Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: «Л. Н. Толстой рассказ «Акула»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 46.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);
2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.
УУД:
Предметные: научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные: познавательные: работают с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; осуществляют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
Личностные:осмысливают базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие;
оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Образовательныересурсы:
- Литературное чтение. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – М. : Просвещение, 2017. :
- Портрет Л. Н. Толстого, изображение корабля, глобус, карточки-помощники, сигнальные карточки, смайлики
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.
Технологическая карта урока
№ | Названиеэтапа, цель | Содержаниеэтапа | технологии | Деятельностьучащихся | Формаработы | УУД |
1 | Организацион ный момент. Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | – Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь. - Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобывы помогали друг другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. | Гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха) | Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность. | беседа | Личностные: - положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний. Регулятивные: Самоконтроль готовности к уроку. |
2 | Актуализация знаний и умений. Проверка Д/З | Послушайте слова, о ком они? Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Теперь раздерните шторы. Как вы думаете, о ком написаны эти строки? Действительно, написаны они о писателе Льве Николаевиче Толстом. Чтовызнаете о нем? Алексей Николаевич Толстой прекрасный российский писатель, которого любят, ценят и уважают и в наши дни. – Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану | Словесный- учебный диалог. Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации. | Рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. План: 1) Детство Л. Н. Толстого. 2) Жизнь и творчество писателя. 3) Впечатления о его произведениях | Диалог | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы. Познавательные: строить логические цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. | Постановка учебной задачи. | Закройте глаза, вслушайтесь в звуки. Что вы услышали? Какие чувства вызвали эти звуки? Где будут происходить события в новом произведении? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Парная работа. А назвать его вам поможет зашифрованная запись. Вам нужно обвести только русские буквы и у вас получиться слово. (DАRWКJSУQЛVGА – АКУЛА). Скажите, как звучит произведение с которым мы сегодня познакомимся? А как тогда будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы сегодня поставим? | Педагогика сотруднечест- ва Проблемный диалог. Аллитерапия | Отвечают на вопросы учителя. Звуки моря, воды. Спокойствие, свежесть воздуха, прохладу. В море, накорабле. Акула. Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. | Словесный- учебный диалог. Наглядный-демонстрация. Работа в парах | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Познавательные: строят речевые высказывания, строить логические цепи рассуждений, доказательств. |
4 | «Откры- тие» нового знания. | Фронтальная работа. Ребята, что вы знаете об акулах? Послушайте внимательно текст об акуле. Акула – страшнаяхищницаморя. Этооченьдревниерыбы. Акула - рыбапрожорливая и хищная. Оницелойстаейплывутзакораблями и ждут, неупадетли в моречеловек, ноеслитакогонеслучается, то с большимудовольствиемпожираютто, чтолюдивыбрасывают в воду. Ониглотаютвсеподряд, дажепустыебутылки, консервныебанки и всякийхлам. Белаяакула - самаяопасная, свирепая и сильнаяизвсехакул. Ееназывают "белаясмерть”. Пастьакулыусаженанесколькимирядамиострыхзубов. Кожамногихакулпокрытачешуей с острымишипами. Поэтомудажелегкоеприкосновениеакулыплывущейпоройсоскоростью 40 км в час, наноситсерьезныераны. Ноневсеакулыхищники. Многиепитаютсямедузами, мелкойрыбешкой. Какназываетсятакойтекст? Почему? Наурокахокружающегомира, когдапроходилитему «Материки» выизучалиматерикАфрика. Сегодня в нашемрассказекак-раз и пойдётречь о нём. Несколько слов об Африке. Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. Ребята, приготовьтекарандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. Сядьте поудобнееи внимательно послушайте эту историю. | Информационнаятехнология Подводящийдиалог | Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. В учебнике находят и выделяют непонятные слова. Внимательно слушают чтение рассказа. | Словесный метод – учебный диалог. Практический метод- работа с учебником. Работа с учебником. | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге. Регулятивные: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Познавательные: преобразование учебного материала, действия. осознавать познавательную |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. | Физкультминутка. Мы руками поведем – Вы отметили слова. Назовите их. Как вы понимаете значение слова артиллерист? Якорь? Палуба? Хобот? Фитиль? Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Прочитайте слова на слайде. (Артиллерист - военнослужащий при огнестрельном орудии. Якорь - металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Хобот - упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль - горючий шнур для воспламенения заряда.) Сейчас будем читать рассказ по цепочке, выполняя задание. По ходу чтения разделите рассказ на смысловые части. Сколько смысловых частей у вас получилось? