Звуки [г], [г’], буквы Г, г.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Знакомство со звуками [г], [г’], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквами Г, г. Формировать навык чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки [г], [г’].  Буква Г, г

Цель

Задачи:

Тип урока:

Технология:

Познакомить учащихся с парными (по твёрдости-мягкости) согласными звуками [г], [г’] и буквами Г,г, обозначающими эти звуки на письме.

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыков чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, внимание, речь, мышление.
3. Воспитывать  аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

урок открытия нового знания.

на игровой  основе

Планируемый результат

Предметные: давать характеристику согласным звукам;  узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; читать слова с изученными буквами;  группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков; классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; уметь проговаривать последовательность действий на уроке;  Оценка

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;  понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  •  способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;  формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;  формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
  •  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Межпредметные связи

 чтение, окружающий мир

Ресурсы:

- основные;        -дополнительные

- Горецкий  Азбука. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 119

светофоры ( звуковички)

- презентация

- электронные физкультминутки

- схемы слов, звуковички, карточки- грибки, корзинка.

Орган.работ

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока

                Деятельность учителя

     Деятельность

       учащихся

  Формируемые

    УУД

 1.Организационный момент         Слайд 1

Приветствует учащихся. Проводит психологический настрой. 

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

Вы у меня какие?

(Умные, старательные, любознательные.) 

- Наши задачи?

 (Не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. Не только говорить, но и думать.

Дружно и плодотворно работать.)

- Замечательно. Начинаем работать.

Проверяют  свою готовность к уроку. Настраиваются  на активную и продуктивную работу.

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Актуализация знаний

-Вспомните, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные.)                                                                                                                              А теперь давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили.

(Выставлять на доску буквы на магнитиках по одной, дети проговаривают.)

- Буквы  испугались, растерялись, что забыли, на каком поле они должны жить.

 - Давайте поможем буквам.  Кто, разместит буквы по местам. Какие буквы разместим на поле с красными цветочками  …? Какие на сине-зелёном?

- Какие буквы «живут» на красном поле? (Гласные.)                                                  - Какие буквы «живут» на синем поле? (Согласные.)                                                  

- Вспомните, чем отличаются гласные от согласных.

  - Давайте проверим, правильно ли мы расставили буквы.

       Слайд 2

 2 ученика распределяют буквы. Проверка слайд

 Белый лист с красными цветочками. На них размещают гласные буквы. Гласные.

Сине – зелёная полянка.

Коммуникат.: -формировать умение слушать и понимать других.

3. Самоопределение к деятельности

Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

- И сегодня к нам пришёл ещё один гость   за помощью.  А чтобы узнать, кто пришёл, отгадайте загадку.

Застучало, зашуршало,

Зашумело под столом…

В красной шапке, с бородою,

Скатерть отодвинул…  (гном).

Однажды гном решил пойти в лесную школу. Первым был  урок обучения грамоте.  И спросила его учительница.

- С какого звука начинается слово, которым тебя называют?

Растерялся гном, не смог ответить на вопрос.

- Помогите гному, какой звук услышали в начале его слова.

- Произнесите первый звук  в слове гном.  [г]

- Это гласный или согласный звук?

- Ребята составьте слово по первым буквам названия картинок и вы узнаете как его зовут...  (Картинки  н-р: гриб, ель, рак, арбуз).

 (Картинки)      Слайд  3 

- Это...     (Гера)

- Произнесите первый звук:  Гера.

-Какой звук встречается в этих словах? (Звук [Г])

- Сформулируйте тему урока: Согласные звуки [г] и [г’].  Буква Г г.

- Какие цели поставим на уроке: Познакомиться со звуками [г] и [г’] и буквой, которая их обозначает. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

- Гном пришёл с корзинкой полной вопросов и заданий. На которые нам предстоит ответить. (Взять из корзинки 2 конвертика с грибами раздать 2 ученикам).

       Слайд 4

- У вас на партах лежат конверты с 2 грибками  и три схемы. Возьмите первый жёлтый  гриб, выберите и приклейте на шляпку гриба схему к слову гном. (Приклеивают).

- Произнесите 1 звук, какой это звук? (Согласный.)                                                                                             - Почему? (Когда произносим звук, воздух встречает преграду, он не поётся.)                               

- Какой   звук в слове, твёрдый или  мягкий? (твёрдый)

-  Как вы определили, что звук [г] в слове гном твердый? (после него стоит согласный).

- Проверьте, правильно ли вы определили схему.

 (Проверка.   Образец схемы       Слайд  5

- Проверим, бывает ли этот звук мягким?

- Произнесите слово - Гера.  

- Возьмите второй грибок, раскрасьте схему к этому слову, на  грибке.  

- Поставим ударение, для этого позовем это слово Гера -  Гера.  

- Назовите ударный слог (ге)

-Назовите первый слог. Какой звук первый слышите? (согласный мягкий).

-Докажите. (После него стоит звук е, обозначающий мягкость согласного.)

