В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мачулина Любовь Алексеевна

Цель урока: Раскрытие особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского (в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»)

  • Задачи:
  • - знакомства с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • - развития читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме;

 - раскрытия смысла художественного произведения;

-совершенствования умения выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока литературного чтения: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

3 класс


Цель урока: Раскрытие особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского (в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»)

  • Задачи: 
  • - знакомства с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • - развития читательского умения сравнивать произведения, близкие по жанру, теме;

 - раскрытия смысла художественного произведения;

-совершенствования умения выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

 Планируемые результаты

Личностные:

- осознание значимости отобранного материала;

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД:

- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

продолжить работу с особенностями литературной сказки и сопоставление ее с народной сказкой;

- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

- выведение алгоритма действий.

Ход урока

1.Орг. момент.

Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок,

Предлагаю вам начать

Сегодня сказку почитать.

2. Эмоциональный настрой. Сообщение темы и цели урока.
Звучит музыка из фильма «Морозко»
 
- Что вы представляете, когда слышите эту музыку?
Учитель:                                                                                                                                                                                                                                                                       Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо 
Падает, ложится…
На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему?
 

 Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке?  (ответы учащихся)                                                                                                                                                                                                                                                  - Какие учебные задачи вы будете решать сегодня на уроке? ( ответы учащихся)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Сегодня на уроке вы закрепите свои навыки выразительного чтения, умение понимать и анализировать содержание сказки, умение различать жанры народной и литературной сказки, выполнять творческие задания.  А от того, как вы будете сегодня работать, зависит, будет ли наша ёлочка на доске украшена. Поможем ей стать нарядной? ( за каждый правильный ответ на ёлке будет появляться снежинка). 

Учитель: 

Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком лепили, 
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег, 
Вышла кукла лучше всех.

- Как катаются снежки?
- Представьте, что вам случайно попали снежком за воротник, вы съежились, а потом отогрелись и расслабились.
- Все дети любят играть, а еще любят сказки. 
- Вам нравятся сказки? За что вы их любите?
 

3. Работа над сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Учитель: Сказки - мудростью богаты
Сказке - скажем “Приходи”!
Это присказка ребята
Но, а сказка впереди.

Учитель: Что же такое СКАЗКА? (ученик работает с кластером у доски)
Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.
Учитель: Какие виды сказок вы знаете?
Дети: (рассказывают о видах сказок, в чем особенность построения сказок).

-  Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал эту сказку Владимир Фёдорович Одоевский.

Работа с портретом В.Ф. Одоевского.  

- Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.                                                                                                                                                                                                  - Посмотрите на его портрет.                                                                                                                                                                                                                                                - Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать, каким вы себе представляете этого человека в жизни?                                                                               

- Представьте что у вас есть возможность встретится с автором. О чём бы вам хотелось его спросить?                                                                                                                  - Прежде чем начать работать, давайте каждый вслушаемся в себя, определим сейчас настроение и попытаемся выразить его.

- Сегодня на уроке мы увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются.

- Как вы думаете: из какой народной сказки родилась авторская сказка «Мороз Иванович»?

Работа с эпиграфом.                                                                                                                                                                                                                                                                   - Вчитаемся в слова эпиграфа. Эпи́граф (от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.  «Нам даром без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся».                                                                                                   – Попробуйте объяснить смысл этих слов. 

4. Первичное восприятие.

(Дети слушают аудиозапись сказки)

5.Физминутка:
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.

6. Проверка первичного восприятия.
- Назовите автора сказки.

- Назовите  героев сказки.

-Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница)
Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).
Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельницы? 
Так какая она была? ( Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное)
Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Какой портрет вы бы нарисовали?                                                                              

 Портрет Ленивицы. Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т.е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень.) Когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.) 

7. Сравнение сказки Одоевского с русской народной сказкой «Морозко».

Учитель: На какую русскую народную сказку похожа сказка Одоевского? К какому виду сказок можно отнести эти две сказки? Докажите. (чудесные предметы: пирожок и яблочки; сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух; волшебное место действия: дом Мороза Ивановича).

Учитель: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? (В ходе  обсуждения ведется работа в таблицах на партах). После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
героини – резко противопоставляются по характеру
финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

Учитель: Чем различаются эти сказки? Заполнение таблицы.(заполнение начинается на уроке, а заканчивают учащиеся дома)

Домашнее задание: дочитать сказку и закончить заполнение таблицы.
«Морозко»


«Мороз Иванович»


1. Падчерица и родная дочь 


1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья


2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее 


2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама


3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу 


3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность


4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо 


4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность


5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо 


5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость


6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. 


6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана


Вывод: : писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями: 
Сюжетом: (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
Местом действия:(в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
Характерами героинь: Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем: Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой: гуманной и нравоучительной. 

8. Рефлексия. Оценки Мороз Иванович заморозил и превратил в снежинки. Посмотрите и оцените свою работу (на экране появляются снежинки и дети поднимают руки). 

9.Итог урока.

- Кого из героев вам хотелось бы сыграть? Почему?

- Что вам помогли открыть в себе самом герои этого произведения?

- Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"

Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207)  для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Урок чтения В.Ф. Одоевский "Мороз иванович". 3 класс

Урок-обобщение по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз иванович."...

Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз  Иванович»           - развитие навыков различать народную сказку от авто...