Технологическая карта урока литературного чтения тема "Гуси-лебеди"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гончаренко Александра Алексеевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Задачи урока:

Дидактические: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части.

Развивающие: Развивать  основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; разввать коммуникативные навыки через работу в парах, группах; развивать речь учащихся через умение анализировать текст, отвечать полно на вопросы по тексту

Воспитательные: Воспитывать  уважение к истокам культуры своего народа через работу с пословицами ; любовь к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 11.05.2021

Школа: МОУ СОШ №104

Класс: 3 м/х

Урок: 4

Время: 10:45 – 11:25   Кабинет:

Студент: Гончаренко Александра

Группа: 23

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна 

Тема урока : Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Задачи урока:

Дидактические: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части.

Развивающие: Развивать  основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление; разввать коммуникативные навыки через работу в парах, группах; развивать речь учащихся через умение анализировать текст, отвечать полно на вопросы по тексту

Воспитательные: Воспитывать  уважение к истокам культуры своего народа через работу с пословицами ; любовь к чтению 

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение» 2 класс, ч.1 авторы: Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий; Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, аудиозапись сказки, презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: монолог учителя

Психический настрой

1.Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

 (Звучит музыка – заставка передачи «В гостях у сказки»)

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран, прочитайте  высказывание Льва Николаевича Толстого: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами  тысячелетняя история русского народа»

-Как вы понимаете это высказывание?

-(В русских народных сказках говорится об особенностях передачи духовной культуры и быта народа. Описаны различные выразительные средства, создающие образы сказочных героев, русской природы, быта русского народа.)

Сегодня на уроке мы побываем в гостях у новой сказки, но начнем с проверки д/з.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

- слушают

-Из сказок мы узнаем о жизни и сказочных героев, о быте русского народа.

Р: личностное включение в учебную деятельность

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: речевая разминка

Наглядный метод: работа со слайдом

Парная ФР

1.Проверяет домашнее задание.

-Прочитайте  произведение  «Каша из топора» по ролям.

-К какому жанру относится данное произведение?

-Докажите, назовите сказочные приметы.

(Зачин, кульминация, концовка.

Волшебные слова, предметы.

Волшебство, чудеса.

Троекратный повтор.

Борьба добра и зла.

Побеждает всегда добро)

  • -С чего начинаются сказки?...это  – зачин).
  • -В сказках встречаются  .
  • В сказках может быть...(волшебство).
  • Почти во всех сказках побеждает... (добро).
  • -Как называются сказки, у которых нет автора?
  • - А сказки, у которых есть автор?
  • -Все сказки разные. Разные герои, место действия, поступки. 
  • Какие виды сказок вы знаете?
  • 2. Предлагает задание на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок
  • -Распределите сказки в две группы.
  • 3. Организует проверку выполненного задания
  • - На какие группы разделили сказки?
  • -Что объединяет сказки о животных, бытовые?
  • -Какие персонажи?
  • -Какая сказка вызвала затруднение?
  • - На какой вопрос сегодня на уроке мы будем искать ответ?

Читают сказку по ролям

-(Жили-были, В некотором царстве

... ( 3,7 -волшебные цифры, предметы,устаревшие слова. Волшебство, побеждает добро)

-Народные

-Авторские

  • -волшебные, бытовые, сказки о животных.

-Нет волшебства

- В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Л: развитие любознательности, внимательности

Предметные:

Знать:

- как читать с разной интонацией;

Уметь:

- читать с разной интонацией;

- уметь читать хором

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа со слайдом

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

2.Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

– Прочитайте название сказки, которую мы будем изучать сегодня на уроке.

-Предположите,будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем?

Сформулируйте цель, которую перед собой поставим :

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план.

Кто сможет составить план, опираясь на опорные слова?

Мы вспомним…(виды сказок)

Мы познакомимся с…(волшебной сказкой)

Мы узнаем…(приметы волшебной сказки)

 Мы сможем поразмышлять…(какой урок извлекли для себя)

3.Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

-На основании целей сформулируем критерии успеха. У каждого из вас на парте лежит  рефлексивный лист, на котором в течение урока вы будете фиксировать свои успехи в баллах. Это поможет вам при подведении результатов в завершении урока увидеть, как мы смогли достичь цели. 2-балла-задание выполнено без ошибок, 1 балл-в задании допущена 1,2 ошибки, 0 баллов-более 2-х ошибок.

Виды работ

Успешность

1. Могу найти непонятные мне слова в тексте,объяснить их значение

2. Знаю составные части сказки

3. Могу выделить приметы  волшебной сказки

4. Умею выделить главную мысль частей сказки.

- Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Познакомиться с волшебной сказкой

Р: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя

Л: самооценка

Предметные:

Знать:

- творчество С. А. Есенина

Уметь:

- составлять план действий

презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа с учебником

1. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

-Прослушаем сказку в исполнении актёров.

- Слушая сказку вы должны запомнить всех действующих лиц.

2.Первичное прослушивание (аудиозапись)+ интерактивная книжка «Гуси-лебеди».

3 Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания

-Назови действующих лиц сказки.

Кто из них тебе понравился? Почему?

 – Понравилась вам сказка? Чем?

– К какому виду сказок мы ее отнесем?

– Что же в этой сказке волшебного?

Да, ребята, в волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью чародейства.

Динамическая пауза:

Все выходят по порядку - (ходьба на месте)
Раз-два-три-четыре!
Дружно делают зарядку -
Раз-два-три-четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперёд.

