Технологическая карта урока литературного чтения "Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержании произведения; 2) научить выделять жанровые особенности сказочной повести. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) воспитывать чувство прекрасного. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Дата: 17.02.2022 Школа: МАОУ Академический лицей №95 Класс: 4-7 Урок: 1 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 319 | Студент: Алексеева Дарья Игоревна Группа: 33 Учитель: Рябова В. В. Методист: Синтяева Г. А. |
Тема урока «Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказочной повести «Маленький принц».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержании произведения; 2) научить выделять жанровые особенности сказочной повести. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать мышление, память и познавательный интерес у обучающихся. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) воспитывать чувство прекрасного. |
УМК: «Перспективная начальная школа»
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы работы: фронтальная Методы: словесные (указания детям) Формы контроля: внешний | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Дарья Игоревна, если у вас будут возникать какие-то сложности, вы знаете, как ко мне обратиться. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Да, перед нами пословица, но в ней пропущено главное слово. Чтобы найти его, давайте быстро разгадаем ребус. - Какое слово получилось? - Кто нам её прочитает? - А как вы её понимаете? | Приветствуют учителя и слушают его. Встают Слушают учителя, садятся - Мы видим пословицу Разгадали ребус - Друзей Читает «Легко друзей найти, да трудно сохранить» - Это значит, что друзей надо ценить / другие предположения | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (указания, пояснения) Формы контроля: внешний, взаимопроверка | - И действительно, мы с вами сегодня затронем тему дружбы и её ценности. Но перед тем, как мы перейдем к этому, нам нужно немного размяться, не совсем так, как вы привыкли: мы не будем разминать наше тело, чтобы нам сиделось легче эти 40 минут. Мы с вами будем «разминать» нашу речь, чтобы на протяжении всего дня у нас с вами был хороший и сильный голос. - У нас это первый урок и все мы только зашли с холодной улицы, поэтому давайте мы согреем наши руки. Нам нужно глубоко-глубоко вдохнуть через нос воздух и через рот выдохнуть его в наши руки. Показывает, как это делать - Давайте сделаем это 3 раза. Можете потереть руки, если ещё не согрелись. - На самом деле, мы с вами разогрели не только наши руки, но ещё и нормализовали наше дыхание. - А следующее упражнение смогут выполнить только те, у кого дыхание сейчас правильное и спокойное. - Скажите, какое у вас сейчас дыхание? - Ну хорошо, значит вы справитесь с этим. Перед нами сейчас скороговорка, не сильно сложная. - На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33. - Ваша задача: сделать глубокий вдох через нос, и на выдохе начать вести счёт как можно дольше, может, у кого-то даже получится посчитать до 33-х. - Сначала я покажу. Показывает, как это сделать - Теперь вы в парах должны будете проговорить это друг другу по очереди. - А какие правила работы в парах вы знаете? - Отлично, тогда начинайте. У вас 30 секунд, чтобы это проговорил первый в паре. - 30 секунд прошло, теперь один слушает, а второй проговаривает. Так же 30 секунд. - Время вышло. - Кто хочет посоревноваться – поднимите руку, я выберу двоих. Выбирает двоих детей, проверяет их произношение скороговорки и оценивает. - Это было интересно / Стоит поработать над этим немного ещё / Для первого раза неплохо. - Итак, вернёмся к началу нашего урока. - Что мы с вами в начале урока разгадывали? - И что у нас получилось? - Да, у нас с вами получилась пословица про друзей. «Легко друзей найти, да трудно сохранить» - Посмотрите на иллюстрации на экране и скажите, как может быть связана эта пословица про друзей и эти картинки? - Верно. А кто-нибудь знает, как называется это произведение? - Да, это очень здорово, что ты знаком(а) уже с ним. - Сегодня мы как раз познакомимся с этим произведением. - Сейчас посмотрите на экран и скажите, что вы видите справа и слева? - А к каким жанрам они относятся? ЕСЛИ ТРУДНОСТИ - Особенностью произведений слева будет то, что в них есть различные вымышленные персонажи, волшебство и тому подобное. А произведения справа более приближены к реальности, там нет волшебства, но есть много персонажей, история которых постепенно раскрывается. Как вы думаете что это? - Да, всё верно. Это сказка и повесть. Но наше произведение «Маленький принц» одновременно относится к этим двум жанрам. - Но как одно произведение может иметь отношение к двум жанрам? | Слушают учителя Повторяют за учителем движения 3 раза Слушают учителя - Спокойное, медленное Называют правила работы в паре Работают в паре Соревнуются Отвечают - Ребус - Пословица про друзей - У мальчика появился друг и ему он старается сохранить дружбу - Маленький принц - Произведения - Сказка и повесть - Сказка и повесть - Не знаем | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРП: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям) Формы контроля: внешний | - Хм, хорошо. Тогда кто может сформулировать сегодняшнюю тему нашего урока? - Да, тема нашего урока звучит так: Жанровые особенности сказочной повести. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». - Вот такая необычная тема урока. - А какую цель мы тогда поставим перед собой? - Давайте проверим. - Отлично! - Перед вами план нашего сегодняшнего урока, но он перепутан. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, в каком порядке он должен быть? - Сейчас посмотрим, правильно ли мы его составили. - Хорошо. | - работа с произведением «Маленький принц» и его жанром - узнать, что такое сказочная повесть, прочитав произведение «маленький принц» Проговаривают план 1) узнать, что такое сказочная повесть и её особенности 2) познакомиться с автором Антуаном де Сент-Экзюпери 3) прочитать произведение «Маленький принц» | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы работы: фронтальная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям) Формы контроля: внешний | - Антуан де Сент-Экзюпери. Так необычно звучит его имя. Впрочем, и судьба у него тоже была необычная. - Родился он 29 июня 1900 года во Франции. - Всё детство его называли «Король-Солнце». - Как вы думаете почему? - Его так называли, потому что у него были рыжие волосы, но в целом, его это и не обижало. В 12 лет Антуан впервые поднялся в небо на самолете — и это определило его судьбу. Хотя сперва это было не таким уж очевидным — он то посвящал всё свое время животным, то становился конструктором-изобретателем, то гипнотизёром, то фокусником. И даже поступил в Академию изящных искусств, чтобы изучать архитектуру. - В его жизни случались невероятные события и совпадения, у него была душа романтика и философа, он умел доступно рассказать об удивительных вещах и явлениях, о необходимости беречь мир, в котором мы все живем. - Он всегда говорил: «Детство — этот огромный край, откуда приходит каждый. Я родом из моего детства, словно из какой-то страны…». - У него было две страсти – литература и авиация, и благодаря именно литературе он и прославился на весь мир. Он написал несколько произведений, но мировую популярность завоевал благодаря одному – «Маленькому принцу». - Сейчас открываем учебник на странице 70-71. - Перед вами фотография мальчика и название произведения «Маленький принц» - Как вы думаете, о чем оно будет? - Хорошо, мы с вами это скоро узнаем. - А что вы заметили в тексте особенное? - Некоторые слова выделены. Сейчас я прочитаю отрывок произведения, а ваша задача внимательно слушать и ответить на вопросы: 1) эти выделенные слова относятся к одному и тому же растению или к разным? 2) какое название у этого растения? 3) почему оно не названо в тексте? - Я начинаю читать, следим и слушаем все внимательно, потому что я могу остановиться в любой момент, и кто-то другой может продолжить читать, если будет отвлекаться. Начинает читать текст - Так мы узнали немного из жизни маленького принца и о его рассуждениях. Кто готов ответить на первый вопрос? Спрашивает ответы на все вопросы | - Предположения детей Открывают учебник - О маленьком волшебном мальчике - Некоторые слова выделены Отвечают на вопросы 1) к одному 2) роза 3) потому что он воспринимал её не просто как розу, а что-то очень красивое и волшебное, поэтому описывал другими словами. | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы работы: фронтальная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения) Формы контроля: внешний | - Как мы уже говорили ранее, «Маленький принц» содержит в себе черты и сказки, и повести. Из этого появляется особенный, новый жанр - сказочная повесть. - Давайте разберём это понятие. Что такое сказка? - Давайте сравним ваш ответ и мой. Кто прочитает? - Хорошо, разобрались. А что такое повесть? - Давайте сравним ваш ответ и мой. Кто прочитает? - Отлично. И из этого у нас появляется новый жанр – сказочная повесть. Он собирает в себе некоторые черты сказки и повести. Так у нас появляется определение сказочной повести, как жанра. - Прочитай определение. - Сейчас на слайде будут появляться различные признаки, а ваша задача соотнести их либо к сказке, либо к повести. - Давайте проверим ваши ответы. - Думаю, мы