Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v_rusalochkka.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента | Червова Александра Александровна |
Тема урока | Г.Х.Андерсен «Русалочка» |
Класс | 4 «В» класс МБОУ «Лицей №17 » |
Цель урока | Организация деятельности учащихся по чтению и анализу сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка ». |
Задачи урока Дидактические | Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения. |
Развивающие | Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе; культуру поведения на уроке; ответственность за результаты учебного труда; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока: Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Александровна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке. | Приветствуют учителя Эмоционально готовятся к уроку | Ф | Слайд | К: овладение основами коммуникативной деятельности. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением Работа с заголовком. | Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, фотографий . | - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? - Кто является автором произведения? - В какой раздел входит произведение «Путешествие Гулливер» ? - Почему этот раздел так называется? - Каких еще зарубежных писателей, кроме Джонатана Свифта, вы знаете? - Откройте с.130. Посмотрите с творчеством какого автора мы будем знакомиться сегодня? - Знакомо ли вам имя Ганса Христиана Андерсена? - Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, Дания. Он жил в достаточно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой. Когда будущему писателю было 11 лет, отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Заработав немного денег и купив первые сапоги, Ганс Христиан Андерсен отправился в Копенгаген. Там он начал играть в Королевском театре, где его заметили и решили оплатить ему хорошее обучение. А вот первое литературное произведение автора вышло в свет, когда ему было 24 года. Это невероятная история под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Данный рассказ имел успех и принес Гансу немалую популярность. - Какие его произведения вам известны? - Я предлагаю вам поучаствовать в викторине по произведениям Ганса Христиана Андерсена: рассмотрев иллюстрацию, назовите из какого она произведения Андерсена. - Как вы думаете, какое из произведений Андерсена является самым известным? - Прочитайте название произведения с которым будем работать сегодня. - Кто является главным героем этого произвдения? - Кто такая русалка? - Что вы знаете об этих существах? - Встречаются ли русалки в русских народных сказках? - «Русалки – существа, которые живут в реках и озерах. Это опасные персонажи: они затаскивают мужчин и детей в воду. Ночью у русалок появляются ноги и они выходят на берег, где поют песни и расчесывают свои волосы» - так говорит о русалках русский фольклор. - А у Ганса Андерсена русалочка такая же? Почему? - Сказака Андерсена является не народной, а литературной. Автор придумал свою русалку. - О чем говорит название «Русалочка»? Почему автор использует уменьшительно-ласкательное навзание? - Знакома ли вам история Русалочки?Откуда? - Нам знкома эта история из мультфильма, который создала компания «Дисней», но мультфильм не имеет ничего общего со сказкой Ганса Христиана Андерсена. Компания взяла только героя сказки – русалочку, а события придумали сами. | Припоминают произведение, его автора и название раздела Определяют с каким произведение и автором будут аботать сегодня Участвуют в викторине по произведениям Андерсена | Ф | Учебник Слайд | Понимание заглавия произведения; | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. К: овладение основами коммуникативной деятельности. | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; знакомство с мировым культурно-историческим наследием; уважительное отношение к мнению других читателей. |
Работа с иллюстрацией | Беседа, антиципация по иллюстрации | - Рассмотрите внимательно иллюстрацию на 132-ой странице - Где происходят действия? - Что происходит на этой иллюстрации? - Может ли такое произойти с Русалочкой? - Где ее хвост? - С кем говорит Русалочка? - О чем они говорят? - Посмотрите на выражения их лиц. Какие они? - О чем это может говорить? | Изучают иллюстрацию. Определяют место, время действия, героев произведения. Делают предположения о содержании произведения. | Ф | Учебник | Овладение элементарными приёмами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия. | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. К: овладение основами коммуникативной деятельности | |
