Методическая разработка к уроку: литературное чтение 4 класс. Тема: "Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Набокова Екатерина Алексеевна

Создание благоприятных условий для знакомства и анализа произведения М.М. Пришвина «Выскочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_4-2.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект пробного урока литературного чтения,

проведённого Набоковой Екатериной Алексеевной в 42 классе 11.03.2021

УМК «Школа России»

Тема: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»

Цель урока: создание благоприятных условий для знакомства и анализа произведения М.М. Пришвина «Выскочка»

Тип урока: открытие нового знания

Форма урока: комбинированный

Задачи урока:

Предметные:

  • совершенствовать навык правильного, сознательного и выразительного чтения;
  • учить думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения;
  • познакомить с произведением М.М. Пришвина «Выскочка»;
  • формировать «читательскую самостоятельность».

 Метапредметные:

  • Познавательные УУД:
  • развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное;
  • определять основную мысль произведения;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить обобщать информацию по произведению.

  • Коммуникативные УУД:
  • развивать умение выслушивать мнение одноклассников, концентрировать внимание;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

  • Регулятивные УУД:
  • формулировать и сохранять учебную задачу урока;
  • планировать свою деятельность с учётом конечного результата;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

  • уметь оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм;
  • развивать этические чувства, доброжелательность, сопереживание чувствам других людей;
  • формировать положительное отношение к учению;

Технологии:

  • ИКТ технология;
  •  коммуникативная технология;
  •  технология развивающего обучения.

Оборудование:

  • презентация;
  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 92-95;
  •  выставка книг М.М. Пришвина;
  •  портрет писателя.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Комментарии

1. Организационный момент

Цель: создание положительной мотивации к учению

2. Речевая разминка

Цель: совершенствовать чёткость произношения, развитие дикции, правильного дыхания, способствовать формированию выразительности речи.

3. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания

  •  Проверка домашнего задания

Цель: умение применять используемые в домашнем задании приемы логических рассуждений;

3. Подведение к теме

Цель: самоопределение к деятельности

4. Открытие нового знания

1) Подготовка к восприятию художественного произведения

Цель: создание особой эмоциональной атмосферы для глубокого проникновения в текст

  • Рассказ о писателе с демонстрацией выставки книг

  • Вопросы по биографии

  • Прогнозирование содержания произведения

2) Первичное восприятие

Цель: познакомить учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией

Приём: выразительное чтение учителем

  • Определение жанра произведения

 

3) Проверка первичного восприятия

Цель: выяснение эмоционального воздействия произведения на учащихся

4) Повторное чтение и анализ произведения

Цель: выяснение конкретного содержания, мотивов поведения героев

Прием чтения: чтение текста детьми по цепочки.

5) Вторичный синтез

Цель: обобщение по произведению, его перечитывание, выполнение творческих работ

  • Определение главной мысли произведения

  • Синквейн

       

6. Домашнее задание

Цель: формирование прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей, формирование и развитие УУД.

8. Рефлексия

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Присаживайтесь.

- Покажите мне свою готовность к уроку, не забываем о посадке, ноги вместе, руки на парте.

- Сегодня наш урок мы начнем с пословиц. Расположите слова в правильном порядке и объясните смысл пословиц.

- Красна птица пером, а человек умом.

- Умный любит учиться, а дурак учить.

- Сейчас приготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитайте предложение, написанное на доске про себя.

- Прочитаем вслух.

- К какому виду устного народного творчества относятся эти строки?

- Какие виды ещё знаете?

 - Прочитаем скороговорку, чётко выделяя каждый звук, раскрывая рот.

-Прочитаем медленно и плавно вместе.

- Кто может прочитать быстро?

- Прочитаем теперь скороговорку с радостью

- С грустью

- Молодцы, мы попробовали с вами, как можно менять силу голоса, темп речи, интонацию при выразительном чтении.

-Ребята, какой рассказ вы читали на прошлом уроке?

-Кто его автор?

- Вам было дано домашнее задание: творческий пересказ текста от имени Барбоса.

 

- Кто хочет рассказать свой пересказ?

- Пересказ был полный? Все ли было рассказано?

- Были ли запинки в речи?

