Урок литературного чтения в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.
Педагогическая цель | 1.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении. 2.Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. |
Личностные результаты | положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Оборудование урока. | Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина. |
Методические приемы | : беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение. |
Сценарий урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия обучающихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент | Мотивирование | Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Разминка | Подготовка Артикуляционного аппарата. | Предлагает прочитать. Начинаем наш урок с речевой разминки: Сказки гуляют по свету, Ночь запрягая в карету. Сказки живут на полянах, Бродят по зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность Кощея погубит… Пусть Зло на проделки хитро, Но всё ж побеждает Добро! М. Пляцковский -Прочитайте, начиная медленно. -Теперь с ускорением. -А сейчас шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса. А теперь с вопросительной интонацией, с радостью. | Читают по заданию учителя, увеличивая темп и громкость, меняя интонацию. | Регулятивные УУД: понимают учебную задачу Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: используют правила вежливости |
III. Проверка домашнего задания | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания | Организует работу на проверку знания сюжета сказки. -Сегодня на уроке мы будем работать по группам, так как работа в группах более эффективная и интересная. -Задача каждой группы отвечать на вопросы и выполнять задания правильно. -Ваше домашнее задание было познакомиться с текстом сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». -Давайте проверим как вы запомнили содержание сказки. Для этого я вам предлагаю на карточках, которые находятся у вас на партах расположить эпизоды сказки по порядку (расставить нумерацию в хронологическом порядке). 1) Расположите эпизоды сказки по порядку каждой части. 5 «Вот Чернавка в лес пошла” 3 “А царевна все ж милее…” 2 “Но царевна молодая… между тем росла…” 1 “Царь женился на другой…” 10“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” 9 “В руки яблочко взяла…” 8“… нищая черница ходит по двору с клюкой…” 4 “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” 7“Будь нам милая сестрица” 12“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” 11“Гроб разбился. Дева вдруг ожила” 6 “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” Оцените друг друга. 2) Демонстрация слайдов. - А сейчас проверим как вы знаете текст и умеете читать выразительно. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. -Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу. Все очень хорошо поработали, я очень рада , что ни одной мелочи из сказки вы не упустили. | Читают учебные задания.. Восстанавливают последовательность событий в сказке. Рассуждают, отвечают на вопросы. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Личностные результаты: проявляют интерес к учебному материалу. Предметные результаты: объясняют понятие. Регулятивные УУД: принимают цель урока. Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других |
IV. Постановка учебной задачи. | Постановка учебной задачи | А сейчас послушайте притчу. Её расскажет мой помощник, ваш одноклассник. Подготовленный ученик рассказывает притчу. - Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше. -Какова главная мысль притчи? - В чём сходство притчи и сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»? - Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С. Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их). - Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. | Рассуждают, отвечают на вопросы. Принимают учебную задачу, формулирую тему урока. | Личностные результаты: эмоционально воспринимают сказку. Предметные результаты: владеют литературоведческими понятиями. Познавательные УУД: воспроизводят по памяти сюжет сказки, называют действующих лиц. |
Работа по теме урока. | Развитие умений работать в группе, ориентироваться в тексте сказки, находить в тексте ответы на вопросы | Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели. - Как вы думаете, так ли это? - Отвечают. - Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С. Пушкина. Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия. Учитель: Можем ли мы четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”? Предлагаю составить группам кластер «Положительные герои сказки». (Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным ) Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? Ученики: Царевны и царицы. Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71-72 , царевну - стр.72. А чтобы более точно представлять образы героинь предлагаю заполнить таблицу и записать все характерные эпитеты для каждой героини из сказки. Напомните, что такое эпитет? Эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность. Учитель: - А теперь проверим. Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде. Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она. Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Ученики: Ненависть, зависть. Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами? Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей. Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают. Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза. Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Ученики зачитывают строки: “Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла, И царица умерла. ” Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”? Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило. | Объясняют смысл незнакомых слов. Выразительно читают отрывки из сказки Заполняют таблицу «Сравнение героев по характеру, внешности, действиям». | Личностные результаты: знают моральные нормы Предметные результаты: находят в тексте отличительные черты главных героев. |
Рефлексия | Соотнесение цели с достигнутым результатом, фиксирование новых знаний. | Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. -Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Для того, чтобы нам сделать вывод по поставленной проблеме предлагаю сделать совместную работу, а именно составить синквейн. Напомните, что это? Ученики: Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Тема «Добро». Из представленных вам слов выберите самые подходящие. А теперь все хором прочитаем. С какой интонацией? Выбирайте. | Регулятивные УУД: сверяют свои действия с целью; планируют решение возникших вопросов, определяют степень успешности своей работы | |
Итог урока | Выработка умения давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности | Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор? Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке? | Оценивают собственную | Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы |
Домашнее задание | Развитие творческих навыков. | Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка дети определяют самостоятельно). | Записывают в дневник домашнее задание | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу |
Приложение
| Царица - мачеха | Царевна |
Внешность | ||
Поведение характер | ||
Цвет |
| Царица - мачеха | Царевна |
Внешность | ||
Поведение характер | ||
Цвет |
Приложение 1.
«Вот Чернавка в лес пошла” | |
“А царевна все ж милее…” | |
“Но царевна молодая… между тем росла…” | |
“Царь женился на другой…” | |
“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” | |
“В руки яблочко взяла…” | |
“… нищая черница ходит по двору с клюкой…” | |
“Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” | |
“Будь нам милая сестрица” | |
“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” | |
“Гроб разбился. Дева вдруг ожила” | |
“За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” |
«Вот Чернавка в лес пошла” | |
“А царевна все ж милее…” | |
“Но царевна молодая… между тем росла…” | |
“Царь женился на другой…” | |
“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…” | |
“В руки яблочко взяла…” | |
“… нищая черница ходит по двору с клюкой…” | |
“Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить” | |
“Будь нам милая сестрица” | |
“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили” | |
“Гроб разбился. Дева вдруг ожила” | |
“За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет” |
Приложение 3.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...