Технологическая карта урока "Прощание с Азбукой" в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс)

Шляева Светлана Валерьевна

Технологическая карта урока "Прощание с Азбукой" в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_uroka_proshchanie_s_azbukoy.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый урок чтения, 1б класс

УМК «Школа России»

«16» февраля 2024г.

Учитель: С.В. Шляева

ТЕМА: «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
(технологическая карта)

Цели деятельности педагога

Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения

Тип урока

Итоговый

Планируемые результаты образования

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям

Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение прогнозировать свои действия.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы,
понятия и термины

Алфавит. Гласные и согласные буквы.

Образовательные ресурсы

Алфавит (буквы из воздушных шаров); карточки с изображением букв;  карточки с играми.

 Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления картинок; магнитофон; компьютер.


Сценарий урока

Этап урока,

цель

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный
момент

Эмоциональный настрой на урок;  проверка готовности оборудования и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность
к уроку. Звучит музыка «33 веселых буквы»

Приветствуют учителя.   Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей (у каждого буквы алфавита из надувных шаров)

Воспринимать на слух речь педагога

Наблюдение  учителя

II. Актуализация знаний, сообщение целей

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности

Читает стихотворение:

Вы представьте себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?…

Ведь в книжках есть про всё, про всё

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,

Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поблагодарить книгу, которая научила нас читать.

Кажется, все собрались: и дети, и гости, но кого-то не хватает. Так кого же мы ждём?

Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс. (Азбука)

Слушают учителя.

Понимать смысл текста.

Устные ответы

III. Формирование учебных умений и навыков действий

IV. Продолжение формирования  учебных умений и навыков действий

V. Подведение итогов

VI. Внеурочная деятель-ность

Речевая минутка.

 

 Работа над
стихотворением

Загадки

Игровой момент

Загадки

Игровой момент

Загадки

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Появляется Азбука:

Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда …
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

- Полгода мы вместе с вами учились читать вместе с Азбукой. Так давайте скажем ей слова благодарности.

Дети читают стихи:

1. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарки)

На столах своих нашли.

2. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли,

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3. Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна.

Но зато читать в полгода

Научила нас она!

4. Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я её читаю сам –

   5.И с конца, и серединки,

   В ней красивые картинки,

   Есть стихи, рассказы, песни.

   С книгой жить мне интересней!

  Учитель загадывает загадку:

Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Учитель организует вопросно-ответную беседу:

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Буквы мы пишем, а звуки …? (слышим)

Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Согласны ли вы, что при произнесении согласных звуков воздух встречает преграду? (да).

Какие буквы не обозначают звуков? (ъ,ь)

Правда ли , что гласный звук образует слог ? (да)

Учитель:

Давайте поработаем в тетрадях, откройте их, пожалуйста, и составим схему к слову «каюта»

Учитель:

- Вот беда! А у меня-то все буквы перепутались! Помогите их разобрать.

Проводится эстафета «Гласные – согласные».

Дети смотрят на доску. Учитель размещает на доске буквы: А, Е, И, С, Л, Т, Ж, Х, Ю.

 

- А теперь, ребята , давайте поиграем в игру « Сколько слогов»

(Ответ показываете на пальцах. Учитель называет слова: бабушка, пол, велосипед, зонтик, ручка, стол, берёза, украшения, шар, шина, школа, дерево, мороженое, лес, баранка, часы, пирог. Дети показывают соответствующую количеству слогов в слове.

Учитель: -Как здорово у вас получается, ребята.

Давайте поиграем в игру «Собери  слово».

3 командам раздаются буквы от слов «ПЕНАЛ», «КНИГА», «НОЖНИЦЫ», «ДНЕВНИК», «РЮКЗАК», «КЛЕЙ», «ЛИНЕЙКА», «ШКОЛА», «РУЧКА», а дети  под музыку должны будут стать так, чтобы получилось слово. Готовы?

Азбука: -Какие молодцы, ребята!

Учитель загадывает загадки:

   Все странички по местам:

    Я загадки вам задам.

    Любите загадки?

    Гадайте по порядку.

    Вы, ребята, помогайте,

    Хором мне ответ не давайте,         поднимайте руку.

             Стоит веселый, светлый дом,

    Ребят проворных много в нем.

    Там пишут и считают,

    Рисуют и читают.

                               (Школа).

   

     Новый дом несу в руке,

     Двери дома на замке.

     А живут в доме том

     Книжки, ручки и альбом.

                              (Портфель).

     Белый камешек растаял

     На доске следы оставил.

                               (Мел).

     Пишет он, когда диктуют,

     Он и чертит, и рисует.

     А сегодня вечерком

    Он раскрасит мне альбом.

                                 (Карандаш).

     Развернули дети

     Голубые сети,

     Но за партой, а не в речке,

     Не на рыб, а на словечки.

                                     (Буквы).                                                                     

У каждой девчонки, любого мальчишки,
В портфеле есть эта заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем... (Азбука)

Учитель: Ребята, а давайте мы посмотрим, как хорошо вы знаете сказки, рассказы.

- Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка»).

- Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)

- Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. ( «Муха-цокотуха», К.Чуковский.)

- Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)

- Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах»)

- Поменяла норку на теремок, приходите на новоселье. (сказка «Теремок», мышка-норушка)

- Сестрица, помоги мне, унесли меня гуси-лебеди за высокие горы, к Бабе-Яге (сказка «Гуси-лебеди», братец Иванушка)

Ребята, двигаемся дальше. Игра «Буква заблудилась». Нужно будет исправить слова.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом,

И хозяйничает в нём.

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки) 

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки. (сушки)

Закричал охотник: - «Ой!

Двери гонятся за мной». (звери)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зелёный лук. (жук)

С длинными усами».

Не учил уроки, а играл в футбол,

От того в тетрадке появился гол. (кол)

Дети читают стихи:

1. Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения
Ведь мы азбуку прочли,
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Азбука:   Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!

Учитель вручает «Грамоты за знание Азбуки», раздаёт их детям.

Правила  обращения с книгой. Приложение 1.

Учитель:

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

Библиотекарь гимназии приглашает ребят в школьную библиотеку

Слушают

Рассматривают, слушают и благодарят

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы

Работа в тетрадях

Дети рассматривают  на доске буквы: отделяют гласные буквы от согласных.

 

Слушают задание

Слушают задание. Работают в группе

Отгадывают загадки

Дети обобщают и делают выводы (заранее подготовленные дети в стихотворной форме).

Размышляют и слушают одноклассников.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Слушают правила обращения с книгой.

Дети принимают приглашение

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Формулировать ответы.

Строить высказывания, понятные для партнёра

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность.

Понимать смысл задания. Самостоятельная работа

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий в группе.

Давать устные ответы. Осуществлять самоконтроль.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Формулировать ответы.

Строить высказывания, понятные для партнёра.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Наблюдение учителя

Устная работа

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение, контроль

Контроль работы

Наблюдение, оценка правил ьности ответов

Наблюдение

Наблюдение

Контроль правильности ответов

Контроль правильности ответов

Оценивание учащихся

Приложение 1

Правила обращения с книгой

 

• Не берите книги грязными руками.

• Читайте, сидя за удобным столом.

• Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

• Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

• Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

• Не читайте на ходу и при движении транспорта.

• Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.

• Храните книги на закрытых полках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...