- Основная мысль осталась?

-Молодцы, ребята, всем кто рассказывал, ставлю 5

- Откройте учебник на странице 92, и прочитайте фамилию автора, произведение которого мы будем сегодня читать?

- Какие произведения М.М. Пришвина вы читали? О чем они?

 

- Какие задачи, мы поставим на урок?

- Верно, но для начала давайте послушаем Кошкина Артема, кто же такой М.М.Пришвин

- Слушайте внимательно, потом буду задавать вопросы.

- Что интересного из рассказа Артема вы узнали о Пришвине?

- Садись, Артем, ты молодец – «5»

- Прочитайте на странице 92 название рассказа. Как вы думаете, о чем он?

-Можно ли по названию это предположить?

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете о ком будет идти речь в произведении?

- Ребята, Шамшина Полина и Маркова Соня, подготовили для вас рассказ о сороках и собаках.

- Проверим с вами правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

- Я буду читать, внимательно слушайте, так как потом буду задавать вопросы по произведению.

- Определите, к какому жанру относится произведение. Сказка это, или рассказ?

- Как вы это поняли?

- Какие чувства вызвало произведение?

- Какого героя вам было жалко? Почему?

- Какой момент рассказа показался вам самым интересным?  Почему?

- Мы ещё раз перечитаем рассказ, чтобы понять содержание, суть произведения. Будем читать по частям, все следим. Не забываем о выразительном чтении.

Вопросы по 1 части

-Кто является героем рассказа?

- Как автор описывает Вьюшку? Как у собаки появилась такая кличка.

- Рассмотрите карту на ней указана сибирская река Бия.

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

Вопросы по 2 части

- Как вы понимаете слово «выводок»?

Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

- Как вы понимаете фразу: «в семье не без урода»?

- А «не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове»

- Продолжаем наше чтение

Вопросы по 3 части

- Какой замысел был у Выскочки?

- Как вы понимаете слово «улучила»

- Что же произошло между героями?

-Рассмотрите иллюстрацию на странице 94 и прочитайте отрывок, к которому она подходит.

- Читаем далее

Вопросы к 4 части:

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Что является большим срамом в сорочьем быту?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

- Чему научил нас рассказ?

-  Какова главная мысль рассказа?

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки?

- Как автор относится к Вьюшке?

- Как автор относится к Выскочке

- Предлагаю составить синквейн . 1вариант составляет синквейн про Вьюшку, 2 вариант про Выскочку

- Вспомним правила составления синквейна.

-Открываем тетради и пробуем составить синквейны, потом проверим.

- Вы прекрасно поработали, ребята.

 - Открываем дневники. Записываем домашнее задание на следующий урок: страница 92-95 читать выразительно.

- С произведением какого автора мы сегодня познакомились?

- Перед вами фразы.

Продолжите их

- Спасибо, ребята, за работу на уроке, вы были очень активные, мне было приятно с вами работать.

 - За хорошую работу на уроке ставлю оценки: …….

- Урок окончен.

- Дети садятся за парты, настраиваются на работу

- Дети проверяют посадку, садятся удобнее

- Дети читают слова, составляют пословицы, размышляют.

- Любого человека красит не внешний вид, а его ум.

И именно это подчеркивает пословица, говоря, что внутренняя суть куда важнее внешних достоинств. Птицу украшают перья, а человека — знания. А слово «красна» здесь означает «красивая».

Как птица без перьев быть не может, так и человек без знаний.

-Эта пословица означает, что умный человек стремится узнать что-то новое, тем самым обогащая свои знания и становясь умнее. А дурак лишь учит всех тому, чего сам толком не знает, и не хочет узнавать.

Скок сорока,

Скок сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

- Ученик читает

- Это скороговорка

- Считалка, песня, пословица, сказка, загадка

- Ученик читает

- «Барбос и Жулька»

- Куприн Александр Иванович

Меня зовут Барбос. Я обычная беспородная собака, но с хозяевами мне очень повезло. Они, особенно дети, хорошо ко мне относятся, кормят, позволяют даже на кровати повалятся, гордятся мною, когда я прогоняю со двора других собак. А я всегда их прогоняю, даже если они успевают мне ухо разодрать или за лапу укусить. Я лишь однажды не смог прогнать чужую собаку, испугался.

