технологическая карта урока
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Акчинова Гульжанат Уюмбековна

А.С.Пушкин Уж небо осенью дышала....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл осень58.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Учителя начальных классов

Акчиновой Гульжанат Уюмбековны

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3 «Д»

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»...

Цель урока

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»...

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина посредством проведения беседы о жизни и творчестве писателя и выставки книг его произведений;
  • расширять словарный запас младших школьников через проведения словарной работы по теме урока;
  • познакомить учащихся с произведением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»... , способствовать пониманию учащимися авторского замысла произведения.
  • активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение размышлять над прочитанным посредством внимательного прочтения и слушания произведения, и его анализа.

Воспитательные:

  • способствовать нравственному, умственному, эстетическому воспитанию учащихся через раскрытие основной идеи произведения ;
  • прививать любовь к чтению через применение на уроке разных видов чтения (по фрагментам, выборочное чтение),  работы над произведением, проведение словарной работы, речевой разминки и работы над осенними приметами;
  • способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплачивания классного коллектива.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи учащихся посредством проведения словарной работы, организации беседы по произведению в ходе урока;
  • способствовать развитию читательской самостоятельности в определении основной мысли стихотворения;
  • способствовать развитию техники чтения: работать над выразительностью, осознанностью и темпом чтения посредством применения разных видов чтения: по фрагментам, выборочное чтение;
  • способствовать развитию наблюдательности, развивать умение прогнозировать события посредством метода предугадывания.

Основные термины, понятия

Сени, обнажали, караваны

 

Планируемый результат

Предметные умения:

- определять авторскую позицию и высказывать собственные предположение в ходе анализа стихотворения;

- ориентироваться в эстетическом, нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

- самостоятельно делать выводы, осознавать основную мысль произведения.

 Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению, чтению.

2. Формировать умение выказывать своё отношение к героям, анализировать характеры и поступки героев.

3. Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1. Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формулировать тему и цель урока совместно с учителем.

3. Планировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

1. Уметь прогнозировать содержание художественного произведения.

2. Уметь выделять существенную информацию.

3. Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

4. Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебник,  иллюстрации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

5. Формировать умение на основе анализа произведения делать выводы.

 Коммуникативные УУД:

1. Формировать умение слушать и понимать других.

2. Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Уметь обосновывать и аргументировать собственную точку зрения.

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

 

Книгопечатная продукция:

1. Учебник «Литературное чтение», УМК «Школа России», Климанова Л.Ф.,

Горецкий В.Г., Голованова М.В., 3 класс, часть 1, с. 86.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Проектор.

3. Интерактивная доске.

Экранно-звуковые, наглядные  пособия, раздаточный материал:

  1. Мультимедийная презентация в PowerPoint  по теме: «А. С. Пушкин»Уж небо осенью дышало...» Книги для выставки.
  2. Пазлы «Времена года»
  3. Портрет А. С. Пушкина.
  4. Музыкальный отрывок П. И. Чайковского «Времена года. ».
  5. Репродукции картин художников:
  • И. И. Левитан «Поздняя осень».

 

 План урока:

I. Самоопределение к деятельности.

1. Приветствие.

2. Мотвация на работу.

II. Актуализация знаний.

Проблемная ситуация.

 III. Повторение домашнего задания.

IV . Постановка целей и определение темы урока.

1. Беседа об авторе.

2. Словарная работа.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Первичное восприятие произведения.

3. Чтение стихотворения учениками. Развитие речевого аппарата.

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока

 VIII. Подведение итогов урока.

   Домашнее задание.

IX. Рефлексия.

 Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение к деятельности

  1. Актуализация знаний.

 Приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Мотивация на работу.

- Урок я хочу начать с загадки.

На лице она цветёт,

От радости растёт.
(Улыбка)

- Подарите друг другу улыбку, хорошее настроение и пожелаем успехов!

Девиз нашего урока:   От каждого -  по способностям,

                                             Каждому -  успех,

                                             Всем – радость!

Постановка проблемного вопроса.

- Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг, что он вам напоминает?

-  Колесо!

- Верно, он похож на колесо. Вот здесь отверстие для оси, вот спицы.   А знаете ли вы, что давным-давно, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по ходу Солнца? Отсюда и название « Круглый год».

Посмотрите, наше годовое колесо разделено на четыре части. Как вы думаете,   почему? Что обозначают эти четыре части?

 -  Времена года.

 -  Правильно, это четыре времени года, давайте вспомним их названия.

 -  Весна, лето, осень, зима.

Все самое главное у человека одно. Жизнь -  одна, сердце – одно, и родина тоже одна. Мы без родины – точно дерево без корня. И мы любим свою землю в любое время года. И сегодня на уроке мы поговорим о времени года, которое зашифровано в этом стихотворении – загадке.

                  (Упражнение «Интрига»)

Н.су я ур.жаи,

П.ля вн.вь з.с.ваю,

Пт.ц к югу отпр.вл.ю,

Д.р.вья з.сев.ю,

Но не к.саюсь ёл.ч.к

И с.сен, я  …  .

