Разработка урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Валентина Васильевна Пахомова

Урок  литературного чтения  во 2 классе по теме:

«Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа В. А. Осеевой "Почему"» направлен на развитие читательской грамотности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_razvitiyu_chitatelskoy_gramotnosti.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок  литературного чтения (технологическая карта)для 2 класса

по теме:

«Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере рассказа

В. А. Осеевой "Почему"»

 

Учитель начальных классов Пахомова Валентина Васильевна.

МОАУ «Гимназия» № 6  г. Оренбурга

Оренбург

2024 г

Цели деятельности учителя

 Формирование правильной читательской грамотности через знакомство с рассказом В.Осеевой “Почему?”  

 Развитие  умений анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту,   формулировать главную мысль рассказа; воспитывать честность, чувство товарищества,   продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Тип урока

Усвоение новых знаний.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественное произведение, составлять план рассказа, пересказывать по плану; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: развивают умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный

Образователь-ные
ресурсы

  1.  Учебник, интернет-источники:

 - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-chteniya-voseeva-pochemu-2-klass

  -http://festival.1september.ru/articles/502178

https://znanio.ru/

https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/igry-dlja-uchaschihsja-nachalnyh-klasov/fizkultminutki-

2. Борисова Н.В., Николаевская Е.Л. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности Учебно-методическое пособие /Краснодар, 2020.  

 3. Батурина Н.В., Батурина Г.С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности и ее формирование на уроках русского языка и литературы   Анапа, 2021.

Оборудование

Компьютер, проектор; портрет и иллюстрации к произведениям В. Осеевой   раздаточный материал.

Этапы
урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Прозвенел уже звонок,

начинаем наш урок.

Будьте все внимательны,

 а еще старательны.

Сейчас тихо как мышки

 сядут девочки,

и еще тише мальчики.

 Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Принимают участие в диалоге с учителем.

Коммуникатив-ные: 

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;   вступают в диалог,  

Личностные: Имеют желание учиться

Коммуникатив-

ные:

Отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Познавательные: Извлекать информацию из иллюстраций, текста  

II. Актуализация знаний

 2. Речевая разминка

 Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Простите!

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» — сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

«Простите!» —

Казалось бы.

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..  (Н. Юсупов)

- Подумайте: всегда ли вы сознаетесь в своих поступках? Что любят ваши родители: когда вы красиво сочиняете или говорите правду?

 

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Коммуникатив-ные: 

 Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные: Осуществляют   сравнение, обобщение,   извлечение необходимой информации  

 Личностные:

Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими

Регулятивные: Организация своей деятельности.

III. Постанов-ка темы, цели урока

3. Постановка учебной задачи

На доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

 Здесь зашифровано название произведения, над которым мы будем работать на уроке.  Прочитайте!

https://files.1urok.ru/images/be0ca2f5ee7e563198ce4a3633b0fb6e979d7277.png

Правильно, тема сегодняшнего урока: «Валентина Александровна Осеева и  её произведение "Почему"

 Пользуясь опорными словами, поставьте задачи.

А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

А также мы научимся понимать, в чём заключается смысл произведения,  

Отвечают на вопросы

Тема сегодняшнего урока:  "Почему"

Познакомиться … (с новым произведением)

Учиться …(находить главную мысль текста, выразительно читать)

Проанализировать …(поступки героев)

Познавательные   Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные:

Учатся высказывать собственное мнение не схожее с другими.

Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникатив

ные: Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе

IV. Работа по теме урока

1. Вступительная

беседа.

– Валентина Александровна работала педагогом в детских колониях для беспризорников.  Как вы думаете, о чем нас может спрашивать Валентина Осеева?

  • – Хватает ли нам информации, чтобы предположить, о чем рассказ «Почему?»

– В каких случаях задают вопрос «Почему»? Для чего его задают?

 

Отвечают на вопросы.

Предполагают, о чем произведение

 

Познавательные: Извлекать информацию Коммуникатив-ные:

Обсуждение и формирование своего мнения.

Коммуникатив-ные:     высказывают и аргументируют свою
точку зрения на обсужда-
емую проблему; проявляют готовность слушать и вести диалог.

2. Словарная работа.

В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить..

 Учитель открывает карточки со словами на доске:

 Рассмотрите внимательно запись.   Объясните значение слова     ЧЕРЕПКИ.

-Уточним значение слова в словаре.

-Каково значение слова БРАНИТЬ?

 

 

 

 ЧЕРЕПКИ,

Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

БРАНИТЬ

(Бранить – резко порицать, ругать)

Коммуникатив-ные:     Высказывают и

аргументируют свою
точку зрения на

обсуждаемую проблему;

Коммуникатив-ные: Обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

 

3. Первичное слушание и чтение рассказа
по цепочке

Анализ 1 части  произведения

Анализ 2 части  произведения

Анализ 3 части  произведения

Анализ 4 части  произведения

Работа парами

  - Приготовьтесь слушать рассказ.  Ваша задача найти ответ на вопрос, почему автор так назвал рассказ.

 Я включаю вам аудиозапись рассказа «Почему?», а вы очень внимательно слушаете и следите за текстом в учебнике.  

