Урок по литературному чтению,3 класс,тема: «В.П.Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

Чтение с остановками, чтение с пометами, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, корзина идей, мозговой штурм, цветок настроения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок39.91 КБ

Предварительный просмотр:

     Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

на тему: 

«В.П.Астафьев «Капалуха»

                                                                                      

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока:     познакомить   обучающихся    с  жизнью   и   творчеством   В. П. Астафьева, с новым рассказом «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • умение прогнозировать содержание по названию произведения;
  • умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
  • умение определять основную мысль;
  • умение определять жанр произведения;
  • умение составлять план произведения;
  • умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Метапредметные:

  • умение понимать цель и задачи учебной деятельности;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.

Личностные:

  • осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
  • сравнение поступков героев со своими собственными.

Задачи:

Развивать интерес к чтению, расширять словарный запас.

Развивать мышление, память, внимание, воображение.

Воспитывать доброту, сострадание, любовь к животным.

Технология:  развитие критического  мышления через чтение (  выделять  главное в тексте и причинно-следственные связи;  понимать, как различные части информации связаны между собой;  рассматривать новые  знания в контексте уже имеющихся; выражать свои мысли  ясно, уверенно; быть честным в своих рассуждениях; умение сотрудничать и работать в группе.)

Оборудование:  портрет писателя,  иллюстрации,  опорные слова, выставка книг, заготовки пословиц, рисунок цветка. 

Приёмы: чтение с остановками, чтение с пометами, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, корзина идей, мозговой штурм, цветок настроения.

                                                     Ход урока.

I. Организационный момент

 Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

- Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке  присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.  Скучать сегодня не придётся. А теперь не отвлекаемся, слушаем учителя.

 II . Речевая разминка

Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения.

— Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.   Прочитайте скороговорку.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
(работа со скороговоркой)

- Молодцы, хорошо поработали.

 III . Проверка домашнего задания.

- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

- С какими  произведениями  мы  уже  познакомились? (Михаил Пришвин «Моя Родина»,  Иван Соколов-Микитов  «Листопадничек»,  Василий Белов «Малька  провинилась»,  «Ещё  про Мальку»,  Виталий Бианки  «Мышонок Пик»,  Виктор Драгунский  «Он живой и светится»,  Борис Житков  «Про обезьянку»)

- Чему научили вас писатели и их рассказы? (лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

- Дома вам нужно было подготовить рассказ о своём любимце.

Оценивание ответов учащихся. Спасибо за интересные рассказы о своих питомцах.

IV . Актуализация опорных знаний

 Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.  

- Сегодня мы продолжим разговор о братьях наших меньших.

- Послушайте стихотворение.

-Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-    (Как называется этот храм? Лес)
С лесами, тянущими руки 
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь. (С. Смирнов)

-  Объясните, пожалуйста, как вы понимаете последние две строчки?  (входить в лес с добрым понимающим сердцем, не совершать плохих поступков в лесу, соблюдать правила)


- Ребята, как себя нужно вести, чтобы не осквернить храм природы - лес?
( не шуметь, не разводить костёр, не оставлять мусор, не ломать деревья, не брать животных домой, не подходить к птичьим гнёздам.) 


ИЛЛЮСТРАЦИИ   к  ПРАВИЛАМ

-Правила поведения в лесу вы знаете. Молодцы.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 V . Сообщение темы урока

 - Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

- А помогут  нам  все  это  увидеть  и услышать  рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.  

Краткую биографию автора нам расскажут ребята.

Биография В.П.Астафьева. 

       Виктор  Петрович  Астафьев  родился  в  Красноярском  крае, на берегах Енисея  в селе Овсянка.  В 7 лет  мальчик  потерял  мать.  Заботы   по воспитанию  взяли  на себя бабушка и дедушка. Мальчиком Астафьев много времени  проводил в лесу, на  реке  и навсегда  полюбил их.  Так получилось, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка.  Здесь Виктор Астафьев встретил замечательного человека, сибирского  поэта  Игнатия  Рождественского.  Он  преподавал  в детском доме русский язык  и литературу.  Виктор  много  читал, ему  было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал сочинять стишки.

       Затем Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

      После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1953 году в Перми вышла первая книжка. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы.

      Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал:  об Урале, Сибири,  их природе,  о людях,  учил  творить  добро, беречь  землю, всё  живое  на ней.  Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

Выставка книг Виктора Астафьева.

