К.Д. Ушинский. Рассказ «Ручей».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Занятие, посвященное жизни и творчеству К.Д.Ушинского и его рассказу "Ручей"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ushinskiy_k.d.pdf976.61 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.46 КБ
Файл zadanie_dlya_3-h_grupp.docx13.67 КБ
Файл shema.docx93.8 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: К.Д. Ушинский. Рассказ «Ручей».

Цель: формирование заинтересованного отношения к литературному творчеству и умения работать с текстом на материале произведения К.Д. Ушинского «Ручей».

Задачи:

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения и интереса к художественной литературе, и творчеству отечественных авторов.
  • Формирование бережного отношения к природе.

Метапредметные познавательные:

Формировать умения:

  • Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;
  • Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • Самостоятельно создавать схемы для предоставления информации

Коммуникативные:

Формировать умения:

  • Воспринимать и формировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  • Готовить небольшие публичные выступления
  • Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

Регулятивные

  • Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  • Выстраивать последовательность выбранных действий.

Предметные

  • знакомство обучающихся с биографией и творчеством К.Д. Ушинского и его произведением «Ручей"
  • расширение знаний о круговороте воды в природе
  • работа над обогащением словарного запаса

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Возникновения интереса к чтению художественной литературы, к произведениям К.Д. Ушинского.
  • Формирование понимания необходимости бережного отношения к малым водоёмам (родникам, ручьям).

Метапредметные:

  • Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • Формирование первоначального представления о графических схемах.
  • Общение: Развитие умений воспринимать и формировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления.
  • Совместная деятельность: Развитие умений принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Регулятивные

  • Развитие умений планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Предметные:

  • Получение сведений о биографии и творчестве К.Д. Ушинского.
  • Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Ручей».
  • Первоначальное формирование умения работать с толковым словарем, выяснять значение незнакомых слов.
  • Расширение словарного запаса обучающихся.

Форма организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая (работа в группах), индивидуальная.

Материалы: текст произведения, листики (в виде капелек) для ответов, ручки, магниты.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наглядные пособия, плакаты, презентация PowerPoint.

Раздаточный материал: рабочие листы, толковые словари.

Ход занятия:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

Формулирует правила урока

Прозвенел звонок веселый.

Все готовы, всё готово!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Получают положительный настрой на урок.

Мотивационный

На экран выводится презентация о жизни и творчестве К.Д. Ушинского ( скриншот слайдов прилагается в конце конспекта).

Ребята, я хочу вам загадать загадку, ответ которой вам подскажет название произведения К.Д. Ушинского, с которым я хочу вас познакомить

Из-под снега побежал,

Заворчал и зажурчал,

Я кораблик смастерю,

И ему я подарю.

В блеске солнечных лучей

Унесёт его …… (Ручей)

Обучающиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Д. Ушинского.

Отгадывают загадку.

Называют отгадку - Ручей

Проектирование, работа с текстом

Ребята, для занятия нам необходимо разделиться на 3 команды. (команды делятся с помощью жеребьёвки и занимают свои места за столами) У каждой команды на столе лежит листок с заданием. На выполнение задания отводится 15 минут . Ключевые слова ответов записываются на листочках в виде капелек.

Разделились на команды.

Выполняют задания

Физкультминутка

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли,

Быстро хлопнули 5 раз,

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали

И…ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс,

И за парту тихо сели.

Обучающиеся выполняют задания

Защита мини-проектов

На доске прикреплен плакат, на котором нарисован ручей, деревья, цветы и солнце.

Каждая команда выдвигает одного обучающегося для представления выполненного задания. Листики с ключевыми слова прикрепляются на доску.

Представитель команды демонстрирует выполненное задание и прикрепляет листики с ключевыми словами на доску

Заключительный этап: работа со схемой, выводы

В ходе выступления представителей всех команд на доске сформировалась схема, которая обозначает круговорот воды в природе.

Ребята, скажите, пожалуйста, с творчеством какого автора мы сегодня познакомились?

С каким произведением мы сегодня работали?

Какая главная мысль рассказа?

Чему учит нас это произведение?

Важна ли роль капелек в нашей жизни?

Рассказ К.Д. Ушинского «Ручей» познавательный? Докажите это.

Вы совершенно правы. Круговорот воды в природе мы с вами наблюдаем и на нашей схеме.

Вы большие молодцы – спасибо за занятие. Надеюсь, вы поняли, что очень много нового и интересного можно узнать из книжек!

И в завершении занятия я хочу процитировать К.Д. Ушинского: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Рассматривают схему

Отвечают: К.Д Ушинского

Отвечают: рассказ «Ручей»

Отвечают: Вода – основа нашей жизни и обращаться с ней нужно бережно.

Отвечают: учит быть трудолюбивыми, приносить своим трудом пользу людям и другим живым существам.

Отвечают: Да. Маленькие капельки выполняют важную работу, благодаря которой поддерживается жизнь на нашей планете.

Отвечают: в рассказе очень красочно описано о жизни капелек воды. Человек порой не задумывается о работе капелек воды?! Но эта незримая работа выполняется всегда: вода совершает круговорот воды в природе.



Предварительный просмотр:

Найдите в тексте информацию о том, кем были капельки до встречи с ручьём?

(Опорные слова записывайте на листики в виде капелек, а более подробное объяснение записывайте на данном листе.)

1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Частички каких пород уносят с собой капельки? (Информацию найдите в тексте и запишите на листиках в виде капелек – по одному слову на каждом листике). С помощью Толкового словаря найдите и запишите на данном листе значение записанных ранее слов.

1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите в тексте информацию о том, что полезного несут с собой капельки и для кого ?

(Опорные слова записывайте на листики в виде капелек, а более подробное объяснение записывайте на данном листе.)

1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Ушинский. Рассказы 1 класс

Цель урока - привлечь внимание детей к обсуждению вопросов нравственного характера. УМК "Школа России"...

Методическая разработка/Рассказы о животных К.Д. Ушинский "Лиса Патрикеевна"/ 2 класс

Работа с рассказом К.Д.Ушинского "Лиса Патрикеевна": чтение, моделирование, выполнение заданий в учебнике и тетради. Деление текста на части и составление плана рассказа.  Выборочное чтение, пере...

К.Д. Ушинский "Рассказы для детей".

Урок по литературному чтению по программе УМК  "Школа России"  В.Г.Горецкий и др. Знакомство с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского и с его рассказами для детей: "Худо тому, кто не д...

Разговор в семейном кругу (для родительского самообразования). Рассказ К.Д. Ушинского "Два плуга"

Уважаемые родители, читаем рассказ сами или даём детям прочитать рассказ К.Д. Ушинскогого, затем обсуждаем с детьми и отвечаем на вопросы....

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

Рабочий лист. 1 класс. К. Д. Ушинских рассказы о детях

Данный рабочий лист поможет закрепить знания о ранее изученных произведениях и открыть новые знания....