Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Открытый урок

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения.

Слайд 2

Дом её на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная… К.Д. Бальмонт «Снежинка»

Слайд 3

Словарь настроений. серьёзное мрачное приподнятое тревожное печальное скорбное тоскливое хмурое робкое сердитое беспокойное романтическое восхищённое мечтательное шаловливое хвастливое весёлое бодрое таинственное солнечное радостное лирическое шутливое добродушное смешливое светлое восторженное капризное

Слайд 4

Лазурная Цвета лазури (светло - синяя); (из словаря С.И. Ожегова) Переносное – несбыточная (лазурная мечта).

Слайд 5

Лелеять Веять Взметать - нежить, холить заботливо ухаживать. - дуть, обдувать дуновением. - поднимать кверху резко или броском. (из словаря С.И. Ожегова)

Слайд 6

вихрь метель вьюга

Слайд 7

Метафора – это использование слова в переносном значении на основании сходства или наоборот контраста одного предмета или явления с другим.

Слайд 8

Рондо – это стихотворная форма, в которой автор повторяет одно и тоже предложение, создавая своеобразный замкнутый круг.

Слайд 9

1. Определите вид чтения (соло, дуэт, трио и т.д.); 2. Подготовьтесь выразительно читать стихотворение.

Слайд 12

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в семье небогатого дворянина. Детство провёл в деревне. Отец поэта – тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. В 9 лет Константин Дмитриевич начал писать стихи. Они очень певучи и музыкальны. 1867 - 1942

Слайд 13

Домашнее задание. Выучить наизусть. Выполнить творческое задание: - придумать загадку о снежинке; - сыграть мини – спектакль; - написать отзыв.

Слайд 14

Продолжи предложения: Сегодня мы узнали… Было интересно… Было трудно… Мы хотели бы узнать…



Предварительный просмотр:

Открытый урок 4 класс – литературное чтение.

Тема: Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта

Цель:1.совершенствовать навыки анализа литературного текста; обучать учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний. Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения автора через поиск «ключевых слов».Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир и прийти к пониманию поэтического образа, который создаёт автор.

#1056;азвивать речь учащихся путём словесного рисования, навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию, связно рассказывать о своих впечатлениях.

#1042;оспитывать чувство гордости за свою Родину, прививать любовь к русской поэзии, природе, уважение к чужому мнению.

Планируемые результаты обучения (УУД) :

Личностные:испытывать чувство любви к родному селу, Родине, ; выражать личное отношение к изучаемому материалу, понимать ценность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своих действий, оформлять мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; излагать свою точку зрения и аргументировать её; контролировать свои действия и действия одноклассников; рассматривать их точки зрения, относиться с уважением к позиции другого человека; формировать умение активного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию из текста; перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов; строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные: формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, уметь работать с информацией, осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации.

Образовательные технологии: приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ (для поиска информации, творческой работы и рефлексии), технология обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки словарных слов.

Ход урока.

#1054;рг.момент.

-Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте посмотрим на них, чтобы потом не отвлекаться, поприветствуем гостей. Садитесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы

Слайд 1(пустой фон)

#1055;роверка домашнего задания. Самоопределение к деятельности.

А)Разминка.

- Посмотрите на доску, прочитайте про себя, шёпотом, громче, очень громко

Слайд 2 (разминка)

На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.

- Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка? (веселую) Почему?

*читают хором

- Из какого произведения этот отрывок? ( «К зиме».)

-Кто автор?( К.Д.Бальмонт)

Слайд 3 (портрет Бальмонта)


- Что было задано на дом?

К зиме

Лес совсем уж стал сквозистый,
‎Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
‎Падать с высоты.
Опушит нам окна наши,
‎В детской и везде.
Загорятся звёзды краше,
‎Лёд прильнёт к воде.
На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
‎В парке на пруду.
А в затишье комнат — прятки,
‎В чёт и нечет — счёт.
А потом настанут Святки,
Снова Новый Год.

Б) Проверка д.з.

- Сейчас послушаем это стихотворение в исполнении нескольких учеников.

