Технологическая карта урока по литературному чтению «Изучение нового раздела «Я и мои друзья». В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду», 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Исаева Анастасия Станиславовна

Тема урока: «Изучение нового раздела «Я и мои друзья». В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать стихотворные тексты, умение характеризовать лирического героя.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с новым разделом учебника «Я и мои друзья».

 

2. Формировать умение анализировать лирический текст и сравнивать его с другими произведениями.

3. Формировать умение выразительного чтения.

 

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся навык выразительного чтения, передавать настроение с помощью интонации

2. Развитие у обучающихся умения выделять главную мысль произведения.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, по­ложительные качества личности.

2. Развитие фантазии и творческого проявления в составлении рассказа с опорой на картинки.

УМК: «Школа России», Литературное чтение. 2 класс. 2 часть - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс:

Урок: 1

Время: 13:00-13:40 Кабинет: 204

Студент: Исаева Анастасия Станиславовна

Группа: 35

Учитель: Копанева Яна Михайловна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «Изучение нового раздела «Я и мои друзья». В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции: умение анализировать стихотворные тексты, умение характеризовать лирического героя.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с новым разделом учебника «Я и мои друзья».

2. Формировать умение анализировать лирический текст и сравнивать его с другими произведениями.

3. Формировать умение выразительного чтения.

  • Предметные:
  • 1. Учиться анализировать и сравнивать стихотворения из нового раздела «Я и мои друзья»: В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду».
  • 2. Учиться выразительно читать.
  • 3. Учиться составлять рассказ, опираясь на серию картинок.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся навык выразительного чтения, передавать настроение с помощью интонации.

2. Развитие у обучающихся умения выделять главную мысль произведения.

Личностные:

  • 1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

2. Формирование правильного настроя на крепкую и надежную дружбу.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

2. Развитие фантазии и творческого проявления в составлении рассказа с опорой на картинки.

УМК: «Школа России», Литературное чтение. 2 класс. 2 часть - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Станиславовна и сегодня и проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Сложите руки лодочкой. А теперь закройте глаза и прижмите их к груди. Представьте, что вы прижимаете к себе теплый солнечный лучик. Он дарит вам силы и хорошее настроение. А теперь откройте глаза и дайте соседу «пять», поделитесь с ним хорошим настроением.

Теперь тихонечко садитесь.

- Сегодня за правильные ответы вы будете получать фишки! В конце урока вы сможете обменять их на отметку.

#1055;риветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете?

Книга - лучший друг человека.

- Совершенно верно! Книга – это наш друг, который сопутствует нам всю жизнь и многому учит. Как вы понимаете слово сопутствует?

- Наш учебник – тоже наш друг. Вместе с ним мы познаем новое, грустим и радуемся, путешествуем вместе с героями произведений.

- Часть пути вы уже прошли вместе с ним. Кто скажет, как назывался раздел, который вы закончили на прошлом уроке?

- Давайте вместе вспомним, каких же писателей вы изучили. Внимательно посмотрите на экран. Вам нужно по отрывку или картинке определить название произведения и его автора.

1. «Федорино горе», Корней Чуковский (картинка).

2. «Кот и лодыри», Самуил Яковлевич Маршак (чтение учителем).

3. «Живая шляпа», Николай Носов (картинка).

4. «Мы не заметили жука», Агния Львовна Барто (чтение учителем).

1. Чтение чистоговорки.

- Хорошо. А теперь давайте прочитаем чистоговорку. Сначала прочтите про себя.

2. Отвечают на вопросы учителя

Ответы детей.

- Быть спутником, идти вместе.

- «Писатели – детям».

Чтение учителем. Чтение учителем и детьми по рядам.

чистоговорка.jpg

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

Ребята, кто уже догадался, о чем будут произведения сегодня на уроке?

- Верно, новый раздел, который мы начинаем сегодня, называется «Я и мои друзья».

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока

- Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Изучим….

- Узнаем….

- Будем учиться….

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- Я случайно нажала не на ту кнопку и план перепутался. Помогите мне его восстановить.

- Повторим изученное.

- Построим план.

- Узнаем новое.

- Подведем итог

- Какой этап мы уже выполнили?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- О дружбе.

Тема: «Я и мои друзья»

Цели:

1. Изучим новые стихотворения.

2. Узнаем, что такое дружба.

3. Будем учиться выразительно читать.

Восстанавливают план.

- Повторили изученное и построили план.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

«Открытие детьми нового знания»

(5 - 7 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

#1054;рганизовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Откройте учебники на странице 74. Найдите стихотворение Валентина Берестова. Какие произведения этого автора вы знаете

***************************

Валентин Берестов – писатель и поэт. Уже в 4 года он научился читать, а немногим позже начал писать первые стихи. Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”. Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.

***************************

- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос, как же удалось подружиться ребятам?

