Конспект урока. Е.А. Благинина «Чудесные часы»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: Е.А. Благинина «Чудесные часы».
Тип урока : комбинированный урок.
Цели урока: знакомство с биографией Е.А. Благининой, её произведением «Чудесные часы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_e.a._blaginina_chudesnye_chasy.docx | 164.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Е.А. Благинина «Чудесные часы».
Тип урока : комбинированный урок.
Цели урока: знакомство с биографией Е.А. Благининой, её произведением «Чудесные часы».
Планируемые результаты
- Личностные:
- освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование личностного смысла учения в ходе обсуждения темы урока.
- Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
- формировать и удерживать учебную задачу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Познавательные:
- передавать информацию устным и письменным способом;
- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- адекватно оценивать собственные знания.
- Предметные:
Знать:
- основные направления творчества Е.А. Благининой.
Уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать произведение с выражением;
- находить в произведении те слова, которые помогают представить героев;
- ставить вопросы к произведению;
- давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
- Для учителя
Конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор, сборник Е.А. Благининой, раздаточный материал.
- Для ученика
Пенал, сборник Е.А. Благининой, раздаточный материал.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Ребята, у вас на партах должны лежать учебник и пенал.
- Все готовы к работе? Тогда продолжим.
- Начнем урок с небольшого стихотворения, чтобы настроиться на отличную работу.
Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Актуализация знаний
-Для начала немного разомнемся, потренируем голос, подготовимся к продуктивной работе на уроке.
-Прочитайте самостоятельно стихотворение на доске и скажите о ком стихотворение? (О часах)
Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»
- Какой литературный прием использует автор? (олицетворение)
- Предлагаю вам выполнить несколько заданий, прочитав данное стихотворение сначала …:
1.Прочитать тихо, громко.
2.Прочитать медленно, быстро.
3.Прочитать,каждый раз выделяя голосом следующее слово в первом предложении.
4.Прочитать,соблюдая паузы.
5.Прочитайте с удивлением, огорчением. ,восхищением.
-Молодцы! Мы подготовились к выразительному чтению.
- Исходя из темы стихотворения, как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (Делают предположения.)
- Какова будет цель урока? (Познакомиться с новым произведением и его автором.)
- Верно. Мы познакомимся с произведением Е.А. Благининой «Чудесные часы» .
Первичное усвоение новых знаний
- Е.А. Благинина встречается нам с вами впервые. Давайте познакомимся с этим замечательным детским писателем поближе.
Рассказ учителя
Е.А. Благинина родилась в деревне, а жила и училась в г. Курске. Окончив школу, она поступила в Курский педагогический институт.
Время было трудное. В слякоть, мороз и вьюгу, в шубенке, подбитой ветром, в самодельных башмаках на веревочной подошве она ежедневно шагала в институт за семь километров от дома.
Еще учась в институте, она начала писать стихи.
Как-то раз Елена Александровна прочла в газете «Известия» объявление. Это маленькое объявление изменило всю ее жизнь. В нем сообщалось, что в Москве открылся литературно-художественный институт. Она решила поступить в этот институт. Боясь, что родители ее не отпустят, она без их разрешения уехала из дому. Ее приняли в институт.
Е. Благинина стала редактором детских журналов, сначала журнала «Мурзилка», а затем журнала «Затейник». Она написала много чудесных стихов для детей.
Е. Благинина писала для детей не только стихи, но и рассказы о приключениях и волшебстве.
- Сегодня на урок, я принесла вам один из сборников Е.А. Благининой, он называется «Чудесные часы», также как и рассказ, с которым мы с вами познакомимся.
- Рассмотрим сборник повнимательней.
Учитель демонстрирует сборник учащимся.
- Что вы видите на обложке? (Автора сборника, название и иллюстрации)
- Верно. Обратим внимание на обложку книги. Что за часы изображены на ней? Они похожи на наши настенные часы в классе?
- Действительно. На часах вместо цифр изображены люди, животные, дома, какие-то события.
- Что ж предлагаю нам начать чтение произведения и поскорее разгадать загадку, которую таит в себе обложка, узнать, что же это за чудесные часы.
- Чтобы все следили за чтением и внимательно слушали друг друга, читать будем по номерам. У каждого из вас на парте лежит карточка с номером, я буду хаотично называть номер, а тот чей это номер будет читать. Задание понятно?
- Также положите рядом с собой простой карандаш. Чтобы отмечать встретившиеся вам в тексте непонятные слова.
- Итак, начинаем читать. Читаем выразительно, четко произносим слова, помним про знаки препинания, делаем паузы.
Чтение произведения учащимися по сингапурской методике.
- Молодцы. Какие новые слова вам встретились? (Вдова, падеж скота, крестьянки, фрау, часовщик, хворост, похлебка, чепец.)
- Разберем новые слова. На доске задание, ваша задача соединить новые слова с их значением, делаем вместе.
|
|
Первичная проверка понимания
- Молодцы. Поговорим о произведении поподробнее. Отвечая на вопросы, обращаемся к тексту произведения. Находим нужные нам фрагменты.
- Какой изображена вдова Марта в начале рассказа?
Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта.
Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка.
- Почему она не любила людей?
Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй.
- Какая беда пришла в деревню?
Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса:
- Начался падёж скота, Эльза! Слышала?
- Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза!
Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды.
- Расскажите о встречах Марты с часовщиком?
«Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал:
- Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик - ни дать ни взять - сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо - хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали...»
«На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы.»
«…часовщик пригласил её в свою избушку. Тётушка Марта, сильно согнувшись, отворила низенькую дверь и очутилась в небольшой, мягко освещённой комнате. В одном углу она увидела ворох сухих листьев, в другом - очаг с потухшей золой. Посередине стоял большой пень, а вокруг - пёнышки поменьше. На серой каменной стене висели огромные часы. На циферблате вместо цифр красовались домики. С удивлением узнала Марта в этих домиках свою родную деревню. Вот и её избушка. Чёрная стрелка часов направлена прямо на неё.»
«Она подошла к часам и передвинула стрелку на дом учителя. У него нет козы, у него только кошка. Если кошка подохнет, не велика беда. И тётушка Марта оглянулась на часовщика. Но никакого часовщика не было, а был хворост за плечами и впереди знакомая тропинка.»
«...В сумерки поднялась Марта в горы, нашла домик часовщика и, войдя в знакомую комнату, перевела чёрную стрелку на дом корзинщика.»
«Одиноко показалось Марте дома. Она едва дождалась вечера. А вечером пришла на знакомую тропу. Часовщика опять не было дома. Марта подошла к часам и передвинула стрелку на дом ложечника. У ложечника две козы - хватит ему и одной.»
«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.»
- Что сделала Марта с волшебными часами?
«Она подошла к часам и передвинула стрелку на дом учителя. У него нет козы, у него только кошка. Если кошка подохнет, не велика беда. И тётушка Марта оглянулась на часовщика. Но никакого часовщика не было, а был хворост за плечами и впереди знакомая тропинка.»
«...В сумерки поднялась Марта в горы, нашла домик часовщика и, войдя в знакомую комнату, перевела чёрную стрелку на дом корзинщика.»
«Одиноко показалось Марте дома. Она едва дождалась вечера. А вечером пришла на знакомую тропу. Часовщика опять не было дома. Марта подошла к часам и передвинула стрелку на дом ложечника. У ложечника две козы - хватит ему и одной.»
«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.»
- Изменилась ли Марта в конце рассказа, как?
«А вечером поднялась Марта в горы и вошла в дом часовщика. Долго стояла она перед часами. Потом взяла и перевела чёрную стрелку на свой дом.
Утром Белоснежка издохла.
Первым к Марте пришёл корзинщик.
- Не плачьте. Мы все поможем вам!
Потом прибежал сын ложечника:
- Тётушка Марта, твоего козлёнка выкормит наша Снегурка. И опять у тебя будет коза!
Потом пришла жена учителя:
- Не плачьте, фрау Марта! Пойдёмте к нам. Моя дочка поправилась от радости: ведь кошка-то здоровёхонька! Пойдёмте, фрау Марта, пойдёмте! Нечего вам тут сидеть в одиночестве...
Марта улыбнулась. Она поняла - как хорошо, как радостно жить одной со всеми жизнью.»
Первичное закрепление
- Как бы вы поступили на месте Фрау Марты? (Высказывают свои мысли.)
- Какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу? Почему? (Последняя, так как Фрау Марта пожертвовала своими интересами, ради блага других.)
• Жизнь дана на добрые дела.
• Настоящий друг познается в беде.
• Нет друга, так ищи, а нашел — береги.
• В настоящей дружбе так: сам пропадай, а других из беды выручай.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- В качестве домашнего задания предлагаю вам самостоятельно, на ваш выбор, прочитать любое произведение из сборника Е.А. Благининой «Чудесные часы». А на следующем уроке поделиться своими впечатлениями от прочитанного.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.
- С каким автором мы сегодня познакомились? (Е.А. Благинина.)
- Какое произведение прочли? (Чудесные часы.)
- Чему учит нас произведение? (Думай не только о себе, но и о других.)
- Оценим работу на уроке.
Работа с карточками на столах.
- Если у вас все получилось, вы активно отвечали на вопросы и все поняли, закрасьте смайлик зеленым цветом. Если у вас были небольшие затруднения и не на все вопросы вы знали ответ, закрасьте смайлик желтым цветом. А если на уроке вам было трудно и не с одним заданием вы не смогли справится, закрасьте смайлик красным цветом.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературному чтению "Чудесный мир классики"
открытый урок по литературному чтению во 2 классе...
Конспект урока "Е.А. Благинина "Кукушка", "Котенок"" 3 класс
Дата: 10.04.19...
Конспект урока технологии на тему "Чудесный материал - соломка. Простые конструкции из соломки" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование интереса к данному виду труда;развитие творческих способностей и воображения обучающихся;изучение приёмов выполнения аппликации из соломки.Планируемые резу...
Конспект урока по литературному чтению.«Чудесный мир сказок. «Русалочка»-грустная сказка о любви.» 4 класс.
Конспект урока по литературному чтению. 4 класс....
конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной» (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии КСОТема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с культурными растениями весенних цветнико...
УМК Перспектива 2 класс Конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной»
Тема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя : ознакомление учащихся с культурными растениями, весенних цветников.Планируемые результаты:-Предметные:знать: названия культурных...