Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук
Задачи урока:
Дидактические:
1) закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков;
2) формировать умение характеризовать согласные звуки [з], [з’];
3) формировать умения читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук;
4) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.
Развивающие:
1) развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов.
2) развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
1) воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.
2) воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_17_11.docx | 125.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 17.11.2023 Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска»Класс: 1 кад. Урок: 1 Время: 8:00-8:35 Кабинет: 105 | Студент: Зарипов Данияр Альфритович Группа: 45 Учитель: Долгих Антон Александрович Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление»
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) закрепить знания об отличии гласных звуков от согласных звуков; 2) формировать умение характеризовать согласные звуки [з], [з’]; 3) формировать умения читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук; 4) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания. | Предметные: 1) учиться отличать гласные звуки от согласных; 2) учиться характеризовать согласные звуки [з], [з’]; 3) учиться читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звук; 4) учиться выполнять звуко-буквенный анализ. |
Развивающие: 1) развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов. 2) развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету. | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2) формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе. 2) воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения. |
УМК: «Школа России», Русский язык. Азбука : 1-й класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2023.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределения к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, товарищи кадеты! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. 2. Создаёт эмоциональный настрой. -Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной: - «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.» Откройте глаза. Приступаем к работе. 3. Объяснение хода самоанализа на уроке. -Дети, кажется к нам за помощью обращается Дядя Федор – герой сказки «Простоквашино»: «Я совершил очень много ошибок. Помогите мне их исправить!» - Чтобы сегодня показывать Дяде Федору свою готовность, согласие \ несогласие, а также оценивать свою работу на уроке мы будем использовать с вами цветные карандаши: Зеленый цвет – согласны, готовы, выполнили свою работу отлично; Желтый – частично согласны, выполнили свою работу хорошо; Красный – не согласны, не готовы, не справились с работой. - Все понятно? 4. Контроль за посадкой обучающихся. - А для того, чтобы помочь Дяде Федору, вам необходимо стать примерными учениками. Сели все ровненько, спина прямая, ноги на полу, руки на парте. | 1. Приветствуют учителя. Выполняют движения, выражают настроение | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться. УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Слайд |
Актуализация знаний и мотивации (5-7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: Внешний контроль | 1. Актуализация знаний обучающихся по теме урока. -Ребята, посмотрите на экран. Что вы здесь видите? -Дядя Федор не знает, что это такое и что там находится. Давайте ему расскажем! -Сколько гласных букв вы знаете? -Молодцы! Кто знает, почему буква И находится на нижней строке ленты, а остальные гласные буквы на верхней? -Какие согласные буквы вы знаете? -Кто может сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных? -Отлично! Кто знает, почему буквы Н, М, Л, Р, В на верхней строке ленты?