- Проверьте правильно ли вы раскрасили схему?  Слайд 6

 

- Что мы ещё говорим о согласных звуках?

Звонкий он или глухой? (звонкий) Как мы определяем?

- Какой это звук? (Звонкий,  чувствуем вибрацию).

- Звонкие звуки состоят  из голоса и шума.

-Как вы думаете, есть у него пара?   (Да, к.)

 - Значит они - … парные согласные.

- А давайте узнаем, как же мы будем обозначать новые звуки на письме?

- На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ».

      Слайд 7

- Кто покажет в алфавите, где расположена буква Г.

- Это печатные буквы «гэ». Почему их две?

заглавной  пишется   начало  предложения,   имена людей, и клички животных.)

 (Вывесить картинку с буквой Гг)

- Гномик предлагает вам подружить согласную букву Г с гласными буквами.

- Давайте пропечатаем букву Г  в 1-ом грибке.

 Показать образец написания буквы  Г на доске.

 (Печатание буквы вместе с гласными.)

 Г протянула руку букве А.  Получилось ГА.

 А потом и букве О, получилось ГО.

 И конечно букве У, получилось ГУ.

 Подружилась с буквой И, получилось ГИ.

 И с буквой Е, получилось ГЕ.

 Буквы подружились и получились слоги.

  (Слогов слияний гя, гы нет).

- Давайте прочитаем слоги.             Слайд 8

  Чтение слогов  

Задание: Назовите слоги в которых буква Г обозначает мягкий звук? Твердый звук?

 

- Как вы думаете, на какой строчке будет стоять буква   Г.              ( На верхней.)               Слайд  9

- Почему?  (Она обозначает звонкий, согласный звук, парный).

- Запишите имя гнома печатными буквами на оранжевом грибке.

Введение через игровую деятельность

На партах у детей лежат конвертики с грибами и схемами

Звук [г].

- Мы познакомимся со звуками [г], [г’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [г], [г’] и букву г  от других звуков и букв.

  -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

(Раскрашивают, 1-й кто правильно раскрасил, выходит к доске и раскрашивает на обратной стороне доски.)

(Сверяют с доской).

 

(Ленту на презентации)

Записывают на оранжевом грибе.

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклас-сникам в ходе дискуссии по теме урока.

Познавательные УУД

моделировать звуковой состав слова; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

                   4. Физкультминутка       Слайд 10

Раз, два, три, четыре, пять, Гномы вышли погулять.

Натянули колпачки,  Закрыли дверцу на крючки.

По лесу весело шагали,  Громко песню напевал.

Три часа в лесу бродили  Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь –  Гномы сели отдохнуть.

Дежурные проводят физкультминутку

Познавательн : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

5. Работа по теме урока

(Взять из корзинки лист с заданием. Выходит ученик, читает задание.)

- Заполните таблицу на 2 грибке.  Напишите, напротив каждого слова какой звук будет в слове: [г] или [г‘].

   Взаимопроверка (в паре).    Слайд для проверки  11.

- Поменяйтесь грибками и проверьте друг у друга правильно ли выполнено задание. Если не верно, поставьте рядом минус карандашиком. Верните друг другу грибки.

 

1.Упражнения в чтении слов, предложений с буквой г.

- Прочитаем столбики слов, которые помогут нам хорошо, без ошибок прочитать текст.

- Сначала читаем по слогам, а затем целым словом.

    Слайд 12

- Найдите слово, соответствующее схеме.  (Гена).

 - Посмотрите на картинку, предположите, о чём пойдёт речь в тексте.     Слайд 13

             Чтение текста.       Слайд 14   

   -Прочитаем текст за решёткой.

Совпали ли ваши предположения о чём текст?

-Откроем учебники на с. 119. Прочитаем текст ещё раз.

2. Работа над содержанием рассказа.

-Что собирали Галя и Гена? (Грибы.)                                                                                - Как их можно назвать? (Грибники.)

-Какие грибы нашла Галя? А вы знаете как выглядит боровик? А почему так называется? Какой лес называют бором?    (Сосновый бор).     Слайд 15

 (Боровики- белый гриб. Он так назван потому, что не темнеет ни при варке, ни при сушке.)

- А Гена?  (Поганки.)

-Как можно назвать Гену? (грибник – неудачник.)

- Почему Галя и Гена написаны с заглавной буквы.

- Прочитайте то предложение, в котором сказано, какие грибы собрала Галя.

-Озаглавьте текст.     (Грибники)

 

Дифференциация звуков [г], [г] .

Слово

Звук

Герб

Погода

Гуси

Гиря

Легенда

Газета

Меняются грибками для проверки.

 Читают хором.

Читают по предложению.

Грибниките, кто собирает грибы.

 Читают сами со слайда.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

6.Итог

- С каким звуками и буквой познакомились?

- Что узнали о звуках и  букве г?

- Достигли ли цели?

Звуки  [г] [г’]– не поются, не тянутся, состоят из голоса и шума, значит они - согласные, звонкие.

Личностные УУД

какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок

7. Рефлексия

- За что можете себя похвалить?

- