Ф.Тютчев"Смотри,уж роща отряхает..."
план-конспект урока по чтению (4 класс)

план-конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.tyutchevkonspekt_uroka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Поэзия Ф.И.Тютчева (« Смотри, как роща зеленеет»)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со своеобразием пейзажной лирики Тютчева
  2. Формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста
  3. Развивать логическое и образное мышление учащихся
  4. Развивать связную речь учащихся
  5. Учить замечать красоту родной природы, воспитывать любовь к родине через любовь к природе

Оборудование:

  1. Проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация биографии Ф.И.Тютчева, презентация к стихотворению «Смотри, как роща зеленеет», звукозапись стихотворения, учебник,  хрестоматия, толковый словарь
  2. Выставка произведений Ф.И.Тютчева, репродукций картин природы.

Ход урока:

  Оргмомент. Разминка.

 - Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти! – Поздоровайтесь с нашими гостями.

  • Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка:

 - «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

 - «Месим тесто» – размять язык зубами.

 - «Лошадка» – пофыркали.

Работа в парах:

(Скороговорка - на парте одна на пару).              

   - Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

       Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

       Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

       Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

       Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно:

1).Сорока со скоросоковыжималкой.

2).Подал грабли крабу краб.

3). Карл у Клары украл кораллы.

- Проверка. – Вслух (каждую скороговорку – по 2 пары)

 Проверка домашнего задания:

- На предыдущем уроке мы закончили работу над произведением Леонида Андреева « Петька на даче».

 

-  На дом  вы получали  задание дописать  рассказ (возможный финал). – Кто хочет поделиться? (2 работы).

 -  По окончании урока сдадите свои работы.

Актуализация знаний:

- Сегодня мы  продолжим знакомиться с тем, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

 - Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

- Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

( Писал стихи  о природе…).

 - Расширим свои знания об этом человеке?

 - Внимание на экран -  Познакомимся с биографией поэта.

Презентация:

1 слайд

Фёдор Иванович Тютчев -  русский поэт, дипломат, публицист.

2слайд

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, среди березовых рощ.  Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что  не мешало увлечению модным в то время французским языком. 

3 слайд

Его отец,

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Слайд 4

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной  семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

В возрасте 16 лет поступил  в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук.  

Слайд 5

В  1822 году Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию  иностранных дел. 15 лет он  работал дипломатической миссии в Мюнхене. Несколько лет поэт жил и работал в Италии, в Турине.

Затем  Ф.И.  вернулся в Россию и работал  в Министерстве иностранных дел. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками.

Слайды 6-7

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина.  Тот был в изумлении и восторге, и опубликовал их в  журнале "Современник"!

Но  признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позже, после его возвращения на родину, в 50-е годы. О поэте восхищенно отзывались Некрасов, Тургенев, Фет, и в 1854 г. вышел отдельный сборник его стихотворений. В большинстве стихов поэт писал о природе, показывая, что природа и человек очень похожи.

Слайд 8

И все же Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г. он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около 50 стихотворений.

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.
15 июля 1873 года поэт скончался.

Слайд 9

Федор Иванович Тютчев  похоронен на кладбище  Новодевичьего монастыря Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстуге открыт  музей.

Слайд 10

 Поэт и сам увековечил себя  -  в своих стихах (более 400 стихотворений).

 

 - Какие стихи читали, учили?  –  О чём они? (о природе, о лесе). – Какое время года описывал поэт? (Разные).

(Слайд 11, иллюстрации)

 - Кто помнит наизусть? (2-3).

Физминутка: - Дыхательная гимнастика («33 Егорки»).

 -  Один из ярких примеров творчества Тютчева - его стихотворение  « Смотри, как роща зеленеет…»  ( август 1857г.). Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы.

 – Послушайте аудиозапись  стих-я.

Первичный анализ:

- Впечатления?  Чем понравилось? От чьего лица написано стихотворение? (от автора, лирического героя). -  Какое время года описано в произведении? – Учебник – с.117– читаем 1-й вопрос: - С помощью каких слов поэт создает ощущение присутствия в летней роще?

 - Помогает ли этому обращение к читателю? («Смотри») и объединение с ним? (« Войдём и сядем»)

– Какие слова непонятны? ( на доску!)  - Кто объяснит? – Выясним значения слов по словарю.

Работа с учебником -  с.116. (Чтение стихотворения по частям. Анализ стихотворения)

 - Читаем 1-ю строфу ( 1 ученик).

 - К чему призывает лирический герой? – Каковы пространственные ощущения? – Подтвердите словами  из стихотворения.

 - В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет...» поэт создаёт ощущение многомерности пространства:

 -  Сначала вместе с ним мы видим? (рощу словно издали “Смотри, как роща зеленеет, // Палящим солнцем облита...”),

 -  Затем?  (приближаемся и рассматриваем отдельные ветки, листья (“...А в ней какою негой веет // От каждой ветки и листа!”) – Не просто от веток и листьев, а от каждой ветки и листа!