Прием «Ассоциативный куст».

Осенние приметы.

Если осень ненастная, то и весна дождливая.

Если осенью снегу нанесет рано, то и весна будет ранняя.

Дружный листопад осенью – морозная зима.

Бабье лето сухое – осень мокрая, бабье лето мокрое – осень сухая.

Если первый день бабьего лета ясен, то осень будет теплая.

Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Если осенью выпадет снег, когда листья ещё листву не сбросили, он скоро растает.

Осенью птицы летят низко – быть холодной зиме.

Снега осенью нанесет рано – и весна тоже ранняя будет.

- Какому же времени года посвящен наш урок?

Приветствуют учителя, настраиваются на серьезную работу.

Настраиваются на серьезную и продуктивную работу на уроке.

Дети отвечают и присаживаются .

Собирают пазл. Времена года.

Отгадывают загадки.

Дети в отгадывают загадки. Рассказывают какие у них ассоциации к слову осень.

Со словом «осень» ассоциируются слова дождь,   листья   листопад   холод   школа   жёлтый   лужи   сентябрь   ветер   зима   время   октябрь   ноябрь   лето   деревья   слякоть   года   весна   грязь   золотая   Пушкин   грусть   листва   урожай   холодно   депрессия   тучи   сезон   учёба   погода   зонт  грибы   пора   гроза   красный   оранжевый   тоска   тепло   сапоги   сырость   мокро   лес   снег   месяц   печаль   солнце   чай   стихи   осенний   пасмурно   клён   красная   золото   ливень   парк   плащ   сыро   любовь   небо   пальто   красота   непогода   гром   птицы   шапка   простуда   прохлада   ДДТ   кофе   мороз   огород   хандра   болезнь  золотой   прогулки   прохладно   куртка   природа   похолодание   вода   град   жара   плед   стих   цвет   шарф   какао   очень   краски   падать     уборка   серость   гербарий   увядание   дождливая   заморозки   одиночество   тёплая.

Развитие речи. Работа по осенним приметам.

Смотрят на доску,  читают предложения.

Приметы.

Народная мудрость.

Дети слушают и отвечают.

III. Повторение домашнего задания.

- Ребята, вашим домашним заданием на сегодня было, прочитать биографию А. С. Пушкина, подготовить выразительное чтение  стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

- Какое  по настроению стихотворение?

- Как будем читать его: быстро или медленно?

- С какой интонацией?

- Почему?   

- Проверим ваше выразительное чтение.

- Молодцы, хорошо подготовили домашнее задание.

Слушают чтецов, где ребята, с каждого ряда по одному человеку, читают домашнее стихотворение выразительно и без ошибок.

Выслушивают.

Работа в парах.

Стихотворение по настроению грустное, тоскливое, полное надежды.

Мы будем читать его медленно, голосом выделяя важные слова.

Читать будем плавно, нежно.

Прочитывают стихотворение выразительно друг другу.

IV. Постановка целей и определение темы урока.

- Теперь мы перейдём к изучению новой темы.

 Определение темы урока.

- Ребята, а давайте попробуем назвать  тему урока .

- Итак, ребята, с чьим произведением мы будем сегодня продолжать знакомиться на уроке?

Ответы детей.

1. Беседа об авторе.

- Ребята, но перед тем, как мы приступим к знакомству с его стихотворением, скажите, что вы о нем знаете?

- Александр Сергеевич любил народный фольклор. – А с какими его сказками вы знакомы?

- На выставке вы видите его несколько книг произведений. Стихотворения Александра Пушкина переведены на многие языки мира.

- На перемене вы можете подойти, посмотреть поближе эти книги.

 

2. Словарная работа.

 - Ребята, но прежде чем мы начнем работать над содержанием произведения, разберем некоторые трудные слова.

- Прочитайте первое слово.

- Как вы его понимаете?

- Кто думает иначе? Правильно.

Сень - это покров , здесь подразумевается покров из листев.

Обнажаться - раздеваться

Караван -

Примерные ответы учеников, рассказывают, что знают об авторе, с каким произведениями знакомы.

Очень популярными среди детей являются такие сказки как «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «У лукоморья дуб зелёный» и многие другие.

Рассматривают книги А. С. Пушкина.

Разбор непонятных слов. Читают слово, высказывают свое предположение, проверяют свои предположения по образцу на слайде.

V. Работа по теме урока.

- А сейчас откройте учебник на стр....

 и прочитайте название произведения.

- Как принято называть стихотворение, если названия нет?

- Как вы думаете, о чем это будет произведение?

1. Чтение стихотворения учителем.

 - Сейчас я начну читать, а вы внимательно следите по учебнику.

- После прочтения вы постарайтесь  ответить на вопросы:

- О каком времени года идет речь?

- Какие образы встречаются в стихотворении?

-На сколько частей можно разделить это стихотворение?

-  Какие встречаются в стихотворении олицетворения, эпитеты и метафоры?

- Итак, слушаем.

