Урок литер.чт 1 кл
план-конспект урока по чтению (1 класс)
М. Пляцковский "Помощник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_liter.chteniya_v_1_klasse_pomoshchnik.docx | 158.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Осинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Методическая разработка
урока литературного чтения
в 1 классе
с применением технологии продуктивного чтения
Учитель: Ефимова Наталья Анатольевна
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема : М. Пляцковский «Помощник»
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Михаила Пляцковского «Помощник»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности
Планируемые результаты.
- Предметные:
- учащиеся проверят свои знания по прочитанным произведениям;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Ход урока
1. Организационный момент
(Учитель проверяет готовность детей к уроку).
-Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок !
-На столе у вас лежат смайлики. Предлагаю вам показать с каким настроением вы пришли на урок (ученики выбирают подходящий смайлик и показывают свое настроение)
-А теперь я предлагаю вам прочитать девиз нашего урока:
«Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!»
-Уверена, что сегодня на уроке нам очень помогут такие качества, как умение слушать друг друга, взаимопомощь, взаимовыручка, умение работать в команде.
Волшебный конверт.
Учитель
- Я попрошу вас помочь мне достать картинки из конверта и назвать то, что изображено на них.
На столе фотографии: кролик, ослик, дом.
Учитель
- Как вы думаете, ребята, что может объединять эти рисунки? Свой ответ начните словами «я думаю», подтвердите словами «потому что».
I этап – Работа с текстом до чтения ( технология продуктивного чтения)
1)Антиципация.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.
(Работа с заголовком) «Помощник»
– Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герои нашего рассказа?
- Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту.
- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете?
- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске?
Кролик Кочерыжкин
Ослик Алфавит
Передник и рукавицы
Стены класть
Запах супа
-Как вы думаете, те картинки, которые были в волшебном конверте, они как – то относятся к этим словам?
-Значение каких словосочетаний вам непонятно? (стены класть)
Как вы думаете, что обозначает это словосочетание?
-Предположите, о чем будет текст?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, тогда мы увидим, насколько точны были наши предположения.
2) Постановка целей урока.
-Какие цели мы поставим для работы на уроке?
-Какие качества нам нужно взять на урок? (внимание, память, дружбу, наблюдательность)
II этап – Работа с текстом во время чтения.
1)Первичное чтение текста.
Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей?
(Учитель читает первую часть)
- О чем попросил кролик Кочерыжкин ослика?
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
Приём «Дерево предсказаний»
- Посмотрите на изображение дерева на доске (рисунок дерева), на стволе написано название нашего рассказа. Ветви – предположения.
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева).
-Чтение 2 – й части.
- Оправдались ваши предположения?
2)Перечитывание текста, более осознанное.
Приём «Чтение вслух с остановками».
3) Анализ текста
- Что мы узнали нового о наших героях?
- Какие вопросы у вас возникли к автору?
- Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали?
- Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским?
- Появились ли у вас новые вопросы?
4) Беседа по содержанию.
- Каким вы представляете кролика Кочерыжкина?
- Каким был ослик Алфавит?
- Помог ли ослик кролику?
-Почему вдруг ослик передумал и решил помочь?
- Чем закончилась эта история?
III этап – Работа с текстом после чтения.
1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Проблемный вопрос?
Почему ослик Алфавит отказал в помощи кролику?
- Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они?
- Ожидали ли вы такого развития действия?
- Что вас удивило в рассказе?
2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет.
Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Лауреат премии Ленинского комсомола (1986).
Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).
Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 году с С. Заславским.
В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М.Фрадкиным на Север - "Морзянка", "Ищи меня по карте", "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная", "Есть посёлок такой", "Сердце горячим останется ".
Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"...
Пляцковский - автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий "Бабий бунт" с Е. Птичкиным и "Не бей девчонок" с С. Заславским.
Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.
3) Работа с заглавием, иллюстрацией.
-Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту?
(Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе – помощником.)
Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки.
Почему герои получили такие имена? (Кролик любит грызть кочерыжку, а ослик очень любил две буквы алфавита - И и А.)
Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи? («Вместе работать и быстрей, и веселей». Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.)
4)Творческое задание.
-Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа.
-А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Вам нужно разбиться на 2 группы,
Первая группа нарисует 2 иллюстрации к 1 части текста, вторая – ко 2 части. Рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм.
Итог урока. Рефлексия.
- С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Какова главная мысль рассказа? (Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя, и что настоящий друг тот, кто всегда готов помочь даже в трудном деле.)
- Продолжите предложение:
- На уроке я узнал ….
- Мне было интересно…
- На уроке у меня получилось хорошо ….
-Изменилось ли ваше настроение в конце урока? Покажите это с помощью смайликов.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литер.слушания: Сутеев " Ёлка"
На уроке дети слушали произведение,анализировали его ,определяли жанр,тему,высказывали свои чувства по отношению к герою.Моделировали обложку,выкладывали шкалу настроений....
презентация к уроку литер. чтения в 3 классе
Презентация помогает лучше и качественнее усвоить учебный материал на уроке....
Урок литер.чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа XXI века" Тема "П.Дудочкин. Почему хорошо на свете".
Урок "открытия" новых знаний.Цель: обучающаяпродолжить знакомство с произведениями о весне;отработка умения работать с текстом, формирование основной идеи данного произведения,отработ...
Урок по литер. чтению "Рассказ танкиста" А. Твардовского
Урок в 4 классе. Учебник Е.Е.Кац...
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»...
Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»
Конспект урока литер. чтения "И.А. Крылов «Мартышка и Очки»...
Педагогический проект «Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках литер.чтения
Педагогический проект учителя нач.классов...