- Как понять выражение «палящим солнцем облита»?  Что это значит?

 - Что такое «нега»? «Негой веет»? (словарь + размышления уч - ся).

 -Какие ощущения возникают при чтении этих слов? ( Торжественности, величия!)

- Читаем 2-ю строфу ( 1 ученик).

 - Что происходит во 2-м четверостишии? ( Смена картины) – Подтвердите словами текста.

 - Где оказывается лирический герой? (Внутри рощи)

 - Что он делает? (Садится около дерева. Продолжает наблюдать. Смотрит вниз, словно пытаясь заглянуть под землю).  

- Что пытается увидеть? (Корни деревьев).

 - Что подпитывает эти корни? (Родниковая вода) – Процитируйте!

- Поясните слово «дерев»? (Деревьев) – А почему Тютчев так написал, как вы думаете?

 - «Дерев, поимых родником» - Почему употребил это слово  - «поимых»? ( - Получается, родник поит деревья, подпитывает их влагой, даёт им жизнь).

   - Какой творческий приём использовал автор? ( Олицетворение ) – Что это значит?  ( Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых с присущими им свойствами живых существ – дар речи, способность мыслить и чувствовать).

- Как автор передал звуки родника? ( Шепчет! не льётся, не журчит, не течёт. Обыкновенный родник превращается  в источник жизни).

 –  Мы знаем : - Почему важно беречь лес, красоту природы?

 - Употребление существительного “дерева” вместо “деревья”, слова “поимых”, определения, “обвеянный их мглами” превращают рощу в загадочный мир, хранящий в себе тайны природы.

 - Каково освещение рощи? (мгла, сумрак) – Это важнейшие для творчества Тютчева часто используемые им слова, взаимосвязанные. За одним явлением следует другое. Вечер, ночь, тень, в которой можно укрыться от  зноя в жаркий день.

- Читаем 3-ю строфу ( 1 ученик).

 - Куда  на этот раз устремлен взгляд автора? (Вверх).

 - На что обращает внимание герой? (На вершины деревьев). – Как он о них пишет? (Бредят). – Что это значит? (тихонечко шумят, как бы переговариваясь между собой).

 - Как понять выражение « в полдневный зной погружены»?

– Откуда  до автора доносится орлиный крик? (Сверху).   - И снова – вверх!

 - Как звуки присутствуют в произведении? (Роща наполнена звуками: родник “шепчет в сумраке немом”, вершины “бредят”, крик орлиный “доходит с вышины”).

 - Стихотворение насыщено цветом, движением? (Тютчевские строки одушевляют, одухотворяют рощу: она представляется не просто группой деревьев, а храмом природы. Слова высокого стиля и в том числе редко употребляемые, поддерживают это ощущение  (зелень листьев пронизана ярким светом солнца, ощущение зноя.

               ...какою негой веет

 От каждой ветки и листа! —

блаженное, приятное состояние, обозначенное словом “нега”, передаётся человеку, попавшему в рощу).

 - Что поэт приглашает нас увидеть в этом стихотворении?(  - Особую жизнь природы — самостоятельную и осмысленную жизнь вечного и обновляющегося мира).

 - Как расставлены знаки препинания в конце каждой строфы? – Объясните свою точку зрения.

Работа над выразительностью чтения.

 - А теперь читаем стихотворение выразительно:

- по строфам;

 - полностью.

- Какой тип рифмы в строфах? (Перекрёстная) 

 - Творческая работа. Работа в группах: (на столе у каждой группы листок):

- Придумать четверостишье о природе, можно озаглавить.

 (аудиозапись Чайковский «Времена года» - лето)  

 - Проверка по группам (зачитывают). – Лучшее, на ваш взгляд?

*(Дополнительно: сам.работа – хрестоматия – с.60-61, чтение стихотворения Тютчева).

 

Итог урока. Рефлексия.

  – Какими впечатлениями  делится с читателями поэт?

 ( В большинстве своих стихотворений Тютчев говорит  о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который  время от времени прорывался наружу).

 – Чему учились на уроке?  – Это важно?

 - Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

 - Что  вы поняли,  осознали, что не поняли, какие затруднения испытывали?

 - Как вам кажется: вы стали лучше – хуже?

 - За что вы можете оценить свою работу?  - Напишите (лист самоконтроля).

 - Оценивание учителем.  

Домашнее задание:

 - Выучить стихотворение наизусть.

 

 - Закончить наш урок хочу словами:

 - Нам не дано предугадать,

   Как наше слово отзовётся, -

   И нам сочувствие даётся,

   Как нам даётся благодать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Конспект урока по предмету "Графика и письмо" "Фея берёзовой рощи".

На уроке учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида 5 Б класса ОР упражняются в  печатании слов и (или) букв (в  зависимости от индивидуального уровня развития графических ...

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...

Проект "Зимующие птицы х.Зеленая Роща"

Тип проекта информационно-исследовательский. Мы исследовали вопрос, что мы знаем о зимующих птицах нашего хутора....

С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО

Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС....