Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
план-конспект урока по чтению

Кулагина Татьяна Михайловна

Конспект урока  по литературному чтению во  2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по литературному чтению во  2  классе.

Тема урока: Картины природы в стихотворении  Ф. И. Тютчева ««Чародейкою зимою».

Цели:  

  • Учить детей осознанно воспринимать содержание произведения, совершенствовать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения;
  • Развивать память, речь, творческую фантазию, обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы в группах, любовь к природе, к русской словесности, к поэтическому слову, чувство взаимопомощи.

Задачи:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы.

Коммуникативные: развивать умение работать в парах, в группах.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд.

Личностные: понимать эмоции других людей; сочувствовать, сопереживать,  внимательно относиться к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Планируемые результаты:  учащиеся должны уметь прогнозировать содержание стихотворения; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

                                     Ход урока.

  1. Оргмомент.

Встаньте ровно, ребятишки.

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись,

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш начинаем.

- А каким бы вы хотели видеть наш урок?

-От чего зависит, получится ли у нас урок?

-Значит, чтобы урок прошёл интересно и полезно, нужно быть…

-Нам под силу с этим справиться?

-Ну что же, пожелаем нам удачи.

За работу в добрый час.

  1. Актуализация  знаний.

1 слайд. А. Вивальди « Зима» из цикла « Времена года»

-Внимание на экран.

- Какое время года вы увидели на экране?

-Что больше всего понравилось из увиденного и услышанного?

- Мы слушали пьесу великого композитора Антонио Вивальди из цикла

 « Времена года», которая так и называется  - «Зима».

-Так  же, как вы, увидел эту же красоту великий русский художник

И. Шишкин и передал её в своей картине.

2 слайд.

- Что же хотел нам сказать художник?

- Какой раздел мы изучаем?

Проверка домашней работы (пословицы, поговорки, загадки о зиме по группам)

Физкультминутка « Снежок»

  1. Работа по теме.

Мы продолжаем изучать раздел « Люблю природу русскую. Зима»

Мы познакомимся:

-с новым произведением о зиме русского поэта Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою», послушаем музыкальность стихотворного текста.

Мы научимся.

-рисовать словесные картины с помощью слова.

Мы будем учиться

- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

-чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Учитель: каждое время  года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать   эту красоту.

3 слайд ( учебный диск)

-Прослушайте стихотворение Ф. И. Тютчева  « Чародейкою зимою»

-Какое настроение создает стихотворение?

-Что вы представили, слушая это стихотворение?

-Нарисуйте словесную картину.

-Какие краски вы бы использовали?

4. Словарная работа.

Прочитайте стихотворение вполголоса, подчеркните непонятные слова карандашом. Подумайте над их значением.

                         ( на доске)

  • Чародейка ( то же, что и волшебница, колдунья)
  • Чудная –что-то  очень красивое, необычное.
  • Бахрома –это полоска ткани или тесьма для обшивки скатерти, женского  платка со свисающими кистями.
  • Мещет – (толковый словарь с. 216.)
  • Затрепещет – задрожит

-Чтение стихотворения вслух ( 1-2 ученика)

5.Анализ произведения.

- О чём стихотворение Ф, И. Тютчева?

-Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?

-Какое  колдовство она  совершила?

-Как вы думаете, почему  слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?

-В каком состоянии находится лес? Найдите это в тексте.

-В каких словах и выражениях показаны неподвижность леса, состояние покоя? Найдите в тексте.

-Что в состоянии леса можно отнести к слову «мертвец», а что к слову «живой»?

-Укажите в стихотворении « волшебные слова». Как они в стихотворении связаны  друг  с другом?

-Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?

-Какой волшебный сон сниться зимнему лесу? Как вы думаете?

-Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца? Найдите в тексте.

Учитель: если вы пойдёте на прогулку в зимний лес или парк, то постарайтесь обратить внимание  на открывшийся перед вами зимний пейзаж. Соответствует ли он тем картинам , о которых вы узнали из стихотворения Ф. Тютчева « Чародейкою зимою».

4 слайд. Картина И. Шишкина.

-Посмотрите внимательно ещё раз на картину И. И. Шишкина  « Зима»

-Что мы увидели на ней из зимней природы?

-Ребята, а как чувствуют себя птички в это время года? Как вы им помогаете?

-Какие чувства испытывали поэт и художник, когда писали о зиме, один пером, другой кистью?

Какие строки из стихотворения Ф. Тютчева можно использовать , как название картины?

5 слайд.  Физкультминутка   (Видеоролик)

6 слайд.  (музыка Чайковского « Декабрь»)

6. Работа в группах.

1 группа - работает над выразительностью стихотворения.

2 группа – дополняет текст образными словами и выражениями

              Волшебница – зима.

   В лес пришла------- зима. Сосны и ели она нарядила в -------- шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела--------- шапки. На рябину накинула----------- покрывало. Веточки берёзы украшены---------- инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами--------- картина кругом.

3 группа  - пишет сочинение – миниатюру « Зима в лесу» по вопросам.

-Как выглядит лес зимой?

-Как украсила зима деревья?

Как выглядит иней на ветвях берёзок и осинок?

-На что похожи маленькие ёлочки?

-Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?

4 группа – рисуют зимние пейзажи на цветном картоне, зубной пастой.

Выступление групп.

7. Рефлексия.

-Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.

-Подберите слова и выражения, чтобы описать красоту снежинки.

-Как вы считаете, удался ли наш урок?

      8.Итог урока.

-Давайте подведём итог урока.

-Вспомните, каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Получилось ли у нас?

-Получилось благодаря  тому, что вы очень хорошо  работали, отвечали, и т. п.

-Оцените свою работу.

     9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.

                   

          Открытый урок по литературному чтению  во 2 классе.

                               Учитель: Кулагина Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

План- конспект урока литературного чтения (4 класс)

Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....

Конспект урока литературного чтения.1 класс.

Познакомить детей с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг» и В. Орлова «Кто первый?»...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....