-Ребята, как можно понять согласный звук глухой или звонкий? -Отлично! Дядя Федор теперь знает о согласных и гласных буквах! Но он совсем не знает букв, поэтому часто допускает ошибки. - Какие знания сейчас мы с вами закрепили? | - Ленту букв - 6 -Потому что буква И обозначает мягкость предшествующего согласного звука, а остальные твёрдость. -При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом. - Потому что буквы Н, М, Л, Р, В являются звонкими согласными. -Нужно приложить пальцы к горлу и произнести звук. Если чувствуем вибрацию – звонкий, если вибрации нет – глухой. - Что такое лента букв, какие буквы на ней расположены. | УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. -Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую букву и звук вы изучили совсем недавно? -Верно! Давайте произнесем звуки [з], [з’] хором. -Что мы чувствуем, когда произносим эти звуки? -Тогда какие это звуки? -Итак, с какими звуками мы продолжим работать? -Посмотрите, пожалуйста, на экран и вставьте пропуски. Тема урока: «Звуки […],[…], буква …» -Попробуйте продолжить цель урока. Закрепить знания о … - Также составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили. Продолжите фразы: 1) Вспомним характеристику звуков […],[…], букву … 2) Будем читать слова с буквой … 3) Сделаем …. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -Буква «з», звуки [з], [з’]. Произносят звуки [з], [з’]. -Преграду. -Это согласные звуки. -Со звуками [з], [з’]. - «Звуки [з], [з’], буква «з» -Закрепить знания о звуках [в], [в’], букве «в». -План: 1.Вспомним характеристику звуков [з], [з’] и букву «з» 2.Будем читать слова с буквой «з» 3.Сделаем выводы. | УУПД: Формулировать цель УУРД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Слайд |
Коррекция знаний и способов действий (10 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Показ презентации Внешний контроль | - Откройте учебники на с. 94. У Дяди Федора для вас есть задание: «Прочитайте тексты. Озаглавьте их.» - Кто начнет читать? После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним. - Рассмотрите подробнее первое предложение. В каком слове встречается буква «з»? - Проанализируем данный звук. - Какой он? - Как вы определили, что он твердый парный? - В каком еще слове встречается буква «з»? - Охарактеризуйте данный звук. - Переходим ко второму предложению. В каком слове есть буква «з»? - Есть ли отличие в звучании слов «ваза» и «вазе»? - Охарактеризуйте данный звук. - Почему он мягкий парный? - Есть ли еще слова с буквой «з» в первом тексте? - Как мы можем озаглавить этот текст? - Перейдем ко второму тексту. Кто хочет начать чтение? После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним. - Есть ли в первом предложении слова с буквой «з»? Если да, то какое слово? - Скажите Дяде Федору, пожалуйста, почему слово «Зина» пишется с заглавной буквы? - Охарактеризуйте звук [з] в данном слове. - Какое еще есть слово с буквой «з»? - Какова характеристика звука в данном слове? - Осталось всего одно слово с буквой «з» в тексте. Кто быстрее всех найдет и прочитает это слово? - Охарактеризуй звук. - Что мы сейчас вспомнили? Какие знания закрепили? Можем ли мы работать дальше? Кто считает, что он хорошо проработал поднмите карандаш зеленого цвета. - Продолжим нашу работу. Дядя Федор предлагает нам поработать с текстом на с. 95. Давайте мы его прочитаем. После каждого прочитанного предложения одним учеником, весь класс читает хором вслед за ним. - Давайте найдем слова с буквой «з» в данном тексте. Какие это слова? - Назовите слова, в которых буква «з» будет обозначать звук [з]. - Каким будет звук [з] в данных словах? Охарактеризуйте его. - А какое у нас осталось слово? А почему? - Охарактеризуйте звук [з’]. - Что мы сейчас вспомнили? Какие знания закрепили? Можем ли мы работать дальше? Оцените свою работу с помощью карандашей. | Чтение первого текста. - Зои. - Согл., звон. парн., тв. парн. - После него стоит звук [о], который обозначает твердость последующего согласного звука - Ваза - Согл., звон. парн., тв. парн. - Вазе - Да, в первом случае звук [з] твердый, а в другом – мягкий. - Согл., звон. парн., мягк. парн. - После него стоит звук [’э], который обозначает твердость последующего согласного звука - Нет - «Астры», «Ваза» Чтение первого текста. - Зина - Потому что это имя человека. - Согл., звон. парн., мягк. парн. - Розы - Согл., звон. парн., тв. парн. - Розовые. - Согл., звон. парн., тв. парн. - Лиза, знает, разные, сказки, Зина, сказку, козлике, рассказала. - Лиза, знает, разные, сказки, сказку, козлике, рассказала. - Согл., звон. парн., тв. парн. - Зина. Т.к. в этом слове звук [з’], а он мягкий. - Согл., звон. парн., тв. парн. | УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУПД: определять количество слогов в слове. УУКД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц. | Слайд |
