статья Развитие читательской активности младших школьников
статья по чтению
Материал подготовлен для выступления на семинаре учителей начальных классов по теме "Развитие учебной мотивации у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательская активность | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кто много читает, тот много знает» гласит народная мудрость.
Но к сожалению мы с вами сталкиваемся с самой насущной проблемой 21 века – современные дети не читают. Да они научены механизму чтения, но жажды к чтению нет, нет понимания и осознания того, что прочитано. Из 32 учеников в классе, только один ученик с удовольствием погружается в чтение. Почему? Современные дети загаджированы с раннего детства. Многие родители не читают сами и не прививают любовь к книгам своим детям. В моем окружении многие знакомые говорят открыто, что не читаю сами, поэтому не заставляют детей. Вспоминаю свое детство, мама проверяет тетрадки, папа (обычный слесарь) читает книгу. Я носила из библиотеки папе книги регулярно. Современная семья вечером, каждый в своем телефоне. Все сыты, одеты, развлечены. А при этом ребенок второклассник впервые на уроке русского языка от учителя узнает о том что у него есть отчество. Жалко поколение, у которого из-за дефицита чтения скудный словарный запас (собеседование 9-х классов подтверждает это), узкий кругозор, незаинтересованность. Не развито внимание, память, мышление. И только школа по старинке пытается бороться с отсутствием читательской активности. Сегодня я хочу поделиться некоторыми своими находками в работе над развитием читательской активности.
- Ведение читательского дневника. На собрании родителям я обычно поясняю, что читательский дневник – это помощник родителей. Его регулярное и добросовестное ведение приучает ребенка читать не эпизодически, а ежедневно. Да сначала лень, не хочется, но как и в любом другом деле возникает сначала привычка, а потом и потребность в чтении.
- Урок любимой книжки. Дети приносят книгу, которую читают дома, рассказывают о ней, показывают ребятам. Делятся впечатлениями.
- Инсценировки произведений из учебника. Отрабатывая понравившуюся роль ребенок глубже осмысливает произведение. Старается читать выразительно.
- Продолжение известного произведения. Творческая работа, позволяющая задуматься над произведением. Ведь чтобы продолжить, нужно прочувствовать, понять замысел автора.
- На каникулах ведем трекер прочитанных книг. Самый читающий получает награду. Список произведений детям нужно предлагать обязательно.
- Работа с архаизмами. Произведения становятся понятными. Дети расширяют словарный запас.
- На уроках русского языка, предлагаю предложения для разбора из ранее прочитанных произведений.
- В произведениях стараемся найти художественные средства выразительности. Дети с азартом ищут олицетворение и сравнения в тексте.
- Ну и конечно интересные факты из жизни писателей и поэтов. Дети с большим интересом читают произведение, если например узнают, что писатель родился и жил в Воронеже, как например Маршак. Или прежде чем написать свои рассказы Снегирев был ихтиологом и занимался исследованием подводного мира. Или о том что Толстой писал свои рассказы для бедных крестьянских детей.
- Предметные недели чтения, когда ребята не только читают произведения, но и выступают с ними перед зрителями.
Закончить хочется словами Дидро «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать»
Чтобы не упустить драгоценное время, приобщить детей к чтению, нужно постоянно показывать значимость чтения, причем и детям и взрослым. И если в результате появится хотя бы один читающий человек, мыслящий, значит все труды были не напрасны. Узнать наперед невозможно, поэтому нужно трудиться в этом направлении непокладая рук. Поэтому желаю вам энергии и творческого подъема.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»
В.А. Сухомлинский писал : «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот мо...
Статья для научно-методического журнала. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Развитие познавательной активности в младшем школьном возрасте нацелено на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.В развитии познават...
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую различные...
Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"
В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...
Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"
В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...
статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...