Сказка. В.Ф.Одоевский Мороз Иванович"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МАОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа
Урок чтения в 3-м классе
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Учитель Медведева Любовь Николаевна
г. Домодедово, мкрн. Барыбино
Тема: Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: учить анализировать, сравнивать, читать выразительно, проанализировать
содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Ход урока.
1.(На доске слайды зимнего леса и звучит песня «Зима»)
Учитель: Ребята, пойдемте в зимний лес. Как здесь красиво! Какие деревья вы видите? Какой лес? Почему? Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу. А чьи это следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.
(Инсценировка, принимают участие ребята и Дед Мороз.)
Р.: Здравствуй, дедушка.
Д.Мороз: Здравствуйте, ребята. Чтобы войти ко мне, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках. (ребята отрывают снежинки и читают загадки)
а) Снег на полях, лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?(зимой)
б) Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
в) Он слетает белой стаей и сверкает на лету
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)
г) Жил я посреди двора, где играет детвора,
Но от солнечных лучей превратился я в ручей ( снеговик)
д) Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (вьюга)
е) Вырос лес- белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (морозный узор на окне)
ж) Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес. (морозный узор)
з) Летели гуси, нароняли белого пуха. (снег и тучи)
и) Стоят старички, на них белые колпачки: ни шиты, ни мыты, ни вязаны.(пни под снегом)
Д.Мороз: Молозцы, ребята, вы отгадали все загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?
Ребята: Мы ученики 3 класса Барыбинской школы. А вы кто?
Д.Мороз: Что не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?
( Учащиеся рассказывают стихи о морозе)
М.И.: Спасибо. А сейчас садитесь, я вам расскажу одну историю.( Учащиеся читают сказку «Мороз Иванович»)
2.Чтение сказки и работа над ее содержанием.
Мороз Иванович: Расскажите, ребята, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали? Что говорят о девочках их имена? Докажите, что каждой девочке подходит ее имя, найдите фразы из текста.
Рукодельница: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась,за дело принималась.
Ленивица: в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переворачивалась.
- «Какова работа, такова и награда». Кто в этой сказке так говорит? Как работала каждая девочка и как их наградил Мороз Иванович?
- Когда Ленивица подала свое кушанье Морозу Ивановичу, он сказал: « хорошо ты готовишь», - и улыбнулся. Почему улыбнулся Мороз Иванович? Он действительно похвалил Ленивицу? Насмешка под видом похвалы называется иронией.
М.И.: Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я держу зеленую травку под снегом?
- Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?
- Вы много рассказывали о зиме. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихи о зиме? ( уч-ся рассказывают стихи о зиме, которые они учили в 3-м классе)
М.И.: Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.
- Кого у окошка считала Ленивица?
- Куда упало ведро?
- Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней …
- с чем был пирожок?
- Чем вынимала рукодельница пирожки?
- Какие яблоки росли на дереве?
- Что ел Мороз Иванович?
- Сколько дней попросил прослужить Мороз Иванович Рукодельницу?
- Из чего сделан дом Мороза Ивановича?
- Из чего перина Мороза Ивановича?
- Что за диковинка была у Мороза Ивановича?
- Какая вода в колодце?
- Какое кушанье приготовил Мороз Иванович?
- Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице?
- Какой подарок получила Ленивица?
- Из чего был подарок Ленивицы?
- Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой?
- Как Мороз Иванович называл свой колодец?
- Кто первый встретил Рукодельницу?
3.Домашнее задание.
Стр.196-207 прочитать сказку и пересказать.
4. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207) для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....
Кроссворд по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Кроссворд помогает проверить знания учащихся по содержанию сказки....
Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....
Урок по литературному чтению во 2 классе.Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Класс: 2.Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Оборудование. Портрет В.Ф. Одое...
урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"
Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации....
Тест по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович" 3 класс
Тест по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович" 3 класс с ответами УМК "Школа Росcии"...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...