Работа с ключевыми словами | Беседа, работа с ключевыми словами. | - Прочитайте самостоятельно ключевые слова: Русалочка Морской Царь Сестры Старуха бабушка Принц Ведьма Подводное царство Шторм Голос Ноги Земной мир Морская пена - Кто может прочитать слова вслух? - В парах обсудите, каких героев мы можем встретить, какие события с ними случаться и где они будут происходить. - Чья пара готова высказать своё предположение? | Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа. | Ф | Слайд | |||
Постановка учебной задачи Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа. | - Определим, какие задачи можем решать, работая с произведением. - Что узнаем? - Чему будем учиться? - Посмотрите, все ли задачи, которые мы поставили, были названы. | Формулируют учебные задачи. Узнаю:
Буду учиться:
| Ф | Слайд | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. К: овладение основами коммуникативной деятельности | мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития. Результаты: знакомство с мировым культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями; | |
Реализация построенного проекта Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов. 1 часть (До слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет ») | Выразительное чтение учителя | - Прочитаем первую часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорит автор? - Что говорится о море? Зачитайте. - Зачем автор описывает море? - О каком подводном народе идет речь в этой части? - Как еще автор описывает море? Зачитайте. - Какие деревья растут в подводном царстве? - Почему автор называет их деревьями? - Найдем описание морского дворца? - Кто зачитает? - Что такое янтарь? - Что такое жемчужина? - Что узнали об отце Русалочки? - Что значит «овдовел»? - Что узнали о бабушке Русалочки? - Что о ней говорит автор? - Что значит «заправляла хозяйством»? - Что значит «родовитость»? - Что автор говорит о русалочке? Зачитайте. - Как автор относится к ней? Докажите текстом. - Как можем озглавить эту часть? | Слушают первую часть Отвечают на вопросы Озаглавливают часть | Ф | Слайд Учебник | Овладение приёмами интерпретации Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. К: овладение основами коммуникативной деятельности | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; знакомство с мировым культурно-историческим наследием общечеловеческими ценностями. |
2 часть (До слов «Прощайте! ») | - Прочитаем 2 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорится в этой части? - Куда Русалочку тянуло? Почему? - Где Русалочка проводила время по ночам? - Что она видела из окна? Зачитайте. - Что рассказывала старшая принцесса о земной поверхности? Зачитайте. - Как на это отреагировала Русалочка? - Что поразило вторую сестру на земле? - Что рассказывала о своем путешествии третья сестра? - Что понравилось на земле четвертой сестре? - Как изменился пейзаж зимой, когда на поверхность вынурнула пятая сестра? Зачитайте. - Почему Русалочка оставалась одна-одинёшенька? - Что случилось после того, как Русалочке исполнилось 15 лет? - Что такое «венец»? - Что такое «сан»? - Как назовём эту часть? - Предположите, что может произойти дальше. - Для того что бы нам с вами продолжить читать, я предлагаю вам немного размяться. | Ф | Слайд Учебник | Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. К:овладение основами коммуникативной деятельности | |||
Выполняют движения физминутки Слушают 3 часть Отвечают на вопросы по содержанию Озаглавливают часть Слушают 4 часть Отвечают на вопросы по содержанию Озаглавливают часть Слушают 5 часть Отвечают на вопросы по содержанию Озаглавливают часть Слушают 6 часть Отвечают на вопросы по содержанию Озаглавливают часть Слушают 7 часть Отвечают на вопросы по содержанию Озаглавливают часть | Ф | Слайд | ||||||
Физминутка | Вот у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
| Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности | Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | |||
Чтение 3 части (До слов «нырнула в воду и уплыла домой») | - Прочитаем 3 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорит автор в этой части? - Как , вы думаете какие чувства испытывала русалочка когда поднялась на поверхность? - Что она увидела на поверхности моря? - Что такое «палуба»? - Что такое «иллюминатор»? - Что такое «кают-компания»? - Что увидела Русалочка, заглянув в иллюминатор? - Чем продолжилось празднование дня рождения принца? - Зачитайте описание шторма. - Какие чувства возникли у Русалочки. Когда она увидела, как тонет принц? - Как вы думаете, почему русалочка не думая о том, что сама может погибнуть ,бросилась спасать его? - Правильно она поступила? - Как бы поступили на ее месте? - Что случилось утром? - Какие чувства испытала Русалочка, когда к принцу подошла молодая девушка? Почему? - Как назовём эту часть? - Предположите, что может произойти дальше | Ф | Слайд Учебник | |||||
