Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля |
Деятельность учителя, его речь |
Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | 1.Приветсвует учащихся. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Дамиля Жумабековна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Можете садиться. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Проверьте есть ли на ваших партах тетради для самостоятельной работы, пеналы и дневники. Поднимите большой палец вверх, если вы готовы. 3. Создание эмоционального настроя. - Для сегодняшнего урока я предлагаю вам такой девиз «Без труда нет плода». Как вы его понимаете? Отвечаем по поднятой руке. Верно! Я уверена, что мы последуем этому девизу и наш урок пройдет интересно и продуктивно. У каждого из вас лежит лист самооценивания, мы будем его использовать на протяжении урока. | 1.Приветсвуют учителя. 2.Проверяют готовность к уроку. 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.
-Если человек не будет трудиться, то и пользы от его труда не будет. |
УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение | Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Группа практических методов: 4кроссворд
Внешний контроль | 1.Организует актуализацию знаний - Посмотрите на слайд, я предлагаю вам сыграть в игру «Правда-ложь» Правила игры очень просты. На экране появляется вопрос, вы, по поднятой руке, отвечаете, правда это или ложь. - Давайте начнем! 1.Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. 2.Героями сказки могут быть только люди 3.В сказке события повторяются 5раз 4. Один из признаков волшебной сказки- волшебные предметы. 5.Структура сказки-зачин, основная часть, концовка -Молодцы, все верно. -Посмотрите на экран. Соотнесите автора и его произведения. Д.Мамин-Сибиряк | «Мороз Иванович» | А.С.Пушкин | «Серая шейка» | В.Ф.Одоевский | «Сказка о царе Салтане» |
-Что общего между этими сказками? -Какие еще сказки бывают? -С каким произведением мы еще не познакомились? -Возьмите свои листы самооценивания и заполните первый пункт, закрасьте снежинку в той ячейке, которая соответствует вашей работе | 1.Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.
-Правда -Ложь(люди, животные, предметы) -Ложь(3р) -правда -правда
1.В.М.Гаршин- «Лягушка-Путешественница» 2.Д.Н.Мамин-Сибиряк-«Сказка про храброго зайца» 3.В.Ф.Одоевский-«Мороз Иванович»
-Авторские -Народные -«Мороз Иванович»
|
УУКД: Конструировать утверждения, проверять их истинность. УУПД: Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса литературного чтения.
| Учебная презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Группа практических методов: составление плана работы
Внешний контроль
| 1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы, цели и плана урока. - Предположите какова тема нашего урока? - Верно! А теперь сформулируйте цель. - Отлично! - Теперь, расставим в правильном порядке план урока. 1.Сделать вывод 2.Познакомиться со сказкой «Мороз Иванович» 3.Познакомиться с биографическими сведениями В.Ф. Одоевского 4.Ответить на вопросы после прочтения сказки 5.Составить план 1части. 6. Выполнить самостоятельную работу.
| 1. Формулируют тему
-Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». 2. Формулируют цели - Познакомиться с биографическими сведениями об авторе и содержанием сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского. 3. Составляют план урока 1. Познакомиться с биографическими сведениями об авторе; 2. Прочитать 1часть сказки «Мороз Иванович»; 3.Ответить на вопросы после прочтения сказки 4.Составить план 1части. 5. Выполнить самостоятельную работу. 6.Сделать вывод.
| УУПД: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий | Учебная презентация
|
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) |
Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником
Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. -Итак, что мы должны сделать сначала? -Верно. - Кто из вас читал сказки Владимира Федоровича Одоевского? Какие? -Давайте познакомиться с биографическими сведениями об авторе. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, но перед просмотром, посмотрите на слайд. После просмотра видео, вам нужно будет ответить на вопросы: 1.На каком инструменте любил музицировать В.Ф.Одоевский? 2.Самым любимым занятием автора было? 3.Самыми популярными произведениями автора являются? -Итак, давайте ответим на вопросы -Ребята, скажите, какой пункт плана мы выполнили? -Возьмите свой лист самооценивания, заполните второй пункт.
-Откройте учебники на с.76 и прочитайте название сказки.
- Как вы думаете, почему она так называется? -Вполне возможно - Предположите, кого автор называет Мороза Ивановича? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? - У этой сказки есть эпиграф. Что такое эпиграф? -Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». - Каков смысл этой пословицы?
-В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. В парах обсудите значение этих слов. -Итак, давайте проверим, кто хочет сказать значение первого слова? Рубить платки – подшивать платки Студенец - колодец Горница – парадная половина крестьянской избы Почивать – лег спать Окостенели - замерзли Стрепня – еда Затейница – выдумщица. -Значение данных слов поможет вам понять содержание сказки. Я начну читать, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить правильно на вопросы. - Итак, какой пункт плана мы выполнили? -Закрасьте снежинку во 3 пункте ваших листов самооценивания в ячейке
| 1.Отвечают на поставленные вопросы. -Познакомиться с биографическими сведениями об авторе.
Слушают учителя
1.Ингармонический клависин 2.литература
3. «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» Смотрят видеофрагмент
-Познакомились с биографическими сведениями об авторе.
-Потому что речь пойдет о Морозе
-Это дедушка Мороз
- Добрый, мудрый - Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. -Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.