К: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассником

К: воспринимать другое мнение и позицию

П: строить сообщение в устной форме

Р: высказывание предположения на основе работы с материалом предоставленного текста

П: ориентирование в тексте

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

К: слушать и понимать речь других

Предметные:

Знать:

- правила работы в группах;

Уметь:

- работать в группе;

- выделять необходимую информацию из текста.

Учебник,

Презентация, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Словесный метод: беседа

Практический метод: просмотровое чтение

1. Организует повторное, просмотровое чтение и обсуждение непонятных слов

Откройте сказку, просмотрите текст, выберите непонятные вам слова.

2.Проверка выполненного задания

Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.

«кликала»- звала

«причитывала»- говорила с плачем

«покуда»- пока

«худо будет»- плохо

Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась.

«Зачем на глаза явилась? – Зачем пришла?

«кудель» -пучок льна, приготовленный для пряжи

«веретено»- приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.

«устьице»-выходное отверстие печи

-Что заметили? Слышали ли вы в обиходе такие слова? Почему? Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?

2.Организует оценивание

-Кто выделил все слова, значение которых мы обсудили?

-Поставьте себе 2 балла в таблицу рефлексивного листа

-Кто нашел меньше слов? Поставьте себе 1 балл

-Кто не нашел ни одного слова-0 баллов

3.Подводит к выводу.

-Какие же предметы русского быта вы узнали из этой сказки?

-Просматривают текст, выделяют непонятные слова

Участвуют в учебном диалоге.

Сказки знали ещё наши –бабушки и прабабушки.

Кудель, устьице

К: формировать ответы на вопросы

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Предметные:

Знать:

- как правильно анализировать

Уметь:

- анализировать

Учебник, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный метод: беседа

Практический метод: самостоятельная работа

Взаимооценивание

Организует самостоятельную работу учащихся по расположению сюжетных картинок в правильной последовательности,  выслушивает мнения учащихся, формулирует вывод.

Расположите сюжетные картинки по порядку.

2.Контролирует выполнение работы.

- Теперь давайте проверим. Обмениваемся с соседом по парте карточками и проверяем.

3.Организует взаимооценивание.

- и оценим свою успешность в рефлексивном листе.

Выполняют задание

К: умение полно и точно выражать свое мнение

Предметные:

Знать:

- художественные средства

Уметь:

- определять художественные средства

Учебник, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: беседа

Выборочное чтение

Чтение по ролям

1.Организует повторное чтение сказки, беседу(анализ) по известному учащимся материалу, работу по составлению плана сказки.

Сказки передавались из уст в уста, украшались, добавлялись сказочные слова.

Сейчас прочитаем сказку по частям, попробуем составить план. На доске:

1 Начало действия.

2. Развитие действия.

3. Главное действие.

4. Конец действия.

-Сколько частей в сказке?

-Найдите 1-ю часть,(чтение вслух  «по абзацам»).

- Найдите зачин.

-Кто самый внимательный и нашёл сказочные слова и выражения?

-Что случилось у сестрицы?

-Как сестра догадалась, кто унёс братца?

-Почему же с детьми случилась беда?

-Как можно озаглавить первую часть?

-Прочитайте  вторую часть самостоятельно.

-Где встречается троекратный повтор?

-Как озаглавим эту часть?

Прочитайте вслух:

-О чём девочку просили печка, яблонька, речка?

-Как она им отвечала?

-Почему в первый раз они не помогли девочке?

-Где же нашла сестра своего брата?

Прочитаем третью часть по ролям.

Кто участвует в ролях?

-Какова основная мысль третьей части? Как озаглавили бы ее?

 - Кому вы больше всего сопереживаете? Кто главный герой сказки?

-Что происходит с главным героем сказки?

 - Когда и почему девочка меняется к лучшему?

- Как заканчивается сказка?

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием.

-Как бы вы назвали последнюю часть сказки?

-Какой урок вы вынесли из сказки?

2. Дает комментарий к домашнему заданию.

Прочитать сказку и пересказать по плану, который мы составили на уроке.

-Жили-были

- Чистое поле, тёмный лес.

- Гуси-лебеди унесли брата.

-«Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали...

- Девочка не послушалась старших.

-Потеря брата

-Печка, яблонька, река.

-Поиск

Не выполнила просьбу.

У Бабы-Яги.

В избушке у Бабы-Яги.

Отвечают на вопросы учителя.

Меняется поведение девочки.

- В конце сказки, пройдя через испытания, спасая брата.

-Возвращение домой.

-Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Предметные:

Знать:

- правила работы в паре

Уметь:

- работать в паре

Учебник, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: беседа, монолог учителя

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.. Организует   подведение итогов урока обучающимися. 

 1.(по содержанию)

-Какую тему на урок формулировали?

-Какие цели ставили перед собой?

-Какие понятия разобрали?

Какие бывают сказки?

-Выберите из признаков сказки, те которые относятся к волшебной.

  • События повторяются три раза +
  • На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. +
  • Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный. –
  • Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...+
  • Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. –
  • Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. +
  • Проверка-сверка с доской.
  • Самооценивание.
  • 2.(по деятельности)

-Достигли ли мы намеченного результата?

-Каким способом?

-Какие получили результаты? Подсчитайте баллы.

 6-8 баллов(максимальное количество)- вы усвоили новое знание и научились применять его на практике,

 4 -5 баллов -вы усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;

Меньше 4- вы испытываете затруднение; вам нужно еще постараться, чтобы достичь лучшего результата.

3.Эмоциональная

Если на уроке было интересно – раскрасьте яблочко в красный цвет,

если нет – зелёным.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

-Познакомиться с волшебной сказкой.

Сказка, виды сказок. Волшебная сказка

Л: адекватная самооценка

 

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...