Конспект урока. Е.А. Благинина «Чудесные часы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема: Е.А. Благинина «Чудесные часы».

Тип урока : комбинированный урок.

Цели урока: знакомство с биографией Е.А. Благининой, её произведением «Чудесные часы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_e.a._blaginina_chudesnye_chasy.docx164.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Е.А. Благинина «Чудесные часы».

Тип урока : комбинированный урок.

Цели урока: знакомство с биографией Е.А. Благининой, её произведением «Чудесные часы».

Планируемые  результаты

  • Личностные:

- освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности;

- формирование личностного смысла учения в ходе обсуждения темы урока.

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные:
 - формировать и удерживать учебную задачу;

 - использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом;

- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- адекватно оценивать собственные знания.

  • Предметные:

Знать:
- основные направления творчества Е.А. Благининой.

Уметь:

- прогнозировать содержание произведения;

- читать произведение с выражением;

- находить в произведении те слова, которые помогают представить героев;

- ставить вопросы к произведению;

- давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя

Конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор, сборник Е.А. Благининой, раздаточный материал.

  • Для ученика

Пенал, сборник Е.А. Благининой, раздаточный материал.





Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, у вас на партах должны лежать учебник и пенал.

 - Все готовы к работе? Тогда продолжим.

 - Начнем урок с небольшого стихотворения, чтобы настроиться на отличную работу.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Актуализация знаний

-Для начала немного разомнемся, потренируем голос, подготовимся к продуктивной работе на уроке.

-Прочитайте самостоятельно стихотворение на доске и скажите о ком стихотворение? (О часах)

Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»

- Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)

- Предлагаю вам выполнить несколько заданий, прочитав данное стихотворение сначала …:

1.Прочитать тихо, громко.

2.Прочитать медленно, быстро.

3.Прочитать,каждый раз выделяя голосом следующее слово в первом предложении.

4.Прочитать,соблюдая паузы.

5.Прочитайте с удивлением, огорчением. ,восхищением.

-Молодцы! Мы подготовились к выразительному чтению.

- Исходя из темы стихотворения, как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Делают предположения.)

- Какова будет цель урока? (Познакомиться с новым произведением и его автором.)

- Верно. Мы познакомимся с произведением Е.А. Благининой «Чудесные часы» .

Первичное усвоение новых знаний

- Е.А. Благинина встречается нам с вами впервые. Давайте познакомимся с этим замечательным детским писателем поближе.

Рассказ учителя

Е.А. Благинина родилась в деревне, а жила и училась в г. Курске. Окончив школу, она поступила в Курский педагогический институт.

Время было трудное. В слякоть, мороз и вьюгу, в шубенке, подбитой ветром, в самодельных башмаках на веревочной подошве она ежедневно шагала в институт за семь километров от дома.

Еще учась в институте, она начала писать стихи.

Как-то раз Елена Александровна прочла в газете «Известия» объявление. Это маленькое объявление изменило всю ее жизнь. В нем сообщалось, что в Москве открылся литературно-художественный институт. Она решила поступить в этот институт. Боясь, что родители ее не отпустят, она без их разрешения уехала из дому. Ее приняли в институт.

Е. Благинина стала редактором детских журналов, сначала журнала «Мурзилка», а затем журнала «Затейник». Она написала много чудесных стихов для детей.

Е. Благинина писала для детей не только стихи, но и рассказы о приключениях и волшебстве.

- Сегодня на урок, я принесла вам один из сборников Е.А. Благининой, он называется «Чудесные часы», также как и рассказ, с которым мы с вами познакомимся.

- Рассмотрим сборник повнимательней.

Учитель демонстрирует сборник учащимся.

https://nemaloknig.com/picimg/334/3349/33494/334946/cover.jpg

- Что вы видите на обложке? (Автора сборника, название и иллюстрации)

- Верно. Обратим внимание на обложку книги. Что за часы изображены на ней? Они похожи на наши настенные часы в классе?

- Действительно. На часах вместо цифр изображены люди, животные, дома, какие-то события.

- Что ж предлагаю нам начать чтение произведения и поскорее разгадать загадку, которую таит в себе обложка, узнать, что же это за чудесные часы.

- Чтобы все следили за чтением и внимательно слушали друг друга, читать будем по номерам. У каждого из вас на парте лежит карточка с номером, я буду хаотично называть номер, а тот чей это номер будет читать. Задание понятно?

- Также положите рядом с собой простой карандаш. Чтобы отмечать встретившиеся вам в тексте непонятные слова.

- Итак, начинаем читать. Читаем выразительно, четко произносим слова, помним про знаки препинания, делаем паузы.

Чтение произведения учащимися по сингапурской методике.

- Молодцы. Какие новые слова вам встретились? (Вдова, падеж скота, крестьянки, фрау, часовщик, хворост, похлебка, чепец.)

- Разберем новые слова. На доске задание, ваша задача соединить новые слова с их значением, делаем вместе.

  1. Крестьянки
  2. Часовщик
  3. Хворост
  4. Чепец
  5. Вдова
  6. Похлебка
  7. Фрау
  8. Падеж скота

  1. Женщина, лишившаяся мужа.
  2. Время, когда животные умирают, заражаются какой-либо болезнью.
  3. Женщины, занимающиеся сельским хозяйством.
  4. Слово, присоединяемое к фамилии или имени замужней женщины в Германии как вежливое обращение в знач. сударыня, госпожа.
  5. Мастер по изготовлению и ремонту часов.
  6. Опавшие ветви деревьев, используемые для топки печей.
  7. Овощной суп на воде.
  8. Женский головной убор, представляет собой вязаный или шитый чехол, закрывающий волосы, может иметь завязки под подбородком.