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание надо выполнить? Расположите название каждой части по порядку. Дети спасены. Мальчики в открытом море. Остановка корабля у берега Африки. Выстрел из пушки. Купание в парусе. Появление акулы. | Здоровьесберегающая Личностно-ориентированная | Выполняют физминутку. Учащиеся работают со словарём. Читают рассказ, делят рассказ на смысловые части. Составляют план рассказа. Восстанавливают правильную последовательность действий, происходящих в рассказе. | Практический-выполнение заданий на карточках. Словесный – учебный диалог. Взаимопроверка. Работа со словарем Работа с текстом рассказа | Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность. Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Работа в тройках. Сейчас вы будете работать самостоятельно в тройках. На столах у вас карточки с заданиями. 1-найти фразу в тексте - (Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!» Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. -Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.) 2-прочитать её по ролям. 3-оценить свою работу в группе у вас на листах рефлексии. 4-рассмотрите рисунки к этому произведению в учебнике. Что изображено на них? Что произошло до этого момента, который изобразил художник? | Личностно-ориентированная | Учащиеся работают в тройках, выполняют задания на карточках, осуществляют взаимопроверку. | Практический-выполнение заданий на карточках. Словесный – учебный диалог. Взаимопроверка. | Коммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность. Познавательные: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
7. | Включение в систему знаний. | Групповая работа. Ребята, сейчас вы будете работать в группе. Но прежде давайте вспомним правила. а) 1 часть. - С каким настроением автор начинает рассказ? (спокойно) - С каких слов настроение меняется? (…но к вечеру погода изменилась … .) Характеристика артиллериста. - Какими качествами обладал артиллерист. Выберите. умный сильный духом мудрый любящий смелыймужественный бывалыйрешительный находчивыйопытный трусливый б) Прочитайте 2 часть. - Какое в этойчастиприсутствуетнастроение? (радостное) - Гдеустроиликупальню? Почему в парусе? в) Прочитайте 3 часть. - Почемумальчикиоказались в открытомморе? - Какимсловомавторпоказалотношение к тому, чтомальчикисталиплавать в открытомморе? (вздумали) - Каквыпонимаетезначениеэтогослова? (неожиданно задумать, захотеть, решить что-либосделать.) - Мальчикисовершилинеобдуманныйпоступок. Авторосуждаетих. - Какотецотнёсся к поступкусына и еготоварища? - Найдите в тексте. Прочитайте. - Старыйартиллеристгордитсясыном, позабыв о предосторожности. г) Чтение 4 части. - Какоесловоиспользовалавтор, чтобыпоказать о надвигающейсяопасности? (Вдруг) - Какавторназываетакулу? (морскоечудовище) - Каквыдумаете, зачемонназвалеётак? (Чтобыусилитьстрах, опасность.) - Какиедействияпредпринялилюди? (Закричали, бросились к шлюпкам.) - Чтослучилось с артиллеристом? (Бледныйкакполотно, смотрел …) - Каквыдумаете, почемуонзастыл, ничегонепредпринимал? (Не знал, что делать.) - Какие чувства он испытывает в данный момент? (Страх, ужас, шоковое состояние.) д) Чтение 5 части. - Сразу ли мальчики увидели акулу? - Найдите и прочитайте, какие чувства охватили мальчиков, когда они увидели акулу. - Что в этот момент происходило с артиллеристом? Перечислите по порядку все действия. - Как вы понимаете «визг разбудил»? (Он очнулся от шока.) - Как дальше развиваются события? (Быстро, стремительно.) - Какую часть речи использует автор, чтобы показать быстроту действия артиллериста. (глаголы) Как мы должны читать, с какой интонацией? (Быстро, перечисляя, серьёзно.) е) Чтение 6 части. - Почему артиллерист закрыл лицо руками? - Как вы думаете, легко ли было выстрелить отцу? О чём задумались после чтения этого рассказа? Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? Нужны ли в наше время такие люди? Прочитайте высказывание К.Д.Ушинского «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Мы сегодня познакомились с поучительным рассказом Л.Н.Толстого и учились понимать, каким бывает внутренний мир человека в таких опасных трагичных ситуациях. | Личностно-ориентированная Обучение в сотруднечестве | Учащиеся работают в группах, выполняют задания, делают вывод: не совершать бездумных поступков, приводящих к трагедии. Всегдаприходитьнапомощь нуждающимся. Об отваге, смелости. | Словесный – учебный диалог. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные:общение и взаимодействие. |
8. | Рефлексия. | Что нового вы сегодня узнали? С каким произведением познакомились? Что повторили? Рефлексия Если вы довольны и у вас всё получилось, то поднимите вверх зелёный смайлик. Если вы не довольны и вам не всё понятно, поднимите жёлтый смайлик. И если вам безразлично, не интересно, то поднимите красный смайлик. Понравилсяливамурок? А произведение? Запишите домашнее задание. Учебник: стр. 152-156читать, пересказывать. Нарисовать рисунок к понравившемуся моменту. Спасибо за работу. До свидания! | Уровневая дифференциация | Отвечают на вопросы учителя: -Мы познакомились с произведением Л.Н. Толстого «Акула». Биографию Л.Н. Толстого. Оценивают себя. Участвуют в диалоге | Сообщение | Личностные: умение самостоятельно делать вывод в мире мыслей, чувств и отвечать за этот выбор. Коммуникативные:общение и взаимодействие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...