П. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»!
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению "Почему на свете жить хорошо", «открытие» нового знания.
Цель урока: познакомить детей с произведением П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом П. Дудочкина «Почему хорошо на свете»;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать содержание текста по заглавию;
- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор), мышление (устанавливать аналогии обобщать).
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к миру детской художественной литературы;
- воспитывать усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.
Средства обучения:
Для учителя: учебник, презентация, проектор, ноутбук.
Для обучающихся: учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._pochemu_horosho_na_svete._22.04.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XI века», литературное чтение
Тема урока: П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: познакомить детей с произведением П. Дудочкина «Почему хорошо на свете».
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом П. Дудочкина «Почему хорошо на свете»;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать содержание текста по заглавию;
- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор), мышление (устанавливать аналогии обобщать).
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к миру детской художественной литературы;
- воспитывать усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки.
Средства обучения:
Для учителя: учебник, презентация, проектор, ноутбук.
Для обучающихся: учебник.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | У.: Настраиваемся на продуктивную работу. Подготовьте свое рабочее место, положите все на парту красиво. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. Внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог. О.: Настраиваются на работу. | Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. |
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания по предыдущей теме (выразительное чтение) У.: Послушайте загадку, о чем идет речь? Она приходит с ласкою И со своею сказкой, Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. О.: Весна. У.: Сегодня на урок к нам пришла Весна. Она принесла много интересных заданий. Первым заданием будет узнать жанр произведения. На столе у каждого лежит волшебный цветок, вы будете вписывать в каждый лепесток жанр услышанного произведения. А начнём мы писать с красного лепестка, по часовой стрелке. а) Приходи весна, весна красная, Приходи Весна, весна с радостью! Ой-люли-люли, приходи! Солнце ясное взойди, Тысячу людей освети. Неудачу – в XXI век – не пусти! Ой – люли, не пусти! (Закличка) б) С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов… (Рассказ) в) Зима не даром злится Прошла ее пора… (Стихотворение) г) Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась за дело. Сперва призадумалась… (Сказка) д) Проворонила ворона воронёнка. (Скороговорка) е) Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Пословица) У.: А сейчас посмотрите на доску и проверьте себя. Кто без ошибок сделал это задание, поднимите зелёный карандаш. Молодцы. Остальные ребята будьте внимательны при выполнении следующих заданий. О.: Сверяют свои ответы с правильными. У.: Ребята как можно одним словом назвать скороговорку, закличку, пословицу? О.: Произведения фольклора. | Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные УУД: - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения). |
Определение темы, постановка цели урока | У.: На столах у вас лежат конверты со словами. Вы должны с соседом по парте собрать из этих слов предложение. О.: Почему хорошо на свете? У.: Давайте мы с вами составим кластер, ответив на этот вопрос. О.: Дети отвечают на вопрос, образуется кластер. У.: Всё что вы перечислили – это, правильно, как вы думаете с какое название произведения будет на сегодняшнем уроке? О.: Почему хорошо на свете. У.: Правильно, герои произведения Петра Петровича Дудочкина, которое так и называется «Почему хорошо на свете», отвечали по-своему, сейчас мы с вами познакомимся с этим произведением. О.: Слушают учителя. У.: Давайте определим цель нашего урока. О.: Познакомиться с произведением Петра Петровича Дудочкина «Почему хорошо на свете». | Познавательные УУД: - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - высказывать свое предположение. |
«Открытие» нового знания | У.: Петр Петрович Дудочкин родился 30 октября 1915 года в деревне Стреченово Рославльского района Смоленской области. Отец его был армейским офицером, мать работала учительницей. Петр Петрович окончил школу в Рославле и в начале 30-х годов поступил в академию в Москве на зоотехнический факультет, к 1935 году успешно окончил его, получил диплом и стал работать по специальности. Работа с текстом рассказа Петра Петровича Дудочкина «Почему хорошо на свете» У.: Откройте учебник на стр. 123. С каким произведением Петра Дудочкина мы сегодня познакомимся? О.: «Почему хорошо на свете» У.: Как вы думаете, что означает заглавие? О.: Ответы учеников. Чтение учителя. «Почему хорошо на свете» У.: Понравилось произведение? О.: Ответы учеников. У.: К какому жанру оно относится? Почему? О.: Сказка. Разговаривают герои, в сказке Скворец записан с большой буквы. У.: Что понравилось? О.: Ответы учеников. У.: Какое настроение вызывает это произведение? О.: Ответы детей. У.: Посмотрите сколько частей в этой сказке? О.: 5. Работа по I части У.: Давайте прочитаем 1 часть сказки по цепочке. О.: Чтение I части по цепочке. У.: Как начинается произведение? О.: Молодой скворушка научился летать. У.: О чем пел скворушка? Почему хорошо на свете? О.: Ответы детей. У.: Кто ответил на его песню? О.: Солнышко. У.: Как? О.: Чтение по тексту. У.: Что же солнышко делает хорошего? О.: «Я даю людям свет и тепло». У.: Почему скворушке стало стыдно? О.: Он еще ничего не умел делать. Работа по II части У.: А сейчас II 2 часть мы прочитаем по-ролям. Для этого выберем автора, Скворушку, Дождик. О.: Чтение по-ролям. У.: Что же дождик делает доброго? О.: Я умываю всех и пою чистой водицей. Работа по III части У.: А сейчас III часть мы прочитаем выборочно. Найдите 3 часть сказки. Кого дальше встретил скворушка? О.: Дятла. У.: Найдите описание дятла. О.: Прилетела большая пестрая птица в красной шапочке на затылке, села прямо на ствол и принялась долбить кору: «Тук! Тук! Тук!» У.: Как люди называют дятла? О.: Лесной санитар. Работа по IV части У.:Прочитайте IV часть самостоятельно. О.: Самостоятельное чтение. У.: Почему скворушка даже спрятался? О.: Ответы детей. У.: Кто ему встретился на земле? О.: Червяк. У.: Почему скворушка рассердился на червяка? О.: Ответы детей. Работа по V части У.: V часть - чтение хорошо читающим учеником. О.: Чтение. У.: О чем задумался скворушка? О.: «Что делать, чтобы не было стыдно». У.: Почему он запел так, как никогда в жизни не пел? О.: Ответы детей. У.: Как заканчивается сказка? О.: Скворушка подумал: «Значит, и я что-то хорошее делаю, раз моя песенка нравится». У.: Почему же хорошо на свете стало скворушке? О.: Ответы детей. У.: Какое же хорошее, доброе дело делал скворушка? О.: Ответы детей. У.: Какую пользу приносят скворцы? О.: Ответы детей. У.: Хорошо, молодцы. Давайте чуть-чуть отдохнем и продолжим. | Познавательные УУД: - извлекать необходимую информацию из текста; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; коммуникативной задачей; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: осуществлять анализ произведения. |
Физминутка | Встанем, дети, (Встали.) Скажем тихо: Раз, два, три, четыре, пять. - (Шагаем.) Приподнялись, (Поднялись на носочках.) Чуть присели (Приседаем.) И соседа не задели, (Садимся.) А теперь придется встать, (Встали, потянулись.) Тихо сесть, (Ровненько сели.) | Регулятивные УУД: проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
Закрепление изученного | У.: Как вы поняли, почему на свете хорошо? Объясните. О.: Ответы учащихся. У.: Каким вы представляете Скворушку, после прочтения сказки? Как к нему относится автор? О.: Мнения детей. У.: Посмотрите на схему-цепочку персонажей, с которыми встречался и разговаривал Скворушка. Посмотрите, как это сделал мальчик. Солнышко – Дождик – Червяк – Дятел. Подумайте, нет ли ошибки в схеме мальчика? Исправьте её. О.: Есть ошибка. Правильно будет так: Солнышко – Дождик – Дятел – Червяк. У.: Давайте мы с вами составим план к этому рассказу. Откроем тетради подпишем число «22 апреля», название и автора П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Посередине подписываем «План». Сколько у нас частей в этом произведении? О.: Пять. У.: Давайте посмотрим на первую часть. Какова главная мыль этой части? Как назовем? Как мы ее назовем? О.: Ответы учеников. У.: Хорошо, мы решили, что первую часть назовем – Скворушка разговаривает с Солнцем. Давайте подумаем, как назвать вторую часть. О чем эта часть? Как мы ее озаглавим? О.: Ответы учеников. У.: Под цифрой 2 напишем - Польза Дождика. Давайте проанализируем третью часть. Что тут нам рассказывает автор? Как назовем? О.: Ответы учеников. У.: Да, 3 части мы подобрали название – Добрые дела Дятла. Давайте посмотрим на четвертую часть. О чем повествование в этой части? Придумаем, как озаглавим эту часть. О.: Ответы учеников. У.: Четвертую часть назовем так – Как червяк помогает добрым делом. Посмотрим на последнюю часть, как назовем ее? О.: Добрые дела Скворушки. | Познавательные УУД: - устанавливать закономерности, строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме. Регулятивные УУД: ориентироваться в содержании предмета. |
Рефлексия | У.: Что вам показалось на уроке самым интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке? О.: Ответы учеников. У.: С каким произведением мы с вами познакомились? О.: Со сказкой П. Дудочкина «Почему хорошо на свете». У.: Что мы делали? О.: Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, составляли план сказки. У.: Что вам понравилось больше всего? О.: Ответы учащихся. У.: Записываем домашнее задание стр. 127, вопрос 5. | Познавательные УУД: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом."Почему хорошо на свете жить"
Развитие речи. Текст-рассуждение.( Тип текста.Смысловое единство предложений в тексте.0...
Урок литер.чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Тема "П.Дудочкин. Почему хорошо на свете".
Урок "открытия" новых знаний.Цель: обучающаяпродолжить знакомство с произведениями о весне;отработка умения работать с текстом, формирование основной идеи данного произведения,отработ...
Внеклассное мероприятие "Профессий хороших на свете не счесть..."
Воспитательное мероприятие "Профессий хороших на свете не счесть..." расширяет кругозор школьников о мире профессий, воспитывает уважительное отношение к труду, людям труда. Занятие сопровождается зан...
Классный час "Как хорошо на свете без войны!"
Мероприятие разработано для проведения с учащимися 1-2 классов. Опираясь на свой личный опыт, младшие школьники получают возможность ощутить эмоциональный фон военного детства....
Проблемно-диалогическое обучение на уроке литературного чтения. П. Дудочкин "Почему хорошо на свете"
Технологическая карта урока. Презентация. раздаточный материал....
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе П.Дудочкин "Почему хорошо на свете?"...
Конспект урока литературного чтения : Г.Скребицкий «Весна – художник», П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»
создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия, обосновывать сделанные...