Чтение 4 части (До слов «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма») | - Прочитаем 4 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - о чем говорит автор в этой части? - Почему Русалочка стала еще задумчевее, чем было раньше? - Как Русалочка утешала свою тоску о принце? - Почему Русалочка не выдержала и рассказала сестрам о том, что видела на поверхности? - Что случилось дальше? - Зачитайте описание замка принца. - Почему Русалочку стало все больше тянуть к миру людей? - О чем спрашивала Русалочка у бабушки?Зачитайте разговор русалочки с бабушкой. - К кому отправилась Русалочка за советом? - Как можем озаглавить эту часть? - Предположите, что может произойти дальше | Ф | Слайд Учебник | |||||
Чтение 5 части (До слов «Но вот стали поговаривать ,что принц женится на прекрасной дочери короля ») Чтение 6 части (До слов «и почувствовала, как тело ее расплывается пеной») Чтение 7 части (До слов «и каждая слеза прибавляет лишний день к долгому сроку нашего испытания.») | - Прочитаем 5 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорит автор в этой части? - Зачитайте описание места, где жила Ведьма. - Что такое «водоворот»? - Что такое «полипы»? - какие чувства испытывала Русалочка. находясь там. Докажите текстом. - что попросила ведьма взамен на ноги? - О чем предупредила ведьма - Что чувствовала русалочка ,когда покидала родной дом? - Каково жилось Русалочке во дворце? - Как к ней относился принц? - почему к Русалочке приплывала ее семья: сестры, бабушка, отец? - Можно ли сказать, что принц любил русалочку? Докажите тектсом. - как можем назвать эту часть? - Предположите, что может произойти дальше - Прочитаем 6 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорит автор в этой части? - Кого на рассвете встретила Русалочка? -Чем пожертвовали сестры, чтобы спасти Русалочку? - Что предложили сестры Русалочке, чтобы остаться в живых? - Смогла бы Русалочка убить принца? Почему? - Что чувствовала Русалочка, прощаясь с принцем? Докажите текстом. - Как можем озаглавить эту часть? - Прочитаем 7 часть. - Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит. - О чем говорит автор в этой части? - Кого встретила Русалочка после смерти? - Зачитайте описание этих воздушных созданий. - На каких существ похожи дочери воздуха? - О чем сообщили дочери воздуха Русалочке? - У русалок нет души, а как вы думаете, удалось ли Русалочке обрести душу? Почему? - Так умерла ли Русалочка на самом деле? - Для чего Русалочка поцеловала новобрачную? - Какое название можем дать этой части? | Слайд Учебник Слайд Учебник Слайд Учебник | ||||||
II. Обобщающая беседа | Беседа, формулировка идеи произведения. | - С каким автором мы познакомились сегодня? - С каким произведением Андересена мы работали? - Вспомним какие задачи мы ставили перед собой. - Достигли ли мы поставленных задач? - Кто является главными героми сказки? - О чем это произведение? -Понравился ли конец сказки? Почему? - Как бы вы хотели, чтобы это произведение закончилось? - Чему учит это произведение? | Обобщают наблюдения за героями произведения. Отвечают на вопросы. | Ф | Слайд | Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; монологические высказывания о произведении (героях, событиях). | П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности | Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
Этап рефлексии деятельности на уроке. (2-4 мин) Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | Словесный |
| Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний:
| Ф
| Слайд | К: овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация к обучению и познанию.Оценивание достижения целей с личностных позиций. |
Методист: _________________ Шушунова Л.С.
Учитель: __________________ Алферова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
метадическая разработка к уроку литературного чтения ,3 класс
В метадическую разработку входит презентация ,картинки ,конспект урока....
Разработка для урока литературного чтения. 2 класс. Детские журналы. Работа над проектом.
Методические материалы для урока лит. чтения по теме история создания детских журналов...
Методическая разработка: Конспект урока Литературного чтения 1 класс "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
Предлагаю подробный конспект урока и презентацию к нему....
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"
Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...
Методическая разработка к уроку: литературное чтение 4 класс. Тема: "Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»"
Создание благоприятных условий для знакомства и анализа произведения М.М. Пришвина «Выскочка»...