*несколько человек рассказывают стихотворение наизусть.

В) Композиторы о зиме.

-Зима- это прекрасное время года. Как красивы деревья, которые стоят в снеговых шубах, земля покрытая пушистым снежным ковром.

- Это время года вдохновляло многих творческих людей.

- Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты.

- А какой снег вам больше всего нравится: тихий, спокойный, мокрый, колючий, хлопьями, с ветром, метелью?

-Какие чувства вызывает у вас падающий снег? (чувство, радости, восхищения красотой природы)

Красота картины падающего снега поразила П.И. Чайковского и он постарался передать свои чувства с помощью звуков. Когда мы с вами будем слушать эту музыку постарайтесь представить, как летит снежинка с неба, как они плавно кружатся, взлетают, опускаются. Подумайте! Какие чувства хотел передать композитор этой музыкой?

*Прослушивание муз. пьесы Чайковского «Декабрь»

- Так какие чувства хотел передать композитор этой музыкой (чувство, радости, восхищения красотой природы)

Г) Художники о зиме.

- Художники отображали красоту зимы на своих полотнах.

- Посмотрите на картины известных художников, которые изобразили сказочное время года - зиму.

Слайд 4 (картины известных художников о зиме)

Д) Самоопределение к деятельности.

- А поэты посвящали ей свои стихи.

-Вот и Константин Дмитриевич Бальмонт не смог устоять перед этим замечательным временем года.

-Догадайтесь о чём пойдет речь.

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная….(снежинка) Слайд 5 (снежинки)

- Многие из вас ловили своими ладошками Снежинки и рассматривали их.

-Какие они?

-Что такое снежинка? (это мельчайший ледяной кристалл, замерзшая вода)

- Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная.

Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

*подготовленный ученик

-Как образуются снежинки?

Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно шесть.

*подготовленный ученик

- Любил рассматривать снежинки и К.Д.Бальмонт . Он замечал красивое во всём, что его окружало. Послушайте, как он описал это чудесное творение природы в своём стихотворении «Снежинка».

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта и познакомимся с его стихотворением «Снежинка»

- Как вы думаете чему будем учиться на уроке? (учиться выразительно его читать, анализировать стихотворение)

#1056;абота по теме.

1).Знакомство с стихотворением Бальмонта «Снежинка»

- Прочитайте название стихотворения. («Снежинка».)

*у детей листы состихотворением.

- Как вы думаете, почему оно так называется?

- Проверим наши предположения.

-Ребята, давайте с вами прослушаем стихотворение К.Д.Бальмонта»Снежинка».

*прослушивание аудиозаписи

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

2) Первичное восприятие стихотворения.

-Что прослушали?

-Кто автор ?

-Как называется стихотворение?

-Почему так называется? (говорится о снежинке)

- Какую картину нарисовал поэт словами?

-Какое настроение вызвало стихотворение?( настроение восторженное, лирическое, грустное)

- Понравилось вам стихотворение? Чем? ( Стихи К. Бальмонта очень певучи и музыкальны)

- Наша задача сегодня — определить, какими средствами художественной выразительности поэт добивается их музыкальности, легкости.

3) Средства выразительности.

-Вспомним, с какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы.(эпитеты, олицетворение, сравнение)

Эпитет-это слово или фраза, которые добавляют выразительности красоту стоящим рядом словам.

Олицетворение- это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Сравнение в литературе – это прием художественной выразительности, который предполагает сравнение двух или более предметов либо состояний.

- Как вы думаете, как давно К. Бальмонт написал это стихотворение?

Стихотворение написано более 100 лет назад, а события происходят как будто сегодня.

4) Чтение стихотворения про себя .

-Перед тем как прочитаете стихотворение про себя, давайте выясним смысл непонятных слов.

*работа в парах

-Соединить слово с его лексическим значением.

*по рядам

КАРТОЧКА 1

1)Проносится – двигается очень быстро стремительно.