«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».

«Стрижонок Скрип»

  V I . Изучение нового материала  

- Прочитайте название рассказа.

 - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет).

- Почему? (Непонятное слово).

- Значит, читая рассказ «Капалуха», мы должны узнать кто это. Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха, узнать кто это.)

- Может иллюстрация на с. 98 поможет?  Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о ком, о чем этот рассказ. (о птице)

!!!!!      Сообщение о глухаре подготовили ребята.

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, проведём словарную работу.

Словарная работа.

Тайга – густой, трудно проходимый, хвойный лес.

Просека – полоса, дорожка в лесу, очищенная от деревьев.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Озираться – оглядываться.

Напружены – напряжены.

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Пастьба – луг, где пасут скот.

Коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.

 - Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах.

Пыжилась – старалась, делала усилия.

Прочитаем по слогам слова, записанные на доске:

ред-ко-ла-пы-е 

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

Чтение произведения с остановками.

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

- Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

Что главное в этой части?

Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

-Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

 Чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

- Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.

- Подтвердились ли ваши предположения? Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.

 На доске иллюстрация капалухи.

!!!!!!    Сообщение о глухаре подготовили ребята.

      Глухарь – одна из древнейших птиц  на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и  болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех  мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают  с  деревьев  в сугроб  и  там  ночуют. Удивительное  зрелище – вылет птиц  из - под  снега.   Идёшь  на лыжах,  кругом  молочная  гладь,  снежинки сверкают  на  солнце.  И  вдруг  из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев. И снежная пыль забивается в глаза.

      Глухари выводят птенцов  в конце мая – начале июня. Яйца  откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья.  Высиживают, как куры  3  недели.  Малыши,  едва  обсохнув,  ходят  за  родителями  и   вскоре начинают  сами   кормиться  мухами,  муравьями,  ягодами, молодыми листочками.  Водит  птенцов только мать. Она  же  учит  их добывать корм и  хорониться в  траве в минуту опасности.  В  зимние  месяцы глухари  питаются  хвоёй  сосны,   молодыми шишечками.  Также  употребляют  в  пищу  плоды  и  хвою  можжевельника.

       Глухарка   светло – коричневая   с  ржавыми   и  белыми  полосками. Её  даже и не заметишь, когда она  сидит на гнезде, среди  веток и сухих листьев.  Самец краснобровый и бородатый.  Весной,  когда  глухарь – петух  поёт  свою  песню, он  часто  ничего   не слышит. За то и прозван  глухарём.    

- Капалуха – это самка глухаря. Глухарь — самая крупная лесная дичь, он почти достигает размера индюка. Вес глухаря-самца обычно колеблется от 2,5 до 6 килограммов, глухарки — значительно меньше и редко достигает 3 килограммов.
В оперении глухаря преобладают бурые, черные и серые тона с белыми пестринами, расположенными главным образом на нижней части туловища. В зависимости от района обитания птицы отличаются окраской даже внутри одного подвида. В оперении глухарки преобладают бурые, рыжие и желтые цвета. Глухарь населяет хвойные и смешанные, а иногда и чисто лиственные леса, почти не встречаясь в молодых и небольших лесах.

 - Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

 - Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

- О какой находке рассказывает автор?

- Каким вы представляете гнездо глухарки?

  Показ иллюстрации гнезда.

  - Как описывает его автор?

  Выборочное чтение.

  - С чем он его сравнивает? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

 Физминутка

V I . Изучение нового материала (продолжение)

 - Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

- Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

Выборочное чтение с подбором материала связанного причинно-следственными отношениями, а также требующего сравнения фактов, обобщения.

- Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

- Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

- Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

- Подберите слова близкие по значению.

- Так какой мы увидели капалуху?

- Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Это доказывает, что капалуха заботливая мать. Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

- Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

VII . Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства пробудила у вас эта история?

- Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

- Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Работа в группах (соберите пословицы)

- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.

 Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.

 Материнская ласка конца не знает.

Всякая птица своим носом сыта.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Всякая птица своим пером красуется.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

 Где птица ни летает, а свое гнездо знает.

Определение эмоционального состояния учащихся.

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Обобщить знания детей о поведении в лесу, прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

- Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

- Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)

- На уроке я узнал………     - Мне было интересно……..     - Я хотел бы похвалить за работу……

ОЦЕНКИ

VIII . Домашнее задание

 Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

  • Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
  • Найти загадки о глухарях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».

Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...