с вами справились! - А какие из этих признаков подходят к сказочной повести? - Как я уже говорила, этот жанр действительно содержит в себе некоторые черты и сказки, и повести. Но какие именно вы можете посмотреть на слайде. - Кто нам их прочитает? - Отлично. | - это вымышленная история, рассказ. Сказка-это лит. произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных персонажей. - это рассказ, в котором рассказывают реальные истории из чьей-то жизни Повесть-это худ. произведение с небольшим кол-вом персонажей, описывающее какие-либо события. Читает определение Сказочная повесть - прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме. Соотносят признаки - Не знаем / Все как у сказки и повести Читает особенности жанра - Жанровые особенности сказочной повести: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя, элементы противостояния добра и зла, волшебные герои. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Физкультминутка (1 мин) проводится на 20-ой минуте урока, но не прерывая выполнение учебного задания! | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы работы: индивидуальная, парная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения) Формы контроля: внешний, взаимоконтроль | - Сейчас отложите учебники. Берём только ручку и листок. В правом верхнем углу пишем имя и фамилию. - Ваша задача убрать лишние особенности, которые НЕ подходят к сказочной повести. Можете их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести, как вам удобно. Также там есть вопрос, для самых внимательных. Кто правильно уберёт лишние особенности жанра и ответит на этот вопрос, можете подойти ко мне, я проверю ваши работы. У вас на это 3 минуты, можете начинать. - Время вышло. Обменяйтесь с вашим соседом по парте работами. - Теперь сверьте ваши ответы с моими. Поставьте +, если всё верно, и знак ?, если что-то не сделано. - Хорошо, теперь с последней парты на первую работы передаем. | Записывают ФИ на листочках Выполняют с/р Убирают лишние особенности и отвечают на вопрос «Как называли писателя Антуана де Сент-Экзюпери в детстве и почему?» | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения) Формы контроля: внешний | - Мы познакомились с отрывком из произведения «Маленький принц». А скажите, какие особенности сказочной повести это произведение содержит? Кто что заметил? - Хорошо. - На странице 73 у нас ещё остались внизу вопросы. - По каким приметам можно безошибочно узнать цветок, который появился на планете Маленького принца? Найди описание того, как бутон готовился стать цветком. - У вас минута, чтобы найти это в тексте и ответить. Проверяет ответы - Отлично. А как менялось отношение Маленького принца к цветку? Что вы заметили в его отношении? - К какому важному выводу пришёл Маленький принц в конце концов? Этот вывод касается цветка или самого Маленького принца? - Мы с вами в начале урока говорили про пословицу «Легко друзей найти, да трудно сохранить» - Как вы понимаете её сейчас, после «Маленького принца»? - А как вы думаете, эта пословица подходит к этому произведению? Почему? - Я думаю, что подходит | - Реальные переживания героев, много событий, сказочные герои Отвечают, приводят примеры из текста - Сначала он был рад, потом расстроен. Он раздражался, а потом сожалел. Ответы детей Ответы детей | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы работы: фронтальная, индивидуальная Методы: наглядно-зрительные (использование наглядных средств), словесные (вопросы детям), практические (упражнения) Формы контроля: внешний | - А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали? - Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы! - Какая была у нас цель урока? - Мы её достигли? - Посмотрите на экран и продолжите фразы: Раньше я думал(а)… Теперь я знаю… Мне было интересно… - Спасибо за урок! | - Ответы детей - Узнать какие бывают род связи - Да! | УУПД: представлять информацию в разных формах; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» 3 класс
Конспект урока...
Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...
Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...
Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "У мальчика Юры ужаснейший насморк - Есеновский М." ( УМК: "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Тема урока: Есеновский М. «У мальчика Юры ужаснейший насморк»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процес...
Технологическая карта урока литературного чтения "Виды рифм. Самуил Яковлевич Маршак: «Как поработала зима»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) формировать представление о разных видах рифм.Предметные:знать...
Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...