технологическая карта по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
ФИО учителя | Фаттахова Е.М. |
Тема | С.А. Есенин «Черемуха». |
Педагогические цели | Познакомить с творчеством и стихотворением «Черемуха» С. Есенина, совершенствовать умения выразительно читать стихотворения; развивать навыки анализа, память, речь, мышление. |
Тип урока | Изучения нового материала |
Планируемые результаты | ∙ Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; ∙ Читать выразительно, передавая настроение стихотворения; ∙ Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения; ∙ Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ; ∙ Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами. |
Личностные результаты | ∙ Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке; ∙ выражать свое собственное мнение; ∙ адекватно воспринимать оценку учителя. |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение; ∙ самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы; ∙ умения вычленять описание черемухи в художественном произведении; ∙ осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы; ∙ проводить сравнение, классификацию по разным критериям; ∙ устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения. Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
Основное содержание | Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие. |
Формы работы | Работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой. |
Используемые методы | Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Этап мотивации к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесные (беседа) Наглядные (презентация) Приёмы (пословица) | Добрый день ребята, меня зовут Елена Марсильевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения
- Прочитайте, пожалуйста, поговорку. «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» - Как вы понимаете это высказывание?
-Совершенно верно, нельзя браться сразу за два дела одновременно. Так и в учении, всё требует времени для выполнения.
-Как вы думаете, почему я взяла на урок такое высказывание?
-Я желаю вам сегодня работать на уроке старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее. | Приветствуют учителя.
- Нельзя браться за несколько дел сразу.
- Вы взяли такое высказывание для того, чтобы мы качественно усваивали материал, никуда не торопились. | Ф | Слайд с презентацией. Речь учителя. | Самоконтроль ( умение слушать и понимать значение пословицы) |
| Р.- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
| Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесные (беседа) Наглядные(Презентация) Приём:( строки стихотворения) | - Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром… Прочитайте строки этого стихотворения сначала медленно, затем чуть быстрее, затем совсем быстро.
- Ребята, а кто автор этого стихотворения? |
Читают стихотворение медленно, затем чуть быстрее, затем совсем быстро. -С.А. Есенин. | Ф,И | Слайд с презентацией, речь учителя | Самоконтроль (умение слушать учителя) Устный контроль | П.- развивать речь, память, мышление. Р.- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. | |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесные (беседа) Наглядные (презентация)
| - А вы что-нибудь знаете о его биографии? - Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с его биографией, а также познакомимся со стихотворением «Черемуха». Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? - А правильно вы догадались или нет, это мы с вами узнаем после того, как разберем произведение.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какая будет тема нашего урока?
- Совершенно верно. -Какие цели и задачи мы поставим себе на урок. Давайте составим план нашего урока. |
- Нет
Высказывают свои предположения, пытаются прогнозировать произведение.
- «С.А. Есенин «Черемуха». Формулируют цель и задачи на урок. | Ф,И | Слайд с презентацией, речь учителя | Устный контроль
| Пр. –формировать представление о содержании произведения «Черемуха». | Р.- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
4.Этап построения выхода из затруднения. | Выбор способа и средств их реализации. | Словесные (беседа) Наглядные ( презентация) | План (на слайде): 1. Познакомиться с биографией С.А. Есенина.
2. Прогнозировать содержание произведения «Черемуха».
3. Уметь находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
- Итак, ребята, по ходу урока мы с вами выполним все пункты плана. | Составляют план урока.
| Ф | Слайд с презентацией | Устный контроль Самоконтроль (умение составлять план урока) |
| Р.- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока); К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
5. Этап реализации построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесные (опрос) Практические (читают биографию автора) | - Сейчас я вам предлагаю более подробно познакомиться с биографией С.А. Есенина. У каждого на парте лежит текст с биографией. Ваша задача самостоятельно внимательно прочитать текст. Затем придумать 2 вопроса по тексту и задать эти вопросы друг другу со своим соседом по парте. - Какая была главная тема в творчестве Сергея Есенина? - Совершенно верно, тема Родины тесно переплетается с темой природы и сегодня мы с вами ребята будем читать стихотворение «Черемуха».
| Знакомятся с биографией Сергея Есенина. Задают вопросы по биографии друг другу.
