Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Червова Александра Александровна

Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4v_rusalochkka.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Червова Александра Александровна

Тема урока

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Класс

4 «В» класс МБОУ «Лицей №17 »  

Цель урока

Организация деятельности учащихся по чтению и анализу сказки  Г.Х.Андерсена   «Русалочка ».

Задачи урока Дидактические

Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения.

Развивающие

Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе; культуру поведения на уроке; ответственность за результаты учебного труда; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока: Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Александровна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

Приветствуют учителя

Эмоционально готовятся к уроку

Ф

Слайд

К: овладение основами коммуникативной деятельности.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Подготовка к первичному восприятию

Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением

Работа с заголовком.

Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, фотографий .

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто является автором произведения?

- В какой раздел входит произведение «Путешествие Гулливер» ?

- Почему этот раздел так называется?

- Каких еще зарубежных писателей, кроме Джонатана Свифта, вы знаете?

- Откройте с.130. Посмотрите с творчеством какого автора мы будем знакомиться сегодня?

- Знакомо ли вам имя Ганса Христиана Андерсена?

- Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, Дания. Он жил в достаточно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой. Когда будущему писателю было 11 лет, отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, Ганс Христиан Андерсен отправился в Копенгаген. Там он начал играть в Королевском театре, где его заметили и решили оплатить ему хорошее обучение. А вот первое литературное произведение автора вышло в свет, когда ему было 24 года. Это невероятная история под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Данный рассказ имел успех и принес Гансу немалую популярность.

- Какие его произведения вам известны?

- Я предлагаю вам поучаствовать в викторине по произведениям Ганса Христиана Андерсена: рассмотрев иллюстрацию, назовите из какого она произведения Андерсена.

- Как вы думаете, какое из  произведений Андерсена является самым известным?

- Прочитайте название произведения с которым будем работать сегодня.

- Кто является главным героем этого произвдения?

- Кто такая русалка?

- Что вы знаете об этих существах?

- Встречаются ли русалки в русских народных сказках?

- «Русалки – существа, которые живут в реках и озерах. Это опасные персонажи: они затаскивают мужчин и детей в воду. Ночью у русалок появляются ноги и они выходят на берег, где поют песни и расчесывают свои волосы» - так говорит о русалках русский фольклор.

- А у Ганса Андерсена русалочка такая же? Почему?

- Сказака Андерсена является не народной, а литературной. Автор придумал свою русалку.

- О чем говорит название «Русалочка»? Почему автор использует уменьшительно-ласкательное навзание?

- Знакома ли вам история Русалочки?Откуда?

- Нам знкома эта история из мультфильма, который создала компания «Дисней», но мультфильм не имеет ничего общего со сказкой Ганса Христиана Андерсена. Компания взяла только героя сказки – русалочку, а события придумали сами.

Припоминают произведение, его автора и название раздела

Определяют с каким произведение и автором будут аботать сегодня

Участвуют в викторине по произведениям Андерсена

 Ф

Учебник

Слайд

Понимание заглавия произведения;

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

К: овладение основами коммуникативной деятельности.

Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров;  знакомство с мировым культурно-историческим наследием; уважительное отношение к мнению других читателей.

Работа с иллюстрацией

Беседа, антиципация по иллюстрации

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию на 132-ой странице

- Где происходят действия?

- Что происходит на этой иллюстрации?

-  Может ли такое произойти с Русалочкой?

- Где ее хвост?

- С кем говорит Русалочка?

- О чем они говорят?

- Посмотрите на выражения их лиц. Какие они?

- О чем это может говорить?

Изучают иллюстрацию.

Определяют место, время действия, героев произведения.

Делают предположения о содержании произведения.

Ф

Учебник

Овладение элементарными приёмами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия.

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

К: овладение основами коммуникативной деятельности

Работа с ключевыми словами

Беседа, работа с ключевыми словами.

- Прочитайте самостоятельно ключевые слова:

Русалочка

Морской Царь

Сестры

Старуха бабушка

Принц

Ведьма

Подводное царство

Шторм

Голос

Ноги

Земной мир

Морская пена

- Кто может прочитать слова вслух?

- В парах обсудите, каких героев мы можем встретить, какие события с ними случаться и где они будут происходить.

- Чья пара готова высказать своё предположение? 

Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа.

Ф

Слайд  

Постановка учебной задачи

Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа.

- Определим, какие задачи можем решать, работая с произведением.

- Что узнаем?

- Чему будем учиться?

