Разработка урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:
«Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа В. А. Осеевой "Почему"» направлен на развитие читательской грамотности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_razvitiyu_chitatelskoy_gramotnosti.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (технологическая карта)для 2 класса
по теме:
«Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа
В. А. Осеевой "Почему"»
Учитель начальных классов Пахомова Валентина Васильевна.
МОАУ «Гимназия» № 6 г. Оренбурга
Оренбург
2024 г
Цели деятельности учителя | Формирование правильной читательской грамотности через знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?” Развитие умений анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту, формулировать главную мысль рассказа; воспитывать честность, чувство товарищества, продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся. |
Тип урока | Усвоение новых знаний. |
Планируемые | Предметные: научатся: воспринимать на слух художественное произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный |
Образователь-ные |
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-chteniya-voseeva-pochemu-2-klass -http://festival.1september.ru/articles/502178 https://znanio.ru/ https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igry-dlja-uchaschihsja-nachalnyh-klasov/fizkultminutki- 2. Борисова Н.В., Николаевская Е.Л. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности Учебно-методическое пособие /Краснодар, 2020. 3. Батурина Н.В., Батурина Г.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности и ее формирование на уроках русского языка и литературы Анапа, 2021. |
Оборудование | Компьютер, проектор; портрет и иллюстрации к произведениям В. Осеевой раздаточный материал. |
Этапы | Виды работы, формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Будьте все внимательны, а еще старательны. Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и еще тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку Принимают участие в диалоге с учителем. | Коммуникатив-ные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; вступают в диалог, Личностные: Имеют желание учиться | Коммуникатив- ные: Отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Познавательные: Извлекать информацию из иллюстраций, текста |
II. Актуализация знаний | 2. Речевая разминка | Послушайте стихотворение (читает учитель) Простите! Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо «Простите» — сказал. И мама молчит, Улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже... «Простите!» — Казалось бы. Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово!.. (Н. Юсупов) - Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках? Что любят ваши родители: когда вы красиво сочиняете или говорите правду? |
Слушают учителя Отвечают на вопросы | Коммуникатив-ные: Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями Познавательные: Осуществляют сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации | Личностные: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими Регулятивные: Организация своей деятельности. |
III. Постанов-ка темы, цели урока | 3. Постановка учебной задачи | На доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора. Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке. Прочитайте! Правильно, тема сегодняшнего урока: «Валентина Александровна Осеева и её произведение "Почему" Пользуясь опорными словами, поставьте задачи. А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях. А также мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения, | Отвечают на вопросы Тема сегодняшнего урока: "Почему" Познакомиться … (с новым произведением) Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать) Проанализировать …(поступки героев) | Познавательные Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные: Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими. | Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникатив ные: Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе |
IV. Работа по теме урока | 1. Вступительная беседа. | – Валентина Александровна работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Как вы думаете, о чем нас может спрашивать Валентина Осеева?
– В каких случаях задают вопрос «Почему»? Для чего его задают? |
Отвечают на вопросы. Предполагают, о чем произведение
| Познавательные: Извлекать информацию Коммуникатив-ные: Обсуждение и формирование своего мнения. | Коммуникатив-ные: высказывают и аргументируют свою |
2. Словарная работа. | В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.. Учитель открывает карточки со словами на доске: Рассмотрите внимательно запись. Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ. -Уточним значение слова в словаре. -Каково значение слова БРАНИТЬ? |
ЧЕРЕПКИ, Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия. БРАНИТЬ (Бранить – резко порицать, ругать) | Коммуникатив-ные: Высказывают и аргументируют свою обсуждаемую проблему; | Коммуникатив-ные: Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | |
| 3. Первичное слушание и чтение рассказа Анализ 1 части произведения Анализ 2 части произведения Анализ 3 части произведения Анализ 4 части произведения Работа парами | - Приготовьтесь слушать рассказ. Ваша задача найти ответ на вопрос, почему автор так назвал рассказ. Я включаю вам аудиозапись рассказа «Почему?», а вы очень внимательно слушаете и следите за текстом в учебнике. Давайте проверим как хорошо вы поняли текст. Я задаю вам вопросы, а вы быстро на них отвечаете - Кто был в столовой? Дальше читаем текст цепочкой. Вопросы: Как мама отреагировала на разбитую чашку? Третью часть читает учитель Что делал Бум? 4. - Читаем дальше. (Читают до конца.)
