А. П. Гайдар Совесть
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.p.gaydar_sovest.docx | 63.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Тема: А.П.Гайдар «Совесть»
Цель: развитие читательских умений.
Планируемые результаты
Познавательныеучебные действия:познакомить учащихся с произведением А.П.Гайдара «Совесть»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностныеучебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoin, печатные листы с биографией автора, карточки для работы в паре, шкатулка, внутри которой красные сердечки.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
- бортовой журнал
- чтение с остановками,
- обращение к личному опыту учащихся,
- прогнозирование по названию,
- дерево предсказаний,
- кластер
- синквейн
- эссе
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
- Сегодня на уроке литературного чтения я познакомлю вас с творчеством очень известного писателя. На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.
- Проверка домашнего задания
- Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку?
(чтение по ролям рассказа В. Голявкина « В шкафу)
-Почему Цыпкин оказался в шкафу?
-Что происходило пока он там сидел?
-Как мальчик оказался на свободе?
- Чему эта история научила вас?
Прочитаем по ролям
- Изучение нового материала.
- Стадия вызова
Перед Вами на столах лежат разрезанные выражения, соберите их и приклейте в бортовой журнал.
- Прочтите, что у вас получилось?
«Совсем совесть потерял» «Люди с чистой совестью»?
-О ком так говорят?
-Какого человека считают бессовестным? А совестливым?
Работа в парах.( уч-ся записывают свои предположения)
Бессовестный | Совестливый |
- Прочтите, что у вас получилось? (одна пара детей читает свои записи из бортового журнала, остальные дополняют ответы одноклассников и при необходимости дописывают их в журнал )
- О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.
(на доске портрет А.П.Гайдара)
Метод «Чтение с пометами».
-Все ли знаете об этом писателе?
При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.
V – уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать
Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. В 20 лет он был уволен в запас. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь. Любимый жанр писателя- фельетон. | В тексте- 68 слов. Чтение про себя, текст на карточках. |
- Как зовут известного советского писателя?
- Какова его настоящая фамилия?
- Сколько войн прошёл писатель?
- Любимый жанр писателя.
- Что означает его псевдоним Гайдар? (Ответы детей).
-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.
Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.
- Прогнозирование ситуации по опорным словам.
Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.
- Данные слова предсказывают содержание рассказа. О чем же мы будем читать?
Работа в парах. Дерево предсказаний.
- Физминутка.
- Стадия осмысление.
- Словарная работа.
- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:
ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА (появилась быстро незаметно)
ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е
ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ(добрый по характеру)
БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ(ходит без дела
УК-РАД-КОЙ (тайком)
НАТ-КНУ-ЛАСЬ(встретила на пути)
СМЕК-НУ-ЛА(быстро догадалась)
БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ(жестокая, безжал)
б)Первичное восприятия рассказа. /аудизапись рассказа
- О чем это произведение?
- Назовите героев произведения.
- Что можно сказать о Нине?
Фиксируется в кластере.
в) Чтение с остановками.
Остановка 1.
- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)
Остановка 2.
- Что делала девочка в роще? (пряталась)
- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)
- Как Нина подшутила над мальчиком?
- Почему она решила, что он прогульщик?
Остановка 3.
- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?
Остановка 4.
- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?
- Почему Нина заплакала?
Читают концовку рассказа.
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло? Какая она стала?
Фиксируется в кластере.
– Кого увидела Нина в роще?
- Почему она стала его стыдить?
Читаем эпизод попытайтесь передать интонацию.с: "И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?"
– Что ответил мальчик?( Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик. )Зачитайте.
Попробуем этот эпизод прочитать по ролям.(несчастный прогульщик)
Каким вы представляете себе мальчика? (Сжимал букварь с заложенной тетрадкой, добродушный, доверчивые глаза).
– Какие чувства он у вас вызывает? (жалость)
- Давайте подберем слова, характеризующие малыша.
Фиксируется в кластере.
-Как Нина разговаривает с малышом в начале? (Строго)
– С каким настроением она закончила разговор? (нахмурилась)
– Почему Нина нахмурилась? – А может ей стало жалко малыша?? Стало стыдно!!!!! Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё пропало.
– Почему в конце рассказа Нина заплакала? ( Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало плохо.
- Прочитайте последнее предложение.
- Что чувствовала Нина, когда осталась одна?
- Рефлексия.
- О ком рассказ? - О чем рассказ?
- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)
- Что, по-вашему, совесть?
- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.)
- А у кого из вас есть совесть?
- Посмотрите в бортовой журнал, как мы объяснили значение слова «совестливый человек»?
составление синквейна
- человек
- отзывчивый, честный
- переживает, стыдится, чувствует
- Всегда контролирует свои поступки.
- Совесть
-Давайте откроем «Дерево предсказаний» и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)
- Ваши предположения оказались верными, и сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка.В ней красные сердечки.)
- Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
Самооценка.
- Оцени свою работу на каждом этапе в бортовом журнале.
- Домашнее задание.
- Прочитайте рассказ.
- Попробуйте представить, что произойдет дальше? Напиши 5 предложений, которые будут продолжением рассказа.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. В 20 лет он был уволен в запас. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь. Любимый жанр писателя- фельетон. |
Бортовой журналА.П.Гайдар «Совесть»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...
Презентация к уроку Гайдар "Совесть"
Биография Гайдара....
Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)
На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...
А.П.Гайдар "Совесть"
Урок и презентация....
А.П.Гайдар "Совесть"
Урок и презентация....
Сценарий урока А.Гайдар "Совесть"
В данной работе представлен урок по произведению А.П.Гайдара "Совесть" для 2 класса по УМК "Планета Знаний"...