Динамическая пауза (0,5 мин) - По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Парная Группа словесных методов: слово учителя Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует самостоятельную работу -Дядя Федор: «Я вам предлагаю проверить знания!» -Ребята, вы очень хорошо работаете, поэтому я думаю, что с лёгкостью справитесь с самостоятельной работой. -Посмотрите, пожалуйста, на 2 задание на с. 94. Даны три столбца слов. -Вам нужно составить схемы слов. 1 ряд составляет схемы к словам «кактус» и «астра», 2 ряд – «пион» и «роза», 3 ряд – «ирис» и «мак». Работаем в парах. -У вас есть 3 минуты, чтобы выполнить это задание. 2. Организует самопроверку по эталону. -Ваше время вышло! -Верно! Проверьте свою работу по эталону на экране. -Отлично! Встаньте, кто не допустил ни единой ошибки. -Поднимите руки, кто допустил ошибки. -В чём была ошибка? -Исправь её. -Дядя Федор: «Какие вы молодцы! Отлично справились!» | 1. Выполняют самостоятельную работу. 2. Выполняют самопроверку по эталону. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Слайд |
Включение в систему знаний (8 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | - Посмотрите на экран. Как вы считаете, что из перечисленного нам помогает справляться с заданиями. - Давайте посмотрим фрагмент мультфильма (23:00-24:50), и вы мне скажете, какое качество помогает как нам, так и Дяде Федору и его друзьям. 1. Организует повторение ранее изученного материала. - Теперь давайте вспомним и расскажем о букве «з» и звуках [з], [з’] Дяде Федору. - Какими звуками являются [з], [з’]: согласными или гласными? - Почему они являются согласными? - Данные звуки звонкие парные или глухие парные? - Какой из данных звуков является твердым парным, а какой – мягким парным? - Теперь вспомним ленту букв. Как вы считаете, на какой линии будет стоять буква «з»? - Назовите слова со звуком [з]. - А теперь с буквой [з’]. - Дядя Федор: «Кажется, я всё понял! Давайте подведём итоги!» | - Дружба, трудолюбие, помощь, командная работа. - Помощь другим 1. Ответы обучающихся. - Согласными - Потому что когда мы произносим данные звуки, воздух во рту встречает преграду. - Звонкие. - [з] – тв., парн. [з’] – мягк. парн. - На верхней, т.к. это согл., звон. - Звонок, заря. - Зеркало, зебра. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Слайд |
Рефлексия деятельности 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Беседа | 1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии. -Ребята, мы смогли помочь Дяде Федору освоить тему! - А что именно? -Какая тема была сегодня на уроке? -Верно, а какую цель мы ставили на урок? -Поднимите карандаш соответствующего цвета, кто считает, что мы достигли поставленной цели. -Посмотрите на экран. Продолжите фразу: Я сегодня вспомнил(а)… Я смог(ла) выполнить… Больше всего мне понравилось… - Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | - Знания о звуках и буквах -Звуки [з], [з’], буква «З», -Закрепить знания о звуках [з], [з’], букве «З». Самооценка собственной деятельности на уроке. | УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка. | Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [р][р\'], буква Р» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления учащих с согласными звуками [р][р'] и буквой Р.Задачи урокаДидактические:Познакомить с буквой «Р»Познакомить с признаками согласных звуков...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...
Технологическая карту урока обучение грамоте «Звук [б], [б’]. Буква Б, б. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о букве Б, б.Планируемые результатыПредметные:1.Различать понятия «звук» и «буква».2. Составлять предложение из набора форм ...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [в], [в’], буква «В, в». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [в], [в’] и читать слова с буквой В(в).Планируемые результаты:Предметные:Уметь вычленять звуки из слова.Уметь различать понятия...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [л], [л’], буква «Л, л». Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: закрепление умения характеризовать звуки [л], [л’], находить букву «л» в словах.Задачи урока: Дидактические:1. Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласн...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [в], [в’]. Буква В, в. Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: закрепление умений у обучающихся характеризовать звуки [в], [в’] и читать слова с буквой В (в).Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:закрепить знания об отличии гласных зву...