2) Безвестную- неизвестную

3) Высь лазурную – цвет лазури, светло-синий.
4) Взметается – поднимается высоко к верху.
5) Веющим – веять, т. е. дуть, обдувать.
6) Лелеющем – лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь.
7) Утешена – успокоить чем-нибудь радостным.
8) Кружится бешено – вращаться вокруг себя очень быстро.
9)Низринула- двинулась вниз
10) Звезда кристальная – звезда в форме кристалла.

11) Дорогой бурною- трудная, опасная

КАРТОЧКА 1

Проносится – неизвестную

Безвестную- поднимается высоко к верху

Высь лазурную – двигается очень быстро стремительно
Взметается –
цвет лазури, светло-синий

КАРТОЧКА 2
Веющим –
лелеять, заботливо ухаживать за кем-нибудь
Лелеющем –
вращаться вокруг себя очень быстро

Утешена – веять, т. е. дуть, обдувать.
Кружится бешено –
успокоить чем-нибудь радостным

КАРТОЧКА 2

Низринула- звезда в форме кристалла
Звезда кристальная – трудная, опасная

Дорогой бурною- двинулась вниз

*Это распечатать.

-А сейчас прочитайте стихотворение про себя.

5) Анализ произведения по содержанию и использованию средств художественной выразительности, работа над выразительным чтением.

- Чтобы точнее представить картину, описанную автором, давайте вчитаемся и поразмышляем:

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,

Какая смелая!

-Прочитаем первую строфу.

-Что постарался передать поэт в этой строфе? (красоту снежинки)

- С помощью каких слов удалось поэту передать красоту снежинки? (Белая, чистая, смелая)

- Как называются такие слова? (эпитеты)

- Какой эпитет указывает на мягкость, воздушность, легкость снежинки? (Светло-пушистая)

- Что утверждает поэт словами белая, чистая?(что она очень красивая)

- Почему автор называет снежинку смелой?

- Какие чувства этими словами передаёт поэт?(чувство восхищения снежинкой)

- Вот эти чувства, которые хотел выразить поэт, и надо передать при чтении. Слова, которые мы подчеркнули надо выделить, на них падает логическое ударение.

-Прочитайте выразительно эти строчки, постарайтесь передать при чтении чувства автора.

Дорогой бурною.
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На небо просится

- Куда стремится снежинка?(на небо просится)

- Какой эпитет относится к слову“дорогой”?(бурною)

- Подберите синоним к слову бурная?(трудная)

- А почему автор взял слово бурная, а не трудная?

Обычно слово бурная сочетается со словом жизнь, которая проходит ярко, насыщено, много разных событий. А здесь дорога - бурная, потому что снежинке могут выпасть разные испытания, не только трудные, но и приятные.

-А почему она проносится легко?(ей удаётся преодолеть все трудности на своём пути)

- Какие слова выделим при чтении? А как ты думаешь?

- Кто думает по другому?

Мы не думаем настаивать на одном мнении, так как каждый своим чтением может передать чувства, охватывающие его.

- Прочитайте эти строчки выразительно. \

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

- Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)

- Куда низринула? ( двинулась вниз, в безвестную страну, неизвестная земля, к которой стремится снежинка т.е. на землю)

- Слова - чудесная, безвестная подчёркивают противопоставление между землёй и небом.

- Найдите глаголы..(покинула, низринула)

Глаголы покинула, низринула подчёркивают волевой характер движения снежинки.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

- Найдите слово, которое описывает характер движения снежинки.

(скользит - передаёт плавный, медленный, красивый характер движения).

- Почему автор называет снежинку умелой? В чём заключается её умение?(автор восхищается её умением сохранить чистоту, белизну, верность самой себе, когда другие тают).

-Найдите эпитеты к слову снежинка.(умелая, белая)

-Что происходит с другими снежинками «в лучах блистающих»?

-А какой остаётся снежинка?(сохранно-белая).

-Прочитайте эти строки так, чтобы передать восхищение поэта снежинкой.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

-Почему мы их прочитали вместе?(они объединены темой ветра).

- Какую картину поэт нарисовал в этих строфах?

- Как ветер относится к снежинке?(ветер то лелеет снежинку, то крутит её бешено).

*Лелеет - нежить, заботливо ухаживать.

- Какое слово показывает, что снежинке нравиться качаться на ветру?(утешена).