У меня была подруга Жулька - собака благородная, добрая и веселая, очень вежливая и спокойная. Она понимала меня даже лучше, чем хозяйские дети, с ней было весело играть, есть, даже просто спокойно лежать рядом. Мы с ней очень дружили. Но однажды во двор к нам забежал страшный пес - бешеный. Раньше я сразу кидался на каждого пришельца, но сейчас мог только смотреть из окна и скулить жалобно, очень уж страшно было. Он носился по двору кругами, рвал птицу, кусал свиней. А я все никак не мог набраться храбрости, чтобы защитить свой дом. А вот моя подруга Жулька - смогла, хоть и была намного меньше и слабее меня. Откуда она выскочила, я так и не понял, но она сразу кинулась на бешеного пса и смело ударила его плечом, отчего он вдруг развернулся и выбежал на улицу. Укусить ее он не успел, но все-таки сильный удар что-то повредил внутри Жульки - может, в голове. Она не хотела ничего есть, слабела, и мучилась. А потом люди заперли ее в сарае, и я понял, что надежды на выздоровление нет.

Я долго просился в сарай, и хозяева все-таки впустили меня туда. Смотреть на Жульку было очень грустно. Я в последний раз обнюхал и облазал ее, Жулька слабо помахала хвостом. А потом она умерла. Наверное, теперь я и на большую бешеную собаку брошусь сразу, не раздумывая.

Михаил Михайлович Пришвин

- Познакомиться с произведением М.М. Пришвина.

- Научимся внимательно читать произведения, наблюдать, как автор описывает животных, птиц, природу

-Научимся определять тему произведения

Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист. В 1873 году 4 февраля, в купеческой семье родился человек, который внес большой вклад в русскую литературу и стал автором множества произведений для детей.

Писательский талант Михаил в детстве не проявлял, да и вообще не был одарен какими-либо знаниями –  несколько раз оставался на второй год, с трудом окончил училище, в которое перевёлся после отчисления из школы. После училища поступил в политехнический институт и за увлечение идеями марксизма был выслан в город Елец.

 Большие изменения принес Пришвину 1906 год, став для него переломным - он отправился в путешествие по Карелии, где и обнаружил у себя интерес и талант к литературе. Уже в этом году он выпускает свой первый рассказ, а в 1907 году выходит книга, где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян.

Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», а также его  достоянием  стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях.

Дважды был женат – от первого брака с крестьянкой Ефросиньей имел трёх сыновей. В 1940 году женился на Валерии Лиорко, которая стала верной спутницей Пришвина до конца жизни и после его смерти работала с архивами мужа и возглавляла музей, названный его именем.

Помимо писательской деятельности  некоторое время работал корреспондентом и агрономом.

Жизнь писателя закончилась в 1954 году. В 2015 году установлен памятник. Также именем писателя назван астероид. 

- нет

- о сороках и собаке.

- рассказ

-Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.

- семья птиц, состоящая из мамы, иногда отца, и детей их. 

- в нужное время

Главная мысль рассказа в том, что не следует лезть вперёд всех, какой бы аппетитной ни представлялась кость. И какой бы простой ни казалась работа.

- Сравнение.


- с любовью, нежностью.

- смеется над ней, высмеивает.

 

- Слайд 1-2

- Слайд 3

3-4 человека

- Портрет автора на слайде 4

- Слайд 5

- Выставка книг на слайде 6

Слайд 8

- Дети читают по абзацам.

- Комментировать чтение учеников, исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Методическая разработка к уроку литературного чтения в 1 классе "Поговорим о предложении и тексте"

Методическая разработка поможет учителю начальных классов ярко и красочно преподнести учащимся знания о предложении и тексте.Во время работы дети с удовольствиям отгадают интересные загадаки, познаком...

Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"

Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....

Методическая разработка к уроку литературного чтения о М.М.Пришвине (презентация)

Данная презентация познакомит с жизнью и творчеством М.М.Пришвина...

Урок литературного чтения по теме:М.М. Пришвин "Выскочка"

Конспкет урока по литературному чтению по теме : М.М.Пришвин "Выскочка" в таблице....

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....