- Тема Родины
| И,П,Ф | Карточка с биографией, речь учителя, документ камера | Устный контроль (умение правильно понимать биографию, верно отвечать на вопросы)
Взаимоконтроль (задают вопросы друг другу в парах)
Самоконтроль ( умение контролировать своё поведение во время проведения физминутки) |
Пр.- узнать биографию С.А. Есенина. | П.- развивать речь, память, мышление. Р.- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; Р.- оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока); К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
Физминутка | Показывает упражнения для разминки с речевым сопровождением: Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь, Раз – наклон, два – наклон, Словно буква «О» свернусь. И попрыгаю немного, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь и работой я займусь. | Выполняют упражнения по образцу учителя с речевым сопровождением | Слайд с речевым сопровождением | |||||||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесные (беседа) Практические (работа по учебнику).
| Откройте учебник на стр. 55 найдите стихотворение «Черемуха». Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно следите за текстом, выделяйте простым карандашом непонятные слова.
-Прослушав стихотворение. Что вы представили? - Какая черемуха? - Какой день?
- Какой аромат почувствовали?
- Ребята, какие слова в тексте вам были непонятны?
-Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда.
Зелень пряная - с острым ароматным запахом.
Вкрадчиво – осторожно, доверительно. Под кручею – под обрывом.
- Какое настроение автора вы почувствовали, услышав стихотворение?
- Ребята, почему стихи поэта так проникнуты любовью?
- Ребята, нужно беречь любить свой родной край, свою природу. Ценить то, что мы имеем. | Ответы детей.
- большая, белая, вся в цвету. -ясный, с солнечный. - запах цветов хочется вдыхать полной грудью. - роса медвяная, зелень пряная, вкрадчиво, под кручею.
-ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное.
Ответы детей. | И,Ф | Учебник, документ камера, речь учителя. | Самоконтроль (умение внимательно слушать задание).
Письменный контроль (Следить по тексту, отмечать непонятные слова). | Пр. –формировать представление о содержании произведения «Черемуха».
Пр.- Уметь понимать и чувствовать окружающую природу, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. | П.- развивать речь, мышление, память. П. – понимать содержание стихотворения «Черемуха». Р.- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.
| Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Словесные (беседа) Практические (выполнение задания на карточке)
| У каждого из вас на парте лист бумаги (Приложение №1). Вам нужно ответить на вопрос: Какие чувства возникли в вашем сердце прослушав стихотворение «Черемуха»?
- Как ответите на вопрос, скажите мне. |
Выполняют самостоятельную работу. | Ф,И | Карточка с заданием, речь учителя. | Самоконтроль ( умение правильно понимать вопрос и дать на него верный ответ) | Пр. - Уметь понимать и чувствовать окружающую природу, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
| П. – развивать память, мышление речь. Р.- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;
| Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
8.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.
| Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесные (опрос) Наглядные (презентация)
| - Ребята, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?
- Ребята, выполнили все пункты плана?
- Молодцы! Хорошо освоили материал, мне понравилось, как вы сегодня рассуждали, высказывали свои чувства и эмоции. - Ребята, мне было приятно с вами работать, вы показали себя внимательными и сообразительными, молодцы! Ребята, как бы вы оценили свою работу на уроке? Активно сегодня работали (перечисление детей) получают отметку 5, хорошо сегодня работали на уроке ( перечисление детей) получают отметку 4, остальным ребятам, нужно быть поактивнее и повнимательнее. | - С биографией С.А. Есенина, познакомились со стихотворением «Черёмуха». - да
Оценивают свою работу на уроке. | Ф | Слайд с презентацией, речь учителя | Устный контроль ( умение продемонстрировать полученные знания) |
| Р.- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;
К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесные (беседа) Наглядные (Презентация) | - Ребята, кому всё было понятно и интересно, закрасьте лист березы зеленым цветом; если вам было интересно, но были затруднения при выполнении заданий закрасьте лист березы желтым цветом, ну а если на уроке был непонятный материал закрасьте лист красным цветом. - Я очень рада, что все усвоили материал, откройте дневники, запишите дз: нарисуйте иллюстрацию к стихотворению С. Есенина «Черемуха». |
Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф,И | Слайд с презентацией, речь учителя | Самоконтроль( умение адекватно оценить свою деятельность на уроке) |
| К.- формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения. | Л- положительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-815199-1473768178.jpg)
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-702664-1476262555.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-863665-1481140015.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1504024-1704486465.jpg)
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-1498737-1701321832.jpg)
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-1499339-1703764248.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...