Слушают сказку
-Прочитать сказку
| УУПД: Читать, интерпретировать графически представленную информацию УУРД: Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации
| Учебная презентация
|
Первичное закрепление (4-5 мин) |
Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа практических методов: упражнения
Внешний контроль | -Давайте ответим на вопросы. - Понравилась ли вам первая часть сказки? Почему? Хотели ли вы узнать, что будет дальше? - Ребята, напомните, что такое основная мысль? - Да, верно. - Можем ли мы однозначно ответить на вопрос «какова главная мысль сказки?» -Почему -А можем ли предположить, что хочет донести до нас автор?
- Всё верно. -Почему автор назвал свою сказку Мороз Иванович?
-Ребята, кто является героями сказки? -Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? -Почему автор дал девочкам такие имена? -Какие девочки по характеру?
-Какой пункт плана мы выполнили? Закрасьте снежинку в 4 пункте листа самооценивания -Ребята, я предлагаю вам разделить 1часть сказки на микротемы и озаглавить их. -Кто озаглавил 1 микротему? Прочитай начало и конец 1микротемы -Кто озаглавил 2микротему, 3 микротему. Прочитай начало и конец микротем. -Молодцы, какой пункт плана мы выполнили? -В листах самооценивания закрасьте снежинку в 5 пункте
|
-Да/нет - Основная мысль, это то, что хотел донести до нас автор. -нет
-Потому что прочитали не всю сказку - тот, кто любит и умеет трудится нигде не пропадет и повсюду ему будет почет и уважение. -Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.
-Потому что речь идет о Морозе Ивановиче -Рукодельница, Мороз Иванович, Ленивица -Чтобы показать их характеры -Ленивица- злая, ленивая, а Рукодельница добрая, трудолюбивая. -Ответили на вопросы
1.Девочки Рукодельница и Ленивица 2.Случилась беда 3.Встреча с Морозом Ивановичем 4.Награда от Мороза Ивановича
-Составить план. |
УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение УУПД: Находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию УУРД: Осуществлять контроль процесса своей деятельности, мобилизовать силы и энергию |
Учебная презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) |
Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: упражнения Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль Самоконтроль | -Давайте проверим, как вы поняли содержание 1 части. -На ваших столах лежат карточки. Вам необходимо решить этот тест, на это задание я даю вам 3 мин. 1. Имя автора произведения «Мороз Иванович» А)В.Ф.Одоевский Б)В.М.Гаршин В)Д.Н.Мамин- Сибиряк Г)И.А.Бунин 2.Что означает выражение «платки рубить» А)парадная половина крестьянской избы Б)привлекать внимание В)подшивать платки Г)старинное оружие 3.Какая беда приключилась с Рукодельницей? А)упала с горки Б) упало ведро в колодец В) порвался платок Г)сломала спицы 4.Что Рукодельница увидела в печке? А)пирог Б)пирожок В)хлеб Г)булочку 5.Сколько дней попросил послужить у себя Мороз Ивановчи Рукодельницу? А) три Б)один В)пять Г) два
6.Из чего была перина Мороза Ивановича? А) из снега Б)из листьев В)из перьев. -Итак ребята, давайте проверим как вы выполнили работу. Посмотрите на слайд, сверьте с ответами. -Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки -Молодцы -У кого 1-2 ошибки? -Хорошо. Поставьте себе соответствующую оценку -Скажите, какой пункт плана мы выполнили? -Закрасьте снежинку в листе самооценивания
| Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют работу.
-Выполнили самостоятельную работу
| УУКД: Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии УУРД: Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины УУПД: Читать, интерпретировать графически представленную информацию | Учебная презентация
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут) |
Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа практических методов: задания по плану Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации Внешний контроль |
-Ребята, я предлагаю вам разделиться в группы по 4 человека. Для начала скажите, как мы работаем в группах? -Молодцы, итак каждой группе я выдам карточку. Вам нужно составить характеристику героя, который представлен в вашей карточке (Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович). -На это задание я даю вам 2 мин. -Давайте проверим, посмотрите на слайд.
|
-Не перебивать друг друга, слушать мнение каждого. Выполняют задание в группах. - –Девочки Рукодельница и Ленивица
-Случилась беда -Встреча с Морозом Ивановичем -Награда от Мороза Ивановича 2)- Рукодельница — добрая, трудолюбивая и скромная девочка. Она делала всю работу по дому, а оказавшись у колодце выполняла все задания Мороза Ивановича, за что и была вознаграждена. -Ленивица — ленивая девочка, которая спит до обеда, потом считает мух и жалуется на скуку. -Мороз Иванович — добрый и справедливый волшебник, обитает в колодце, нанимает на службу каждую из девочек.
| УУПД: Читать, интерпретировать графически представленную информацию УУКД: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению | Раздаточный материал «План анализа» |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания |
Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал
Индивидуальная Самоконтроль | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: чтение и анализ сказки «Мороз Иванович - Вернёмся к подведению итогов. -Какая была тема урока. -Какую цель мы перед собой ставили?
- Что вы узнали в процессе изучения сказки?
-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели. -Что вызвало затруднения у вас на уроке? - Что было полезным? -Что понравилось? -Все ли пункты плана мы выполнили? Заполните последний пункт в ваших листах самооценивания.
| 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. Записывают домашнее задание.
-сказка «Мороз Иванович»В.Ф.Одоевского -Изучить и проанализировать сказку -Что нужно всегда трудиться, а не лениться - Все Ответы детей
2. Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке. |
УУРД: Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация
Раздаточный материал «лесенка успеха» |