- Посмотрите, все ли задачи, которые мы поставили, были названы.

Формулируют учебные задачи.

Узнаю:

  1. Какие события и почему происходят в произведении.
  2. Идею произведения.
  3. Какой создает  Русалочку автор

Буду учиться:

  1. Определять отношение автора к героям.
  2. Выразительно читать произведение

Ф

Слайд

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

К: овладение основами коммуникативной деятельности

мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития.

Результаты:

знакомство с мировым культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями;

Реализация построенного проекта
I.Чтение и анализ

Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов.

1 часть (До слов «Когда    вам исполнится пятнадцать лет »)

Выразительное чтение учителя

- Прочитаем первую часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

- О чем говорит автор?

- Что говорится о море? Зачитайте.

- Зачем автор описывает море?

- О каком подводном народе идет речь в этой части?

- Как еще автор описывает море? Зачитайте.

- Какие деревья растут в подводном царстве?

- Почему автор называет их деревьями?

- Найдем описание морского дворца?

- Кто зачитает?

- Что такое янтарь?

- Что такое жемчужина?

- Что узнали об отце Русалочки?

- Что значит «овдовел»?

- Что узнали о бабушке Русалочки?

- Что о ней говорит автор?

- Что значит «заправляла хозяйством»?

- Что значит «родовитость»?

- Что автор говорит о русалочке? Зачитайте.

- Как автор относится к ней? Докажите текстом.

- Как можем озглавить эту часть?

Слушают первую часть

Отвечают на вопросы

Озаглавливают часть

Ф

Слайд

Учебник

Овладение приёмами интерпретации

Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

К: овладение основами коммуникативной деятельности

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; знакомство с мировым культурно-историческим наследием общечеловеческими ценностями.

2 часть (До слов «Прощайте! »)

- Прочитаем 2 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

- О чем говорится в этой части?

- Куда Русалочку тянуло? Почему?

- Где Русалочка проводила время по ночам?

- Что она видела из окна? Зачитайте.

- Что рассказывала старшая принцесса о земной поверхности? Зачитайте.

- Как на это отреагировала Русалочка?

- Что поразило вторую сестру на земле?

- Что рассказывала о своем путешествии третья сестра?

- Что понравилось на земле четвертой сестре?

- Как изменился пейзаж зимой, когда на поверхность вынурнула пятая сестра? Зачитайте.

- Почему Русалочка оставалась одна-одинёшенька?

- Что случилось после того, как Русалочке исполнилось 15 лет?

- Что такое «венец»?

- Что такое «сан»?

- Как назовём эту часть?

- Предположите, что может произойти дальше.        

- Для того что бы нам с вами продолжить читать, я предлагаю вам немного размяться.

Ф

Слайд

Учебник

Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

К:овладение основами коммуникативной деятельности

Выполняют движения физминутки

Слушают 3 часть

Отвечают на вопросы по содержанию

Озаглавливают часть

Слушают 4 часть

Отвечают на вопросы по содержанию

Озаглавливают часть

Слушают 5 часть

Отвечают на вопросы по содержанию

Озаглавливают часть

Слушают 6 часть

Отвечают на вопросы по содержанию

Озаглавливают часть

Слушают 7 часть

Отвечают на вопросы по содержанию

Озаглавливают часть

Ф

Слайд

Физминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности

Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Чтение 3 части (До слов «нырнула в воду и уплыла домой»)

- Прочитаем 3 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

- О чем говорит автор в этой части?

- Как , вы думаете какие чувства испытывала русалочка когда поднялась на поверхность?

- Что она увидела на поверхности моря?

- Что такое «палуба»?

- Что такое «иллюминатор»?

- Что такое «кают-компания»?

- Что увидела Русалочка, заглянув в иллюминатор?

- Чем продолжилось празднование дня рождения принца?

- Зачитайте описание шторма.

- Какие чувства возникли у Русалочки. Когда она увидела, как тонет принц?

- Как вы думаете, почему русалочка не думая о том, что сама может погибнуть ,бросилась спасать его?

- Правильно она поступила?

- Как бы поступили на ее месте?

- Что случилось утром?

- Какие чувства испытала Русалочка, когда к принцу подошла молодая девушка? Почему?

- Как назовём эту часть?

- Предположите, что может произойти дальше

Ф

Слайд

Учебник

Чтение 4 части (До слов «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма»)

- Прочитаем 4 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

- о чем говорит автор в этой части?

- Почему Русалочка стала еще задумчевее, чем было раньше?

- Как Русалочка утешала свою тоску о принце?

- Почему Русалочка не выдержала и рассказала сестрам о том, что видела на поверхности?

- Что случилось дальше?

- Зачитайте описание замка принца.

- Почему Русалочку стало все больше тянуть к миру людей?

- О чем спрашивала Русалочка у бабушки?Зачитайте разговор русалочки с бабушкой.

- К кому отправилась Русалочка за советом?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Предположите, что может произойти дальше

Ф

Слайд

Учебник

Чтение 5 части (До слов «Но вот стали поговаривать ,что принц женится на прекрасной дочери короля »)

Чтение 6 части (До слов «и почувствовала, как тело ее расплывается пеной»)

Чтение 7 части (До слов «и каждая слеза прибавляет лишний день к долгому сроку нашего испытания.»)

- Прочитаем 5 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

-  О чем говорит автор в этой части?

- Зачитайте описание места, где жила Ведьма.

- Что такое «водоворот»?

- Что такое «полипы»?

- какие чувства испытывала Русалочка. находясь там. Докажите текстом.

- что попросила ведьма взамен на ноги?

- О чем предупредила ведьма

- Что чувствовала русалочка ,когда покидала родной дом?

- Каково жилось Русалочке во дворце?

- Как к ней относился принц?

- почему к Русалочке приплывала ее семья: сестры, бабушка, отец?

- Можно ли сказать, что принц любил русалочку? Докажите тектсом.

- как можем назвать эту часть?

- Предположите, что может произойти дальше

- Прочитаем 6 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

-  О чем говорит автор в этой части?

- Кого на рассвете встретила Русалочка?

-Чем пожертвовали сестры, чтобы спасти Русалочку?

- Что предложили сестры Русалочке, чтобы остаться в живых?

- Смогла бы Русалочка убить принца? Почему?

- Что чувствовала Русалочка, прощаясь с принцем? Докажите текстом.

- Как можем озаглавить эту часть?

- Прочитаем 7 часть.

- Читать начну я, могу остановиться, и кто-то продолжит.

- О чем говорит автор в этой части?

- Кого встретила Русалочка после смерти?

- Зачитайте описание этих воздушных созданий.

- На каких существ похожи дочери воздуха?

- О чем сообщили дочери воздуха Русалочке?

-  У русалок нет души, а как вы думаете, удалось ли Русалочке обрести душу? Почему?

- Так умерла ли Русалочка на самом деле?

- Для чего Русалочка поцеловала новобрачную?

- Какое название можем дать этой части?

Слайд

Учебник

Слайд

Учебник

Слайд

Учебник

II. Обобщающая беседа

Беседа, формулировка идеи произведения.

- С каким автором мы познакомились сегодня?

- С каким произведением Андересена мы работали?

- Вспомним какие задачи мы ставили перед собой.

- Достигли ли мы поставленных задач?

- Кто является  главными героми сказки?

- О чем это произведение?

-Понравился ли конец сказки? Почему?

- Как бы вы хотели, чтобы это произведение закончилось?

- Чему учит это произведение?

Обобщают наблюдения за героями произведения.

Отвечают на вопросы.

Ф

Слайд

Овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

монологические высказывания о произведении (героях, событиях).

П:осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности

Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Этап рефлексии деятельности на уроке.

(2-4 мин)

Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Словесный

  • Доволен ли я своей работой на уроке?
  • Оценю свою работу на уроке, для этого выберу 1 предложение и продолжу его.
  • Спасибо всем за работу на уроке.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний:

  1. Сегодня я узнал...
  2. Было интересно узнать, что…
  3. Я учился…
  4. Мне захотелось…
  5. Мне было трудно …
  6. Я смог…

Ф

 

Слайд

К: овладение основами коммуникативной деятельности. Р:контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Мотивация к обучению и познанию.Оценивание достижения целей с личностных позиций.

Методист:  _________________  Шушунова Л.С.                                                  

Учитель: __________________    Алферова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

метадическая разработка к уроку литературного чтения ,3 класс

В метадическую разработку входит  презентация ,картинки ,конспект урока....

Разработка для урока литературного чтения. 2 класс. Детские журналы. Работа над проектом.

Методические материалы для урока лит. чтения по теме история создания детских журналов...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...

Методическая разработка к уроку: литературное чтение 4 класс. Тема: "Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»"

Создание благоприятных условий для знакомства и анализа произведения М.М. Пришвина «Выскочка»...