К.Д. Ушинский. Рассказ «Ручей».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Занятие, посвященное жизни и творчеству К.Д.Ушинского и его рассказу "Ручей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushinskiy_k.d.pdf | 976.61 КБ |
konspekt_zanyatiya.docx | 25.46 КБ |
zadanie_dlya_3-h_grupp.docx | 13.67 КБ |
shema.docx | 93.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: К.Д. Ушинский. Рассказ «Ручей».
Цель: формирование заинтересованного отношения к литературному творчеству и умения работать с текстом на материале произведения К.Д. Ушинского «Ручей».
Задачи:
Личностные:
- Формирование уважительного отношения и интереса к художественной литературе, и творчеству отечественных авторов.
- Формирование бережного отношения к природе.
Метапредметные познавательные:
Формировать умения:
- Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;
- Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- Самостоятельно создавать схемы для предоставления информации
Коммуникативные:
Формировать умения:
- Воспринимать и формировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Готовить небольшие публичные выступления
- Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
Регулятивные
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Выстраивать последовательность выбранных действий.
Предметные
- знакомство обучающихся с биографией и творчеством К.Д. Ушинского и его произведением «Ручей"
- расширение знаний о круговороте воды в природе
- работа над обогащением словарного запаса
Планируемые результаты:
Личностные:
- Возникновения интереса к чтению художественной литературы, к произведениям К.Д. Ушинского.
- Формирование понимания необходимости бережного отношения к малым водоёмам (родникам, ручьям).
Метапредметные:
- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- Формирование первоначального представления о графических схемах.
- Общение: Развитие умений воспринимать и формировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления.
- Совместная деятельность: Развитие умений принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
Регулятивные
- Развитие умений планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Предметные:
- Получение сведений о биографии и творчестве К.Д. Ушинского.
- Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Ручей».
- Первоначальное формирование умения работать с толковым словарем, выяснять значение незнакомых слов.
- Расширение словарного запаса обучающихся.
Форма организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая (работа в группах), индивидуальная.
Материалы: текст произведения, листики (в виде капелек) для ответов, ручки, магниты.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наглядные пособия, плакаты, презентация PowerPoint.
Раздаточный материал: рабочие листы, толковые словари.
Ход занятия:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный | Формулирует правила урока Прозвенел звонок веселый. Все готовы, всё готово! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Получают положительный настрой на урок. |
Мотивационный | На экран выводится презентация о жизни и творчестве К.Д. Ушинского ( скриншот слайдов прилагается в конце конспекта). Ребята, я хочу вам загадать загадку, ответ которой вам подскажет название произведения К.Д. Ушинского, с которым я хочу вас познакомить Из-под снега побежал, Заворчал и зажурчал, Я кораблик смастерю, И ему я подарю. В блеске солнечных лучей Унесёт его …… (Ручей) | Обучающиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского. Отгадывают загадку. Называют отгадку - Ручей |
Проектирование, работа с текстом | Ребята, для занятия нам необходимо разделиться на 3 команды. (команды делятся с помощью жеребьёвки и занимают свои места за столами) У каждой команды на столе лежит листок с заданием. На выполнение задания отводится 15 минут . Ключевые слова ответов записываются на листочках в виде капелек. | Разделились на команды. Выполняют задания |
Физкультминутка | Быстро все ребята встали, Руки быстро вверх подняли, Быстро хлопнули 5 раз, А теперь морганье глаз: Быстро-быстро поморгали И…ногами постучали. Быстро влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо-влево 10 раз – Отдохнул уставший класс, И за парту тихо сели. | Обучающиеся выполняют задания |
Защита мини-проектов | На доске прикреплен плакат, на котором нарисован ручей, деревья, цветы и солнце. Каждая команда выдвигает одного обучающегося для представления выполненного задания. Листики с ключевыми слова прикрепляются на доску. | Представитель команды демонстрирует выполненное задание и прикрепляет листики с ключевыми словами на доску |
Заключительный этап: работа со схемой, выводы | В ходе выступления представителей всех команд на доске сформировалась схема, которая обозначает круговорот воды в природе. Ребята, скажите, пожалуйста, с творчеством какого автора мы сегодня познакомились? С каким произведением мы сегодня работали? Какая главная мысль рассказа? Чему учит нас это произведение? Важна ли роль капелек в нашей жизни? Рассказ К.Д. Ушинского «Ручей» познавательный? Докажите это. Вы совершенно правы. Круговорот воды в природе мы с вами наблюдаем и на нашей схеме. Вы большие молодцы – спасибо за занятие. Надеюсь, вы поняли, что очень много нового и интересного можно узнать из книжек! И в завершении занятия я хочу процитировать К.Д. Ушинского: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». | Рассматривают схему Отвечают: К.Д Ушинского Отвечают: рассказ «Ручей» Отвечают: Вода – основа нашей жизни и обращаться с ней нужно бережно. Отвечают: учит быть трудолюбивыми, приносить своим трудом пользу людям и другим живым существам. Отвечают: Да. Маленькие капельки выполняют важную работу, благодаря которой поддерживается жизнь на нашей планете. Отвечают: в рассказе очень красочно описано о жизни капелек воды. Человек порой не задумывается о работе капелек воды?! Но эта незримая работа выполняется всегда: вода совершает круговорот воды в природе. |
Предварительный просмотр:
Найдите в тексте информацию о том, кем были капельки до встречи с ручьём?
(Опорные слова записывайте на листики в виде капелек, а более подробное объяснение записывайте на данном листе.)
1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Частички каких пород уносят с собой капельки? (Информацию найдите в тексте и запишите на листиках в виде капелек – по одному слову на каждом листике). С помощью Толкового словаря найдите и запишите на данном листе значение записанных ранее слов.
1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в тексте информацию о том, что полезного несут с собой капельки и для кого ?
(Опорные слова записывайте на листики в виде капелек, а более подробное объяснение записывайте на данном листе.)
1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К.Ушинский. Рассказы 1 класс
Цель урока - привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера. УМК "Школа России"...
Методическая разработка/Рассказы о животных К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"/ 2 класс
Работа с рассказом К.Д.Ушинского "Лиса Патрикеевна": чтение, моделирование, выполнение заданий в учебнике и тетради. Деление текста на части и составление плана рассказа. Выборочное чтение, пере...
К.Д. Ушинский "Рассказы для детей".
Урок по литературному чтению по программе УМК "Школа России" В.Г.Горецкий и др. Знакомство с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского и с его рассказами для детей: "Худо тому, кто не д...
Разговор в семейном кругу (для родительского самообразования). Рассказ К.Д. Ушинского "Два плуга"
Уважаемые родители, читаем рассказ сами или даём детям прочитать рассказ К.Д. Ушинскогого, затем обсуждаем с детьми и отвечаем на вопросы....
"К. Д. Ушинский. Рассказы для детей" конспект урока + презентация
К. Д. Ушинский. Рассказы для детей...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Рабочий лист. 1 класс. К. Д. Ушинских рассказы о детях
Данный рабочий лист поможет закрепить знания о ранее изученных произведениях и открыть новые знания....