ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП
статья по чтению
Технология критического мышления (РКМЧП) – это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому изучаемому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.
Организация учебного процесса по этой технологии применима к любой программе и к любому предмету как в начальной школе, так и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться как набор приёмов, ведь конечная цель в работе с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_tehnologii_rkmchp.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
МОБУ «Сертоловская СОШ №3»
Всеволожского района Ленинградской области
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП
НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Технология критического мышления – одна из главенствующих в современном школьном образовании.
Отметим преимущества этой технологии перед другими технологиями:
- Умение ставить вопросы,
- Умение делать сравнение и выделять главное,
- Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения (полезны в проектно-исследовательской деятельности),
- Умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом,
- Развивать способности к поиску, анализу, творческой переработке информации,
- Вырабатывать готовность к планированию и самостоятельному мышлению.
Технология критического мышления (РКМЧП) – это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому изучаемому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.
Основы методики включают в себя три стадии (фазы):
- Вызов – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
- Осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с художественным или научным текстами, с любыми историческими источниками, энциклопедиями, словарями, разнообразными видеоматериалами и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приёмы – маркировка текста символами, составление таблиц. Здесь знания становятся полностью осмысленными.
- Размышления (или рефлексии). Эта стадия является кульминацией основ РКМЧП. Здесь учащиеся рассматривают то, что они осмыслили в контексте их собственных представлений, с тем, чтобы перестроить свои прежние знания, включая в них новый опыт, полученный в результате обучения. Формируют своё личное мнение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, фиксация собственных выводов как устно, так и письменно, составление схем.
На уроке необходимо соблюдать все три стадии, так как это отражает непростой мыслительный процесс.
Эта технология организации учебного процесса применима к любой программе и к любому предмету как в начальной школе, так и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться как набор приёмов, ведь конечная цель в работе с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим.
Но для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых выделяются:
- Готовность к планированию. Предполагает упорядоченность мысли, которая является признаком уверенности.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
- Настойчивость в достижении поставленной цели.
- Готовность исправлять свои ошибки.
- Осознание. Это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринимать другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Итак, школьник, умеющий критически мыслить, по словам И.О. Загашева, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выявлять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Имеется много стратегий, которые способствуют развитию критического мышления учащихся начальных классов. Вот некоторые из них.
- «Синквейн» – пятистрочное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет рефлексировать быстро по какому-либо поводу. Например, на уроке русского языка при сравнении (обобщении) смысла терминов звуки и буквы уместно использовать составленные детьми следующие синквейны:
Звуки Гласные, согласные Произносим, слышим, анализируем. Развить свой слух помогают Фонемы | Буквы Печатные, письменные Видим, пишем, рисуем. Образуют условно-знаковую систему Алфавит. |
- «Кубики».
Методика преподавания, которая облегает рассмотрение темы с меняющихся перспектив. Используется кубик с различными подсказками для развития мышления на уроках чтения и письма, расположенными на каждой стороне кубика.
- «Разбивка на кластеры».
Гибкая стратегия, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Этот вид деятельности даёт учащимся возможность приобщиться к ассоциациям и логическим взаимосвязям. Можно использовать при изучении биографий писателей.
- «Мозговой штурм».
Используется чаще всего на стадии «Вызов» для выдвижения различных гипотез в отношении изучаемого материала.
- Стратегия «Зигзаг».
Может применяться на уроках математики при решении математических выражений «цепочкой», направлен на развитие коммуникативных универсальных действий.
- «Ромашка Блума».
Направлена на умение задавать вопросы, опираясь на их классификацию: «простые» вопросы, требующие односложных ответов; уточняющие, начинающиеся со слов «Правильно ли я понял …?»; практические, в основе которых лежит вопрос «Где используются …?»; объясняющие, начинающиеся со слов почему? зачем? и раскрывающие причинно-следственные связи; оценочные (что получилось, что не удалось претворить, что хорошо, а что плохо); творческие, выражающие прогноз, предположение и начинающиеся со слов «Что было бы …?»
- «Идеал».
Помогает развивать умение по выдвижению гипотез, находить разные варианты решения проблемы, учиться решать вопросы практического характера. Используем на уроках литературного чтения, когда читаем с остановками.
- Стратегия «Детализация».
Цель: развитие способности выделять в любом образе детали и описывать их. Используется при работе с картиной или художественным образом.
- «Шесть шляп мышления».
Цель: развитие умения использовать в своей мыслительной деятельности почти весь заложенный в человеке потенциал, умение видеть в явлении разные грани и тем самым воспитывать в себе критический взгляд на окружающий мир, умение видеть не только факты, но и эмоции, которые эти факты вызывают, умение создавать новое неординарное видение рассмотренного понятия, умение создавать высказывание и аргументированно его представлять. Описание: класс делится на 6 групп, учитель для каждой группы готовит вопросы; надев мысленно «белую шляпу», ученик уподобляет себя компьютеру (оперирует цифрами и фактами); «красная шляпа» представляет участников с эмоциональным типом мышления, когда перед учеником открываются широкие просторы для откровенного выражения своих мыслей; надевающий «чёрную шляпу» занят поисками того, что в данном проекте неправильно и нуждается в доработке; человек в «жёлтой шляпе» выносит положительную оценку всему, что в сферу его восприятия; «зелёная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей, ученики в этой шляпе устремляют поток своих мыслей на поиски новых решений; «синяя шляпа», надевающий эту шляпу подводит итоги достигнутого и определяет направление дальнейшего развития, стратегия используется на стадии «рефлексии». Эта стратегия была успешно применена мною в 4 классе по теме «Международный день поэзии» (технология мастерских).
В целом, мы получаем человека, идущего в ногу со временем, имеющего на вооружении набор необходимых способов адаптации в окружающей его действительности. И начинать претворять в жизнь технологию развития критического мышления, бесспорно, необходимо уже в начальной школе.
Использованная литература:
- Пособие №2: «Дальнейшие методы, способствующие развитию критического мышления». Авторы: Джени Стил, Керт Мередис, Чарльз Темпл.
- Иванова Л.И. Авторская программа по исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» для учащихся начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП
Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ
АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де...
Использование технологии РКМЧП
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,...
Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе".
Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе"....
Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики
Данная работа посвящена использованию инновационных, интерактивных технологий на уроках математики....