2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | -А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.
-Кто такая капалуха? Капалуха – это самка глухаря. Водят за собой птенцов только матери. Глухарь – неперелетная птица. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной глухарь-самец поет песню, да так увлеченно, что ничего не слышит, что происходит вокруг. Поэтому птица так и называется глухарь. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.(Послушайте пение и звук глухарей). -Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать. (1 ученик у доски) RLВИSGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL Виктор Петрович Астафьев (портрет писателя)
| - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу(Л); - прогнозировать, предугадывать содержание текста(П); - формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию(К)
- участвовать в учебном диалоге(К); -извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах(П) |
3. Постановка учебной задачи | - Сформулируйте тему нашего урока Виктор Петрович Астафьев «Капалуха» Хотите узнать, где родился, жил автор, и какие произведения он еще написал? (просмотр слайдов 5-8, в них содержится портрет писателя, произведения которые писал для детей, выставка книг). - Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель:
Познакомиться (с интересными сведениями о творчестве и произведении В.П. Астафьева). Учиться выразительно (читать произведение). Проанализировать (новое произведение).
| - интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге (Л);
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки (Л);
- принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);
- выполнение логических действий (П)
|
4. Построение проекта выхода из затруднения | Чтение статьи с целью формирования у учащихся представлений о интересных сведениями из биографии Виктора Петровича Астафьева.
- В новом рассказе встречаются много трудных слов, давайте прочитаем и разберём слова используя презентацию . - Сначала читаем по слогам, затем плавно - Пастьба – луг, где пасут скот Посмотрите, как выглядит пастьба
- Что такое просека?
- Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают
- Прочитайте, следующее слово
- Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю
- Альпийские луга- растущие в горах, высокогорные
- Тайга- трудно проходимый лес
- Черничник-заросли черники
- -Посмотрите, именно так выглядит черничник
Прочитайте еще два слова, которые нам встретятся -Что такое космы? -Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха. -Что значит «напружены»? Напружены – напряжены. - Первичное восприятие произведения учащимися.
- Начинаем чтение. Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Почему ребята шли устало? - Какую ягоду нам подробно описывает автор? - Поднимите руку, Кто из Вас пробовал эту ягоду? - Кто создал шум у черничного бугорка? - Предположите, что могло вызвать такой переполох? Чтение 2 части (до слов «Капалуха металась…») Читает ученик. -Что нашли ребята? - Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? -Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? - Как могли поступить ребята? -Как вы думаете, как повела себя капалуха? Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) Аудиозапись «Капалуха» - Почему капалуха не могла взлететь? - Почему живот у капалухи был голый? - Что нового для себя вы узнали? - Какой матерью была капалуха? Чтение 4 части (до конца). Чтение по цепочке. - Почему дети весело побежали? - Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться? - Почему её сердце билось сильными толчками? Видеоролик о глухаре или капалухе Физминутка: А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. | - извлечение необходимой информации из статьи (П)
- формировать умения анализировать, учебный материал(П); - ориентироваться на разнообразие способов решения задач(П) - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь(К)
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| - Какой жанр этого произведения? (рассказ) -Понравился ли вам рассказ? - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят) -Почему птица носит такое название? -Кто такая капалуха? (самка глухаря). -Почему так вела себя капалуха? | -способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (Л); - позитивная самооценка (Л); - интерес к чтению, внутренняя мотивация обращения к книге (Л); - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления (К); - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания (К)
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Сейчас я предлагаю более подробно поработать в карточках, творческая работа в группах. Прежде чем, приступить к творческой работе, давайте вспомним о правильном отношении к природе и бережном отношении к животным и птицам 1 группа – читает произведение и готовит пересказ текста от имени капалухи. 2 группа - Составьте правила поведения в природе для мальчиков-героев рассказа, используя условные знаки. 3 группа – Составить паспорт капалухи Имя – Капалуха Создатель – В.П.Астафьев Прописка – рассказ «Капалуха» Внешний вид – маленькая, с голым животом. Где впервые встречается – в тайге Личные качества –смелая, … Заветное желание – защита детей Выслушиваем выступление групп.
|
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л)
|
7. Включение в систему знаний и повторение | Какой матерью была капалуха? – Кого она вам напоминает? Почему? – Что испытала птица? – Как об этом сказал автор? – Что испытывали ребята? – А глухарка? – Какие чувства испытали вы? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен? - Сейчас мы разгадаем кроссворд по данному рассказу.Работа в парах(на листочках). По горизонтали: 1.Что увидели между деревьями ребята? 6.Сколько яиц было в гнезде? 7.Как называется ягода, которую нашли дети? По вертикали: 2.Какая была грудь у капалухи? 3.Как называли эту птицу охотники? 4.Как называется местность, в которой находятся ребята? 5.Кто написал данный рассказ? Обучающиеся работают в парах затем проверяют свои ответы (слайд 18).
| - осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета(П)
- основы для развития творческого воображения (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л)
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Что нового вы узнали на уроке?
- Достигли ли поставленной
цели? Обоснуйте свою позицию. - Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?
- Оцените свою работу на уроке «Дерево успеха»
По окончанию урока обучающиеся прикрепляют на дерево плоды яблока исходя из обозначения цвета: Красное яблоко–урок очень интересный, мне всё понравилось. Жёлтое яблоко – мне понравился урок, но я не совсем справился. Зелёное яблоко – было скучно, я ничего не выполнил. Запишите домашнее задание : -нарисовать иллюстрацию к данному произведению. Выставление оценок за работу на уроке. | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- повышают устойчивый учебно-познавательный интерес, стремятся к совершенствованию своих знаний(Л) |