- Какой остаётся снежинка?(снежинка сохраняет свою чистоту, это доказывает слово светло).

- Какие слова одушевляют снежинку? (Олицетворения –дрожит, проносится, взметается, как живой человек)

-Человек рождается с чистой душой и, пройдя все жизненные испытания, он должен сохранить чистоту и красоту своей души.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

-Чем отличается содержание этой строфы от предыдущей?

(здесь снежинка достигла своей цели).

- С чем автор сравнивает снежинку?(со звездой)

- Звезда кристальная- это метафора.

- Что такое метафора?

С помощью метафоры автор создает яркий образ снежинки, вносит эмоциональную окраску.

Автор употребляет здесь слово звезда не случайно, звезда - символ прекрасного, чистого, высокого, снежинка, достигнув земли, не утратила связь с небом, осталась чистой и прекрасной.

- Прочитайте эти строчки, постарайтесь выделить голосом те слова, которые вы считаете наиболее важными.

Звезда традиционно символизирует нечто прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом.

Кристальная - имя прилагательное.

- От какого существительного оно образовано? (Кристалл – это ископаемое, образующее от природы правильную геометрическую форму..)

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

-На какую строфу она похожа? (на 1).

-Чем отличается? (лежит - снежинка достигла цели).

-В 1 строфе - белая, чистая, смелая, а в[1] последней - смелая, чистая, белая.

- С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Одинаковая ли интонация в начале и в конце стихотворения?( в начале – восхищается; в конце – грустит).

6) Физминутка.

- Изобразите путь снежинки движениями рук.

* Учащиеся движением рук показывают веющий ветер, как снежинка летит: взметается, бешено кружится, качается, касается земли.

7) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8) Беседа.

- Какие же средства художественной выразительности помогли поэту показать красоту, лёгкость Снежинки? (правильно подобранные эпитеты, рифма, метафора, олицетворение, сравнение).

- Что такое чувства? (

-Снежинка двигалась с неба на землю, летела.

- А есть ли движение в проявлении чувств?

*карточки

-Поставить данные карточки в том порядке , как менялись чувства снежинки.

- Почему чувство восхищения и восторга сменилось печалью и грустью?

-Каким образом мы это можем увидеть в стихотворении? (Отмечают, что первая и последняя строфы повторяются , но порядок слов в них изменился. И от этой перестановки слов изменилось настроение.)

- А сейчас вернемся немного к биографии поэта. Чтобы понять авторские чувства, нужно ещё раз обратиться к биографии.

К.Д.Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, которые были направлены против царя. С конца 1905 г. из-за преследований полиции жил за границей и получил возможность вернуться на родину только 1913 г. В 1920 г.уехал во Францию, жил в нищите , часто болел, из-за чего так и не смог вернуться в Россию. Очень тосковал по Родине, России. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер во Франции.

Вывод: Константин Дмитриевич Бальмонт написал прекрасное стихотворение, выразил в нём свои мысли и чувства. И рассказал он нам не только о путешествии снежинки на землю, но и о душе человека через жизненные испытания, но сохранившего чистоту и красоту души.

- Как вы думаете, кого он изобразил в образе снежинки?(изобразил себя)

-Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?)

-Так что хотел выразить автор своим стихотворением? (любовь к Родине)

#1048;тог.

- С чем познакомились на уроке?

-Чему учились?

#1056;ефлексия.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

*у всех детей карточки с буквами:а,в,с.

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

#1044;омашнее задание.

-Выучить наизусть стихотворение и подготовиться к конкурсу чтецов.

Синквейн – это небольшое стихотворение, состоящее из 5 строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).




Предварительный просмотр:

Константин Дмитриевич Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Константин Дмитриевич Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс "Средства речевой выразительности"

Цифровой образовательный ресурс "Средства речевой выразительности"...

Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...

Тема: Средства художественной выразительности в стихотворениях о весне. Произведения по выбору, например, С.Я. Маршак «Весенняя песенка»

Цель. ознакомление учащихся со стихотворением С.Я Маршака о веснеЗадачи: учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логиче...