Давайте проверим как хорошо вы поняли текст. Я задаю вам вопросы, а вы быстро на них отвечаете

-  Кто был в столовой?
Что делал мальчик и Бум?
Что висело над столом?
Что случилось дальше?
Кто пришел на звук разбитой чашки?
Что сделала мама, когда увидела разбитую чашку?
Как повел себя мальчик?
Как можно ее озаглавить?

Дальше читаем   текст цепочкой.

Вопросы:

Как мама отреагировала на разбитую чашку?
 Что чувствовал мальчик в этот момент?
Что делал Бум?
Почему мальчик испугался за разбитую чашку?
Как вы думаете, догадалась ли мама, кто разбил чашку на самом деле?
Как можно ее озаглавить?

Третью часть читает  учитель  

Что делал Бум?
О чем думал мальчик?
Что сделал мальчик?

 Что делал мальчик, оставшись один в комнате?
Как можно ее озаглавить?

4. - Читаем дальше. (Читают до конца.)
Что происходило с Бумом на улице?
Что сделал мальчик, услышав как капли забарабанили по окну?
Что сделала мама?
О чем думал Бум?
О чем думала мама?
О чем думал мальчик?
Чем заканчивается рассказ?

Как можно ее озаглавить?

 

Итак, мы разделили рассказ на части и озаглавили каждую из частей.  

-Восстановите последовательность событий в рассказе.  У вас на столах карточка, поработайте парами, расставьте правильно номера событий.

1. Бум наказан.

2. Мальчик с собакой.

3. Сын признался.

4. Чашка разбилась.

5. У каждого свое «почему».

6. Это... Бум!

7. Ночью.

8. Расстроенный лай.

9. Все дома!

10. Он будет жить в будке.

11. Бум один на крыльце.

  1.  Слушают первую часть

Отвечают на вопросы

(Разбитая чашка.)
2. - Читают вторую часть
 

Отвечают на вопросы

(Он будет жить в будке.)

3. - Читают третью часть.
Отвечают на вопросы

(Пробуждение совести.)
4. - Читают четвертую часть.

Отвечают на вопросы

(У каждого свое Почему)

Работа в паре.

Повторим правила работы в паре

Дети восстанавливают очередность событий

Самопроверка по экрану        

         

Ответ:

 2,4,6,10,1,11,

7,8,3,9, 5.

Личностные: 

Развитие этических чувств, доброжелатель-ности

 Познавательные:

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач  

Регулятивные:

Владение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений  

Коммуникати-вные:

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Познавательные: Осуществляют смысловое чтение,   сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, извлечение необходимой информации из текстов, выявление сущности, особенности объектов;  

Коммуникати-вные:

 Обсуждение и формирование своего мнения.

Регулятивные:

 Оценивают собственную деятельность на уроке.

осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи;

V. Динамическая пауза

 Чуть вздыхает волна, (Медленный вдох, плавные движения одной рукой, другой.)

Ярко светит звезда. (Глядя в небо, представляют светящуюся точку.)

Ветерок колышется. (Покачивание корпусом, руками.)

Как легко мне дышится. (Спокойное, размеренное дыхание.)

Ветерок мне гладит щечку (Поглаживание щек.)

И лежу я на песочке. (Голова запрокинута назад, поглаживания по телу.)

Всюду розы аромат. (Держат воображаемую розу в руках и вдыхают ее запах, дышат глубоко и свободно.)

Как я этой жизни рад! (Улыбки, распростертые к небу руки.)

Выполняют физические упражнения

 

VI. Закрепле-ние изученного

Решение частных задач.

 -Зачем автор приводит описание природы?

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу.

-Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?

 -Как об этом пишет автор?

Учитель добавляет на доску слова:

  • “на сердце тяжело”,
  • “мурашки пробегали по спине”,
  • “вина становилась больше”,
  • “кусал ногти”,
  • “не мог ни на что решиться”,
  • “утыкался лицом в подушку”

-Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

- Какие краски вы бы  бы взяли для обозначения страха?  

-Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать.  

– А теперь закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть»

Поэт Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство, послушаем его

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

душа.    

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова.

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Чего скрывать – с ней нелегко живется

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа

 

 

Учащиеся отвечают

Читают второй абзац 2 части текста на с.144.

 Дети отвечают на вопросы

Совесть

(Читает наизусть заранее подготовленный ученик)

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск ее решения

Познавательные: Осуществляют   сравнение, обобщение,   извлечение необходимой информации  

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Познавательные:

Использование разных видов чтения   давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Коммуникати-вные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

VII.

Рефлексия деятельности

- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:

- Чему я научился на этом уроке?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.

Заполняют Лист достижений

Регулятивные: 

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Регулятивные:

 Оценивают собственную деятельность на уроке

 VIII. Домашнее задание.

1.Чтение произведения.  Попробуйте дать ответ Буму, маме от имени сына и сыну от имени мамы.

- Бум, тебя выгнали во двор, потому что….

- Мама, я не сказал тебе правду, потому что….

Я очень обрадовалась тому, что…

IX.

Итог урока.

Оценива-ние

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор? Из слов на доске нужно выбрать те, которые подходят к тексту:

Взаимопонимание

Сострадание

Грубость

Уважение

Совесть 

Честность

Доброта

Ответственность

Бесчеловечность

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Личностные: 

Имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...