Конспект урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

УМК "Гармония" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по УМК "Гармония"

Литературное чтение


хитрец и глупец в сказках о животных.
авторская сказка б. заходера «как волк песни пел»

Цели: познакомить учащихся с понятиями «рассказ» и «сказка»; учить отличать рассказ от сказки, выделять их отличительные признаки; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет Б. Заходера; выставка книг, сказок, где один из героев – Волк; фразеологический словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка целей урока.

– Прочитайте заголовок следующего произведения, с которым сегодня познакомимся. Подумайте, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ? (Ответы детей.) 

Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Рассказ – художественное произведение, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

IV. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Кругом всем житья не было – плохо всем жилось.

Донять – измучить, довести до крайности.

Продрал он глаза – только что проснулся.

Своему слову хозяйка – человек, который верен своему слову, держит его.

Слюнки потекли – предвкушение чего-нибудь вкусного, заманчивого.

Милость – доброе, человеколюбивое отношение.

Умилился – умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.

Обратить внимание детей на фразеологизмы, показать фразеологический словарь и научить детей им пользоваться.

2. Подготовительная  работа  перед  чтением  текста  (задания 1–3, с. 22,).

3. Чтение сказки учащимися (вслух).

– Оправдались ли наши предположения в начале урока? (И да и нет.)

4. Работа по учебнику (вопросы 1–3, с. 25).

 Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

                (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

                (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

                (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

                (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

                (Ходьба на месте.)

5. Работа с выставкой книг.

– Назовите сказки, в которых один из героев – Волк.

– «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят». Что объединяет все эти книги? (Это сказки и главный герой – Волк.)

– Каким мы привыкли видеть Волка в сказках? (Злого, глупого.)

– Каким изображен Волк в сказке Б. Заходера? Подтвердите примерами из текста.

– Что можно сказать об овцах?

– Найдите ту часть текста, где описана встреча Волка с овцами.

– Какие слова использует автор, чтобы передать настроение Волка? (Рычит, умилился, говорит, кричит.) 

– Как понял Волк слова Овцы: «Где нам уснуть, – отвечает Овца. – Глаз, батюшка, не смыкаем!»

– Что имела в виду Овца?

– Подчеркните слова-действия, которые подскажут, как надо читать слова Волка. (Рычит, умилился, говорит, кричит.) 

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

– Подготовьтесь  читать  этот  отрывок  по  ролям  (самостоятельная работа).

Учитель читает слова автора, один из учеников – слова Волка, слова Овцы никто не читает.

V. Подведение итогов урока.

– С какой сказкой познакомились на уроке?

– Есть ли у нее автор?

– Похожа  ли  сказка  Б. Заходера  на  русские  народные  сказки?  Чем похожа?

– Каков Волк в этой сказке?

– Какова Овца?

– Итогом нашей работы может стать пословица: «Не дорого начало, а похвален конец», «Глупый киснет, а умный все промыслит».

Домашнее задание: выразительно читать (с. 22–25), пересказ.

Дополнительный материал к уроку

Борис Владимирович Заходер. Известный человек может родиться где угодно. Но особенно приятно бывает узнать, что и то место, где он появился на свет, чем-то успело прославиться.

Борис Заходер родился в городе Кагуле, в Молдавии, недалеко от мест, где лет за сто пятьдесят до его рождения русская армия в знаменитом сражении разбила турецкую.

Военная биография Кагула сказалась и на судьбе Заходеров. Здесь познакомились и поженились его родители: отец, который ушел добровольцем в русскую армию в 1914 году, и мать, сестра милосердия, которая ухаживала за ранеными в госпитале.

Семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехала в Одессу, потом в Москву. Отец, окончив Московский университет, работал юристом, а мать, знавшая несколько языков, – переводчицей.

В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда, несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» вспомнить удалось. Однажды, когда ему не было и семи, обидевшись на родителей, он убежал из дома. Его нашли и ругать не стали. Но прочли оставленную им записку: «Сиводня я ухажу навсигда». Для мальчишки, который несказанно гордился своей грамотностью, это было хуже всякого наказания.

Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще… очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой А. Брэма и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное:

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

Даже в отвратительной с виду жабе писатель Заходер увидел душу и дал своей героине трепетное имя Серая Звездочка. А еще хочется предположить, что в детстве Борис Заходер очень любил играть. Иначе с чего бы это поэту Заходеру пришла мысль сделать книжку по мотивам детских считалок – тех, что известны и вам.

…Здесь ехал Грека через Реку…

Тут шла Собака через Мост –

Четыре лапы, пятый – хвост!

Впрочем, знаменитые стихи и сказки были еще впереди. А начал Заходер с переводов. Мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете.

В 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришел на завод учеником токаря. Потом поступил в авиационный институт. И вот он уже студент биологического факультета сперва Казанского, потом Московского университета. А поскольку писать стихи он не переставал, то в конце концов перешел учиться в Литературный институт.

В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания – две войны – финская (1939) и Великая Отечественная. На фронт оба раза он уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи и очерки о громадном строительстве – о знаменитой Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. (На этом месте после реконструкции и новых построек теперь расположился Всероссийский выставочный комплекс.)

В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт; в 1947 году, почти через десять лет после первых публикаций,
в журнале «Затейник» появилось его первое стихотворение для ребят. «Морской бой» заканчивался строчками:

Часто терпит пораженье

Самый храбрый адмирал,

Если место для сраженья

Неудачно он избрал!

А правильно ли выбрал «место для сраженья» сам Заходер; ведь стихи тогда не заметили? Прошло время, и получилось, что правильно. Поэт показал знаменитому писателю Льву Кассилю сказку про букву «Я». А тот написал, что вскоре все дети будут знать эти стихи наизусть. И оказался почти прав. Стихи действительно стали очень известны, но «скоро сказка сказывается…» Их напечатали только через восемь лет во взрослом и солидном журнале «Новый мир». Тогда же, в 1955 году, вышел первый сборник поэта для ребят «На задней парте».

Потом сборников было много: и совсем тонюсеньких, размером с ладонь, и увесистых томов. И в каждом – масса фантазии, много шуток, иногда самая капелька печали и горечи, и необыкновенное количество игры. В его книжках…

…Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

А как умеют кувыркаться слова в его стихах!

Вызывает удивленье

Прилежание тюленье:

Целый день

Лежит тюлень,

И ему

Лежать не лень!

Жаль, тюленье прилежанье –

Не пример для подражанья!

У Бориса Владимировича Заходера есть и «иностранные» книжки. С его помощью «англичане» Винни-Пух, Питер Пен, Мэри Поппинс, девочка Алиса «изучили» русский язык. И мы вместе с ними пережили такие захватывающие приключения, как поимка Слонопотама или падение в страну чудес. И как радовались, когда раздавалась песенка:

Приятное дело –

Озорничать!

Не остановишься –

Стоит начать!

И нам было так грустно, что нельзя вместе с Питером Пеном из одноименной пьесы навсегда остаться на славном острове Гдетотам.

Заходер не перевел все эти книги, он их пересказал или, вернее, как выразился один поэт, написал их по-русски.

Среди книг Бориса Заходера есть переводы и пересказы: чешского писателя Карела Чапека, польских авторов Яна Бжехвы и Яна Грабовского. И все они для нас уже давно родные и любимые. Настолько любимые, что без них трудно представить себе домашнюю библиотеку.

В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Ну разве мог поэт не написать об этом?!

Смотрите сами:

Вот есть, например,

Детский писатель

Борис Заходер;

Есть переводчики –

Взрослый и детский.

Тот знает английский,

Этот – немецкий…

У всех у них

Разные интересы,

Хотя они все как один

Борисы:

Один Заходер

Сочиняет пьесы.

(Его, очевидно,

Волнуют актрисы!)

Тот пишет сказки

Про разных тварей,

Тот норовит

Смастерить сценарий;

Есть среди них

Даже автор либретто.

Тут

Не хватало только поэта!

Несколько лет назад поэт решительно заявил: «Все. Детских стихов больше не пишу». Но все ждали, ждали до последнего дня… Умер он в 2000 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...