познавательную активность младших школьников....

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...