Сценарий урока А.Гайдар "Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
В данной работе представлен урок по произведению А.П.Гайдара "Совесть" для 2 класса по УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.П.Гайдар «Совесть»
Педагогическая цель: содействовать формированию умений определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним свое отношение.
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы, объясняют смысл названия, определяют свое отношение к прочитанному; сравнивают героев; читают по ролям, передавая состояние героев; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; ставят вопросы к тексту; характеризуют состояние героев, отношение автора к ним.
Личностные: оценивают собственную работу: свои достижения, самостоятельность, инициативу; ориентируются в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, оценивают конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживают» текст, выражая свои эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивают правильность выполнения учебных действий, внесенных корректив.
Познавательные: находят объяснение незнакомых слов в словаре.
Коммуникативные: ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения, оценивают свои переживания по поводу собственных поступков.
Сценарий урока
1.Орг. момент
На уроке будь старательным, спокойным и внимательным
Все читай, не отставай, слушай и запоминай
Отвечай все четко, внятно, чтобы было всем понятно.
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
Как только он ответ закончит –
Смело можешь дополнять.
Итак, начинаем урок чтения, пожелаем друг другу успеха.
2. Стадия вызова.
На слайде предлагается сенквейн без первой строчки.
1.---------------
2.беспощадная, грызущая
3.мучает, стыдит, терзает
4.Это голос твоего сердца.
5.Судья.
- Определите первое слово сенквейна.
- Как вы думаете, что такое «совесть»?
(После ответов учеников зачитывается толкование из словаря)
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Каким должен быть совестливый человек?
(Человек, который ведет себя достойно, правильно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей)
Знакомство с портретом писателя ( на слайде)
Посмотрите на портрет этого писателя. Может быть вы знаете кто это? Это А.П. Гайдар.
Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет.
(Человек одет в военную форму, но не такую как сейчас носят военные. Значит, мы можем сказать, что это человек другой эпохи. Открытый взгляд нам говорит о доброте и честности этого человека. Ясные и правдивые глаза очень внимательно смотрят на нас. А.П.Гайдар дарит с портрета нам свою согревающую улыбку. Высокий открытый лоб говорит нам о сильном, волевом характере этого человека.
Одним из замечательных качеств Гайдара была способность «ощупывать ребячью жизнь». Он очень любит своих героев, с которыми будет нас сегодня знакомить.)
3. Формулировка темы и постановка задач урока.
Попробуйте сформулировать тему урока и пользуясь опорными словами поставьте учебные задачи.
На слайде:
Познакомиться…( со сведениями из биографии А.П.Гайдара)
Прочитать…( произведение А.П.Гайдара)
Проанализировать…(поступки героев этого произведения)
4.Открытие нового знания.
Настоящая фамилия писателя голиков, а Гайдар – это псевдоним.
(Значение слова «псевдоним» вычитывается из толкового словаря.)
Сообщение детей:
Гайдар – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».
Родился 9 сентября 1904 года в городе Льгов курской губернии. Когда началась Первая Мировая война, он сбежал из дома , чтобы уехать к отцу на фронт, но его задержали и вернули.
Гайдар был рослым и крепким парнем. В 14 лет он командовал ротой курсантов, а в 17 лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
В 20 лет Гайдар уходит из армии из-за ранения. Начинает писать свои произведения.
Лучшими автор считал «Р.В.С», «Дальние страны», «Школа», «Тимур и его команда». Когда началась ВОВ, писатель вернулся на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. 26 окт. 1941 года на Украине Гайдар погиб в схватке с фашистами.
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят
Он жил, как должен жить боец
И умер, как солдат.
5. Знакомство с произведением. С.94-95
Прогнозирование по названию
-О чем может быть рассказ с таким названием?
- Как вы думаете, он будет юмористический, серьезный, поучительный?
Словарная разминка.
Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть.
Прослушивание аудиозаписи и чтение детьми произведения.
6.Работа по содержанию тексту.
-Почему Нина решила не идти в школу.
-Это было правильное решение? Дети всегда в таких случаях так поступают?
-Понимала ли Нина, что она поступает плохо? Какие слова из текста вам об этом говорят?
-Какое у нее было настроение? Подтвердите словами из текста.
Давайте проведем исследование: Какое впечатление на Вас произвела Нина до встречи с мальчиком?
ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.
Выберите имена прилагательные, характеризующие Нину.
(Веселая, скучная, беззаботная, радостная, злая, грустная, легкомысленная)
7.Работа по углублению начатого произведения.
-Вопрос№2 из учебника.
-Знала ли Нина этого мальчика? Каким Вы себе его представляете? (словесный портрет)
-Как Вы думаете, каким тоном разговаривает Нина с мальчиком?
-Меняется ли настроение Нины?
-Чтобы Вы чувствовали, если бы с Вами разговаривали таким тоном? (чтение отрывка по ролям с соблюдением интонации)
-Давайте подберем слова, характеризующие мальчика. ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.
Выбор прилагательных (смешной, правдивый, лживый, добродушный, доверчивый, капризный)
8.Завершение работы по содержанию.
-Почему Нина решила помочь и провела его через рощу?
-Отчего девочка заплакала? (зачитать)
РАБОТА В ГРУППАХ
Задание по группам.
1гр. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
2гр. Почему Гайдар назвал рассказ не «История с Ниной», а «Совесть».
3гр. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать?
4гр. Каким человеком станет Нина? Кто ей помог исправиться?
5гр. Какая из пословиц подходит к тексту?
-На обмане далеко не уедешь?
-Поспешишь людей насмешишь?
-Счастлив тот, у кого совесть спокойна?
9.Что чувствует Нина, когда осталось одна? ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА.
Стыд, радость, обида, грусть, тяжесть на сердце.
10.Самостоятельная работа учащихся.
Расставьте данные предложения в нужном порядке, чтобы получился план-пересказ.
1. Разговор с малышом.
2. Встреча.
3. Невыученные уроки.
4. Угрызения совести.
5. В роще.
6. Съеденный завтрак.
(правильность восстанавливается на слайде)
11.Работа в парах.
На партах разрезаны предложения, дети собирают его.
«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
Могут ли эти слова стать итогом сегодняшнего урока.
12.Рефлексия учебной деятельности.
-Какие учебные задачи ставили на уроке?
-Где можно применить новые знания.
У Вас на столах солнечные зайчики.
Зеленый зайчик - я всегда поступаю по совести.
Красный - по сегодняшнего урока я постараюсь всегда поступать по совести.
Коричневый – мне трудно прислушиваться к зову совести.
Приклеить свои зайчики вокруг солнышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"
Класс: 3Авторы учебника: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...