ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП
статья по чтению

Технология критического мышления (РКМЧП) – это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому изучаемому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.

Организация учебного процесса по этой технологии применима к любой программе и к любому предмету как в начальной школе, так и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться как набор приёмов, ведь конечная цель в работе с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_tehnologii_rkmchp.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Людмила Ивановна,

учитель начальных классов

МОБУ «Сертоловская СОШ №3»

Всеволожского района Ленинградской области

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП

НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Технология критического мышления – одна из главенствующих в современном школьном образовании.

Отметим преимущества этой технологии перед другими технологиями:

  1. Умение ставить вопросы,
  2. Умение делать сравнение и выделять главное,
  3. Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения (полезны в проектно-исследовательской деятельности),
  4. Умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом,
  5. Развивать способности к поиску, анализу, творческой переработке информации,
  6. Вырабатывать готовность к планированию и самостоятельному мышлению.

Технология критического мышления (РКМЧП) – это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому изучаемому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения.

Основы методики включают в себя три стадии (фазы):

  1. Вызов – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
  2. Осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с художественным или научным текстами, с любыми историческими источниками, энциклопедиями, словарями, разнообразными видеоматериалами и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приёмы –  маркировка текста символами, составление таблиц. Здесь знания становятся полностью осмысленными.
  3. Размышления (или рефлексии). Эта стадия является кульминацией основ РКМЧП.  Здесь учащиеся рассматривают то, что они осмыслили в контексте их собственных представлений, с тем, чтобы перестроить свои прежние знания, включая в них новый опыт, полученный в результате обучения. Формируют своё личное мнение к изучаемому материалу.  На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, фиксация собственных выводов как устно, так и письменно, составление схем.

На уроке необходимо соблюдать все три стадии, так как это отражает непростой мыслительный процесс.

Эта технология организации учебного процесса применима к любой программе и к любому предмету как в начальной школе, так и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться как набор приёмов, ведь конечная цель в работе с детьми всё-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребёнка и привитие ему доброжелательного отношения к окружающим.

Но для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых выделяются:

  1. Готовность к планированию. Предполагает упорядоченность мысли, которая является признаком уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
  3. Настойчивость в достижении поставленной цели.
  4. Готовность исправлять свои ошибки.
  5. Осознание. Это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринимать другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.

Итак, школьник, умеющий критически мыслить, по словам И.О. Загашева,  владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выявлять в тексте противоречия  и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Имеется много стратегий, которые способствуют развитию критического мышления учащихся начальных классов. Вот некоторые из них.

  1. «Синквейн» – пятистрочное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет рефлексировать быстро по какому-либо поводу. Например, на уроке русского языка при сравнении (обобщении) смысла терминов звуки и буквы уместно использовать составленные детьми следующие синквейны:

Звуки

Гласные, согласные

Произносим, слышим, анализируем.

Развить свой слух помогают

Фонемы

Буквы

Печатные, письменные

Видим, пишем, рисуем.

Образуют условно-знаковую систему

Алфавит.

  1. «Кубики».

Методика преподавания, которая облегает рассмотрение темы с меняющихся перспектив. Используется кубик с различными подсказками для развития мышления на уроках чтения и письма, расположенными на каждой стороне кубика.

  1. «Разбивка на кластеры».

Гибкая стратегия, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Этот вид деятельности даёт учащимся возможность приобщиться к ассоциациям и логическим взаимосвязям. Можно использовать при изучении биографий писателей.

  1. «Мозговой штурм».

Используется чаще всего на стадии «Вызов» для выдвижения различных гипотез в отношении изучаемого материала.  

  1. Стратегия «Зигзаг».

Может применяться на уроках математики при решении математических выражений «цепочкой», направлен на развитие коммуникативных универсальных действий.

  1. «Ромашка Блума».

Направлена на умение задавать вопросы, опираясь на их классификацию: «простые» вопросы, требующие односложных ответов; уточняющие, начинающиеся со слов «Правильно ли я понял …?»; практические, в основе которых лежит вопрос «Где используются …?»; объясняющие, начинающиеся со слов почему? зачем?  и раскрывающие причинно-следственные связи; оценочные (что получилось, что не удалось претворить, что хорошо, а что плохо); творческие, выражающие прогноз, предположение и начинающиеся со слов «Что было бы …?»

  1. «Идеал».

Помогает развивать умение по выдвижению гипотез, находить разные варианты решения проблемы, учиться решать вопросы практического характера. Используем на уроках литературного чтения, когда читаем с остановками.

  1. Стратегия «Детализация».

Цель: развитие способности выделять в любом образе детали и описывать их. Используется при работе с картиной или художественным образом.

  1. «Шесть шляп мышления».

Цель: развитие умения использовать в своей мыслительной деятельности почти весь заложенный в человеке потенциал, умение видеть в явлении разные грани и тем самым воспитывать в себе критический взгляд на окружающий мир, умение видеть не только факты, но и эмоции, которые эти факты вызывают, умение создавать новое неординарное видение рассмотренного понятия, умение создавать высказывание и аргументированно его представлять. Описание: класс делится на 6 групп, учитель для каждой группы готовит вопросы; надев мысленно «белую шляпу», ученик уподобляет себя компьютеру (оперирует цифрами и фактами); «красная шляпа» представляет участников с эмоциональным типом мышления, когда перед учеником открываются широкие просторы для откровенного выражения своих мыслей; надевающий «чёрную шляпу» занят поисками того, что в данном проекте неправильно и нуждается в доработке; человек в «жёлтой шляпе» выносит положительную оценку всему, что в сферу его восприятия; «зелёная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей, ученики в этой шляпе устремляют поток своих мыслей на поиски новых решений; «синяя шляпа», надевающий эту шляпу подводит итоги достигнутого и определяет направление дальнейшего развития, стратегия используется на стадии «рефлексии». Эта стратегия была успешно применена мною в 4 классе по теме «Международный день поэзии» (технология мастерских).

В целом, мы получаем человека, идущего в ногу со временем, имеющего на вооружении набор необходимых способов адаптации в окружающей его действительности. И начинать претворять в жизнь технологию развития критического мышления, бесспорно, необходимо уже в начальной школе.

    Использованная литература:

  1. Пособие №2: «Дальнейшие методы, способствующие развитию критического мышления». Авторы: Джени Стил, Керт Мередис, Чарльз Темпл.
  2. Иванова Л.И. Авторская программа по исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» для учащихся начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Урок окружающего мира с использованием технологии РКМЧП

Урок окружающего мира в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века) с ипользованием приемов технологии развития критического мышления....

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ

АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де...

Использование технологии РКМЧП

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду,...

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе".

Технологическая карта родительского собрания с использованием технологии РКМЧП по теме: "Трудности адаптации первоклассников в школе"....

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

Данная работа посвящена использованию инновационных, интерактивных технологий на уроках математики....