Первичная проверка понимания

- Молодцы. Поговорим о произведении поподробнее. Отвечая на вопросы, обращаемся к тексту произведения. Находим нужные нам фрагменты.

- Какой изображена вдова Марта в начале рассказа?

Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта.

Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка.

- Почему она не любила людей?

Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй.

- Какая беда пришла в деревню?

Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса:

- Начался падёж скота, Эльза! Слышала?

- Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза!

Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды.

- Расскажите о встречах Марты с часовщиком?

«Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал:

- Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик - ни дать ни взять - сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо - хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали...»

«На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы.»

«…часовщик пригласил её в свою избушку. Тётушка Марта, сильно согнувшись, отворила низенькую дверь и очутилась в небольшой, мягко освещённой комнате. В одном углу она увидела ворох сухих листьев, в другом - очаг с потухшей золой. Посередине стоял большой пень, а вокруг - пёнышки поменьше. На серой каменной стене висели огромные часы. На циферблате вместо цифр красовались домики. С удивлением узнала Марта в этих домиках свою родную деревню. Вот и её избушка. Чёрная стрелка часов направлена прямо на неё.»

«Она подошла к часам и передвинула стрелку на дом учителя. У него нет козы, у него только кошка. Если кошка подохнет, не велика беда. И тётушка Марта оглянулась на часовщика. Но никакого часовщика не было, а был хворост за плечами и впереди знакомая тропинка.»

«...В сумерки поднялась Марта в горы, нашла домик часовщика и, войдя в знакомую комнату, перевела чёрную стрелку на дом корзинщика.»

«Одиноко показалось Марте дома. Она едва дождалась вечера. А вечером пришла на знакомую тропу. Часовщика опять не было дома. Марта подошла к часам и передвинула стрелку на дом ложечника. У ложечника две козы - хватит ему и одной.»

«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.»

- Что сделала Марта с волшебными часами?

«Она подошла к часам и передвинула стрелку на дом учителя. У него нет козы, у него только кошка. Если кошка подохнет, не велика беда. И тётушка Марта оглянулась на часовщика. Но никакого часовщика не было, а был хворост за плечами и впереди знакомая тропинка.»

«...В сумерки поднялась Марта в горы, нашла домик часовщика и, войдя в знакомую комнату, перевела чёрную стрелку на дом корзинщика.»

«Одиноко показалось Марте дома. Она едва дождалась вечера. А вечером пришла на знакомую тропу. Часовщика опять не было дома. Марта подошла к часам и передвинула стрелку на дом ложечника. У ложечника две козы - хватит ему и одной.»

«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.»

- Изменилась ли Марта в конце рассказа, как?

«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.

Утром Белоснежка издохла.

Первым к Марте пришёл корзинщик.

- Не плачьте. Мы все поможем вам!

Потом прибежал сын ложечника:

- Тётушка Марта, твоего козлёнка выкормит наша Снегурка. И опять у тебя будет коза!

Потом пришла жена учителя:

- Не плачьте, фрау Марта! Пойдёмте к нам. Моя дочка поправилась от радости: ведь кошка-то здоровёхонька! Пойдёмте, фрау Марта, пойдёмте! Нечего вам тут сидеть в одиночестве...

Марта улыбнулась. Она поняла - как хорошо, как радостно жить одной со всеми жизнью.»

Первичное закрепление

- Как бы вы поступили на месте Фрау Марты? (Высказывают свои мысли.)

- Какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу? Почему? (Последняя, так как Фрау Марта пожертвовала своими интересами, ради блага других.)

• Жизнь дана на добрые дела.

• Настоящий друг познается в беде.

• Нет друга, так ищи, а нашел — береги.

• В настоящей дружбе так: сам пропадай, а других из беды выручай.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- В качестве домашнего задания предлагаю вам самостоятельно, на ваш выбор, прочитать любое произведение из сборника Е.А. Благининой «Чудесные часы». А на следующем уроке поделиться своими впечатлениями от прочитанного.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- С каким автором мы сегодня познакомились? (Е.А. Благинина.)

- Какое произведение прочли? (Чудесные часы.)

- Чему учит нас произведение? (Думай не только о себе, но и о других.)

- Оценим работу на уроке.

Работа с карточками на столах.

- Если у вас все получилось, вы активно отвечали на вопросы и все поняли, закрасьте смайлик зеленым цветом. Если у вас были небольшие затруднения и не на все вопросы вы знали ответ, закрасьте смайлик желтым цветом. А если на уроке вам было трудно и не с одним заданием вы не смогли справится, закрасьте смайлик красным цветом.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению "Чудесный мир классики"

открытый урок  по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока технологии на тему "Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование интереса к данному виду труда;развитие творческих способностей и воображения обучающихся;изучение приёмов выполнения аппликации из соломки.Планируемые резу...

конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной» (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии КСОТема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с культурными растениями весенних цветнико...

УМК Перспектива 2 класс Конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной»

Тема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя : ознакомление учащихся с культурными растениями, весенних цветников.Планируемые результаты:-Предметные:знать: названия культурных...