Конспект урока по сказке Г.Х.Андерсена "Пятеро из одного стручка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
В ходе урока учащиеся узнают, как рождаются сказки. Структура урока направлена на формирование читательских умений, осознанного чтения, способствующего полноценному восприятию художественно- идейного смысла произведения; развитию умения работать в паре и группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pyatero_iz_odnogo_struchka_andersen.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения по сказке Г. Х. Андерсена
«Пятеро из одного стручка»
Цель урока:
Формирование комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения X. К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»
Образовательная: формировать умения выделять главную мысль произведения, давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Развивающая: развивать навыки правильного и осознанного чтения, память, внимание, речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать организованность, умение работать в группах, нравственные качества ребёнка.
Планируемые результаты формирования УУД:
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению; проявление инициативы в познавательной деятельности; стремление к ЗОЖ; формирование нравственно-этических ориентиров.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; контроль своих действий по ориентированию в тексте учебника; контроль процесса и результата деятельности, внесение коррективов; осознание возникновения затруднений, стремление к их преодолению.
Познавательные: ориентироваться в содержании текста; прогнозирование развитие событий; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; структурировать информацию; понимать представленную информацию.
Коммуникативные: умения вступать в общение, аргументированно выражать свою точку зрения, слушать другого; умение работать в группе; умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение осуществлять совместную деятельность.
1. Актуализация
В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: “Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!”
-Как вы понимаете это выражение?
В представлении писателя жизнь полна чудес, которые нужно только увидеть и услышать. У любой вещи, даже очень незначительной, — штопальной иглы, бочки — может быть своя удивительная история. Люди живут в бесконечном мире реальных чудес, среди которых — необыкновенные приключения, встречи, прекрасные чувства. Чудесна сама жизнь человека — от детства до старости; чудесны все времена года; чудо живет в ромашке, в соловье, в каждом доме.
II. Постановка задач урока
А) Как вы думаете легко ли сочинять сказки? Хотелось бы вам понять, как рождаются сказки? В чем их красота и необычность.
- Но вы же понимаете, что Андерсен не писал сказку, только ради самого процесса письма. Сочинительства… Значит, мы должны разобраться, какими мыслями хотел поделиться автор с нами, что очень важное хотел сказать.
Б) Разобраться, в чём смысл сказки?
III. Работа над содержанием сказки
А) зачин
- Давайте начнем по порядку.
-С чего начинается любая сказка? (Зачин)
-Приведите примеры, как начинаются русские народные сказки?
- Ну конечно: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...”
-У Андерсена всё иначе. Интересно, помните ли вы, какие сказки начинаются словами:
1. Снежная королева: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол».
2. Девочка со спичками: «Морозило, шёл снег, на улице становилось всё темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый Год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая».
3. Гадкий утёнок: «Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озёрами в самой чаще. Да, хорошо было за городом!»
4. Огниво: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны.
- Вспомните недавно прочитанные сказки и приведите примеры их зачина:
1. Дикие лебеди: «Далеко-далеко, в той стране, куда от нас зимой улетают ласточки, жил король…»
2. Пятеро из одного стручка: «В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно быть!»
Б) Характеры героев
-Так может, это вовсе не сказка, а рассказ? Может оно больше похоже на
обычный рассказ о гороховом стручке? Докажите.
-Нет, это сказка, т.к. герои-горошины говорят, думают, рассуждают, мечтают, как люди, это вымышленное событие.
- Значит. У них есть характер. Давайте разберёмся –какой. Как будем определять?
- По словам и поступкам.
Русская пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”.
- Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.
Скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая.
В) Волшебство сказки
- Несмотря на то, что Андерсен выбрал героинь своей сказки – простые горошины, и со многими из них ничего примечательного, сказочного не произошло, все же в его сказке присутствует настоящее чудо или по-другому ВОЛШЕБСТВО.
- Какое чудо случилось и почему?
У девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь.
- Почему можно назвать это чудом?
- Это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
Физкультминутка (звучит музыка, учащиеся повторят движения учителя под музыку)
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
- А теперь давайте понаблюдаем, какие изменения происходили с горошиной?
- Как изменялась девочка вместе с ней?
Г) Работа в парах (ребята выписывают на карточках слова из текста сказки)
Горошина
- мох укрыл Девочка
- пустила ростки - худенькая
- славно растет - тщедушная
- побеги росли и ползли вверх - не жила и не умирала
говорила как будто живее
- сама приподнималась
- долго сидела
- блестели глазки
- встала с постели
- была счастлива
- с сияющими глазами, румяная и веселая
- Как мама и дочь относились к горошине, докажите словами автора?
Бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»
- Когда бедная женщина поверила, что ее дочь поправится, прочитайте?
(«смотри-ка, да она скоро зацветет!»)
- Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
-Любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
- Что же помогло девочке выздороветь?
-Горошина – это, как ангел небесный
- Кого еще сделал росток горошка счастливым?
-Маму.
Д) Вывод.
- Что хотел сказать нам автор сказки?
Жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела.
IV. Творческая работа учащихся по группам (ребята делятся на группы по 4 человека).
А) И как итог нашего урока вы сейчас в группах составите синквейн к героям сказки Одна группа «Горошина», другая – «Девочка».
Ученики выбирают листок с заданием на карточке.
Б) Для начала вспомним по каким правилам составляется синквейн (5 строчек;
1 строка – 1 имя существительное (тема)
2 строка – 2 прилагательных (главная мысль)
3 строка – 3 глагола (описание действий в рамках темы)
4 строка – фраза, в которой заложен смысл, относящийся к теме)
Может быть взята из сказки.
5 строка – заключение (существительное ассоциация. Связанная с темой, первой сточкой)
Слово яркое. Образное, отражающее суть.
В) Проверка.
V. Итог. Рефлексия.
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Кто может сформулировать, как же могут рождаться сказки
- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Что поняли? Чему научились?
VI. Домашнее задание составить свой синквейн на тему «Мама», либо взять тему над которой не работал(а) в своей группе в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке "Настоятель и служка"
Рассматривается поэтапный ход урока....
Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс
Урок составлен в соответствии требованиям ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование представлений о тексте....
Конспект урока по сказке "Петух и собака" Литературное чтение 1 класс
Конспект урока по сказке "Петух и собака" 1 класс Литературное чтение...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Конспект урока по сказке "Гуси-лебеди" (преемственность детского сада и начальной школы )
Конспектоткрытого интегрированного урока математикидля учащихся 4 класса и выпускников детского сада,с элементами русского этнокультурного компонента,по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»на...
Конспект урока по математике "Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с увеличением и уменьшением в одно и то же число раз; усвоение и применение правила при выполнении практических заданий: если некоторое число сначал...
Конспект урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения переноса слов с одной строчки на другую, формирование умения сравнивать слова по возможности переноса слов.Планируемые результаты:Предметные: знать: прав...