Итак, мы разделили рассказ на части и озаглавили каждую из частей. -Восстановите последовательность событий в рассказе. У вас на столах карточка, поработайте парами, расставьте правильно номера событий. 1. Бум наказан. 2. Мальчик с собакой. 3. Сын признался. 4. Чашка разбилась. 5. У каждого свое «почему». 6. Это... Бум! 7. Ночью. 8. Расстроенный лай. 9. Все дома! 10. Он будет жить в будке. 11. Бум один на крыльце. |
Отвечают на вопросы (Разбитая чашка.) Отвечают на вопросы (Он будет жить в будке.) 3. - Читают третью часть. (Пробуждение совести.) Отвечают на вопросы (У каждого свое Почему) Работа в паре. Повторим правила работы в паре Дети восстанавливают очередность событий Самопроверка по экрану
Ответ: 2,4,6,10,1,11, 7,8,3,9, 5. | Личностные: Развитие этических чувств, доброжелатель-ности Познавательные: Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: Владение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений Коммуникати-вные: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Познавательные: Осуществляют смысловое чтение, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов, выявление сущности, особенности объектов; Коммуникати-вные: Обсуждение и формирование своего мнения. Регулятивные: Оценивают собственную деятельность на уроке. осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; |
V. Динамическая пауза | Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения одной рукой, другой.) Ярко светит звезда. (Глядя в небо, представляют светящуюся точку.) Ветерок колышется. (Покачивание корпусом, руками.) Как легко мне дышится. (Спокойное, размеренное дыхание.) Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек.) И лежу я на песочке. (Голова запрокинута назад, поглаживания по телу.) Всюду розы аромат. (Держат воображаемую розу в руках и вдыхают ее запах, дышат глубоко и свободно.) Как я этой жизни рад! (Улыбки, распростертые к небу руки.) | Выполняют физические упражнения |
| ||
VI. Закрепле-ние изученного | Решение частных задач. | -Зачем автор приводит описание природы? Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. -Какие чувства испытывает мальчик во время грозы? -Как об этом пишет автор? Учитель добавляет на доску слова:
-Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя? - Какие краски вы бы бы взяли для обозначения страха? -Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме? - Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. – А теперь закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть» Поэт Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство, послушаем его Мы делаем для памяти зарубки, Не доверяя собственным следам, душа. А совесть помнит все наши поступки И не стареет вопреки годам. Она скромна. Не говорит ни слова. Пока не взвесит помыслов и дел, И вдруг напомнит прямо и сурово Как раз о том, что ты забыть хотел. Чего скрывать – с ней нелегко живется Но мы гордимся, в новый путь спеша, Что совестливой издавна зовётся В народе русская душа
|
Учащиеся отвечают Читают второй абзац 2 части текста на с.144. Дети отвечают на вопросы Совесть (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения Познавательные: Осуществляют сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | Познавательные: Использование разных видов чтения давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Коммуникати-вные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
VII. Рефлексия деятельности | - Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос: - Чему я научился на этом уроке? ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ. Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим. | Заполняют Лист достижений | Регулятивные: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; | Регулятивные: Оценивают собственную деятельность на уроке | |
VIII. Домашнее задание. | 1.Чтение произведения. Попробуйте дать ответ Буму, маме от имени сына и сыну от имени мамы. - Бум, тебя выгнали во двор, потому что…. - Мама, я не сказал тебе правду, потому что…. Я очень обрадовалась тому, что… | ||||
IX. Итог урока. Оценива-ние | -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? Из слов на доске нужно выбрать те, которые подходят к тексту: Взаимопонимание Сострадание Грубость Уважение Совесть Честность Доброта Ответственность Бесчеловечность Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Личностные: Имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"
План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"
Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...