2. Первичное восприятие произведения.

- Понравилось ли?

- Какие картины  осени вы представили при слушании?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

- Захотелось ли перечитать?

- Давайте  перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим, как поэту удалось передать картину прихода осени.

3. Чтение стихотворение учениками.

После прочтения:

- Какие признаки осени упоминает поэт?

- Описывается ранняя или поздняя осень? Почему вы так решили? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

Докажите примером из текста.

Тема: наступление осени.

Идея: осень мир становится печальнее и тише, природа увядает, мир уже не такой лучезарный.

Образы:  центральный образ осени, встречаются образы неба, солнца, леса, тумана, гусей.

Стихотворение можно разделить на 3 части.

1 часть : общие изменения в мире природы осенью;

2 часть :природные явления -листопад,туман, отлет птиц;

3 часть: приближение ноября.

Олицетворения:  небо-дышало, сень лесов обнажалась, туман ложился, пора приближалась, стоял ноябрь... у двора».

Эпитеты:таинственная сень, с печальным шумом, гусей крикливых.

Метафоры : солнышко блистало, гусей... караван.

Открывают учебник на с.Читаем по первой строчке стихотворения «Уж небо осенью дышало»...

Об осени, об осенней погоде, осенних явлениях.

Внимательно слушают чтение стихотворения учителем.

Данное произведение понравилось. Представили картины поздней осени. Дни стали короче, солнышко блистало реже, осеннее небо дышало холодом. Листья все опали. Птицы улетают на юг. С каждым днем все ближе зима.

Возникало чувство грусти, воодушевленности от того, что наступила осень.

Захотелось перечитать стихотворение.

Ученик прочитывает стихотворение.

Поэт упоминает признаки осени: В стихотворении описывается поздняя осень.

Стояла осенняя погода.

Настроение надежды и ожидания чего -то...

VI. Физкультминутка.

-Ветер  дует нам в лицо

-Закачалось деревцо

-Ветер дует тише, тише

-Деревце растет все выше, выше

-Ветер сильный набежал

-И все листики сорвал

дети энергично обмахивают лицо руками

 дети поднимают руки вверх, наклоны в стороны

дети медленно обмахивают руками лицо

дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках

дети поднимают руки вверх, тянутся на носочках

 дети наклоняются, бросив

VII. Продолжение работы по теме урока

  • - Посмотрите, какое замечательное время года – осень. Дальше посоревнуемся  по рядам. Ученики с каждого ряда  - это одна команда. Возьмите свои карточки с заданиями и приступаем.

1. Выберите образы природы, которые встречаются в стихотворении и составьте кластер.( Лес, закат, осень, гуси, река, солнышко).

 

  1. задание Прочитайте. В отрывке 2 слова заменены на другие. Найди эти слова  и исправь их на те которые были в тексте изначально.

Ложился на поля туман

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу;приближалась

Ужасно скучная пора

Стоял сентябрь уж у двора.

  1. Задание. Составьте синквейн об осени из данных ниже слов.

а) Скучная,  унылая пора; сезон; приходит; осень - природы увяданье; обнажает; загадочная;  печалит.

Б) баюкает, наступает, осень, открывает, печальная, осень - природы увяданье, время года, прекрасная.

В) осенняя пора, печальная, загадочная, обнажает, довольно скучная пора , время листопадов,усыпляет, приближается.

Работа в группах.

1 задание составляют кластер

2 задание.

Верное слово

Неверное слово

довольно

ужасно

ноябрь

сентябрь

3 задание.

Унылая пора

Скучная загадочная

Приходит обнажает печалит

Осень - природы увяданье

сезон

VIII. Подведение итогов урока.

- Ребята, скажите, пожалуйста…

-  С каким произведением работали?

Кто его автор?

Игра «Верно» « Неверно».

- А. Пушкин родился в дворянской семье?

-  А. Пушкин родился в Санкт- Петербурге?

- Он 6 лет провел в ссылке?

- А.Пушкин погиб в результате дуэли?

- В стихотворении «Уж небо осенью дышало упоминается о ласточках ?

- Уж у двора стоял сентябрь?

- Это стихотворение можно разделить на 3 части?

- Это стихотворение о природе?

- Уж реже солнышко сияло?

- Караван - это стая?

 +

-

+

+

-

-

+

+

-

+

 Домашнее задание

- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание:

С. 86 ,  стихотворение выучить наизусть. Сделать иллюстрацию.

Записывают домашнее задание в дневник.  

IX. Рефлексия.

- Посмотрите на доску и продолжите фразу.

1. Я сегодня узнал…

2. Я могу себя похвалить за то, что….

3. Сегодня на уроке мне было трудно…..

4. Своей работой на уроке я… (доволен/недоволен), потому что…..  

5. Стихотворение  мне показалось (интересным/неинтересным), потому что…

- Спасибо вам за урок! На этом наше занятие окончено.

- Всем спасибо. Встали. Вы свободны.

Проводят рефлексию деятельности с помощью незаконченных фраз на презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...