- Когда я буду читать, вы будете карандашами в учебнике отмечать паузы. Если пауза короткая, то ставите одну черточку, если немного длиннее, то 2 черточки, если очень длинная, 3 черточки. Так же подчеркивайте главные слова в строчке, которые я выделяю голосом.

Чтение учителем. Чтение всем классом вслух вместе с учителем.

За игрой

Мы ссорились,| мирились|
И
спорили порой,|
Но очень
подружились|
За нашею
игрой.|||

Игра игрой сменяется,|
Кончается игра,|
А
дружба не кончается,|
Ура! | Ура! | Ура! |||

Сверка партитуры.

- С чего же может начаться дружба?

- Почему дружба не заканчивается, когда кончилась игра?

- Как вы думаете, какие чувства испытывает герой стихотворения?

- Как надо читать это стихотворение?

- Прочитайте выразительно.

2 человека читают выразительно.

- Теперь найдите второе стихотворение, его написала Эмма Мошковская. Что вы о ней знаете?

Эмма Мошковская с детства любила и умела петь, поэтому свою жизнь решила связать с песнями, но иногда писала стихи и песенки для друзей. Однажды она решилась отправить несколько стихотворений в детский журнал «Мурзилка». Эти стихи получили высокую оценку Маршака и Чуковского. А через 2 года поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».

- Возьмите руки в карандаши. Какое чувство испытывает герой этого стихотворения?

Обида

Я ушёл в свою обиду |
И сказал, что я
не выйду.|
Вот не выйду
никогда!|
Буду жить в ней все года!|||

И в обиде я не видел
ни цветочка,| ни куста…||
И в обиде

Я обидел
и щеночка, и кота…|||

Я в обиде
Съел пирог|
и в обиде
я
прилёг,|
и
проспал в ней два часа.|
Открываю я глаза…||
А она куда-то
делась!|
Но
искать|
не захотелось.|||

Сверка партитуры.

- Как вы считаете, оно грустное или веселое? Почему вы так думаете?

- Как мальчик решил свою проблему? Почему он перестал обижаться?

- А что делаете вы, если вас обидели?

- Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас ХОТЕЛИ обидеть?

- Что вы посоветуете своим друзьям, если они надулись, отвернулись и «живете» в своей обиде, как герой этого стихотворения?

Как надо читать это стихотворение?

- Прочитайте выразительно.

2 человека читают выразительно.

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

КРИТЕРИИ:

1) соблюдение пауз;

2) выделение важных слов голосом;

3) темп.

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Слайд

Слайд

Первичное закрепление

(4-5 мии)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

- Как вы думаете, почему эти стихотворения поместили на одну страницу? Чем они похожи?

- А чем отличаются?

- Давайте сравним их.

На слайде таблица. Дети вписывают туда характеристику и дублируют ее в тетрадь.

- Кто из этих героев обладает качествами настоящего друга? с кем бы вы хотели дружить?

1. Выполняют задание и объясняют.

Отвечают на вопросы.

Герой первого стихотворения незлопамятный, дружелюбный, верный друг (т.к. остался им даже после ссоры).

Герой второго стихотворения обидчивый, злопамятный, обижает других.

УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

#1054;рганизует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

#1042;ыполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Парная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

#1054;рганизует самостоятельную работу.

- Откройте учебник на странице 73. Прочитайте задание.

- В парах сочините рассказ по картинкам.

минуты

- Так ли поступают настоящие друзья? Как бы вы поступили на их месте?

#1042;ыполняют самостоятельную работу.

Один ребенок читает вслух.

Выполняют задание

2 пары выходят и рассказыввают ребенок рассказывает.

УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Вклю

чение в систему знаний, повторение

(7 - 8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Сейчас вы будете работать в группах. Сидящие за первой партой поворачиваются ко второй, за третьей – к четвертой, за пятой – к шестой.

- Я хочу проверить, а сможете ли вы собрать рассыпавшиеся пословицы.

УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

- Какой раздел мы сегодня начали изучать?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Какое стихотворение сегодня понравилось вам больше
и почему?

- О каких человеческих качествах и поступках мы сегодня говорили?

- Спасибо за урок!

#1040;нализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Тема: «Я и мои друзья»

Цели:

1. Изучим новые стихотворения.

2. Узнаем, что такое дружба.

3. Будем учиться выразительно читать.

УУРД:

Оценивать свою работу


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) "Стихи Э. Мошковской"

Краткое содержание структуры урока с УУД к УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»

Методическая разработка урока литературного чтения  во 2 классе в виде технологической карты...

Конспект урока. Тема: «В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская , «Я ушёл в свою обиду…», 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков литератуного чтения....

Технологическая карта урока по литературному чтению, "Обобщение по разделу "Писатели - детям"", УМК "Школа России", 2 класс

Цель урока: расширение и углубление знаний детей о разделе "Писатели - детям".Задачи урока:Дидактические:1. Углубить знания обучающихся о разделе "Писатели - детям".2. Расширить зн...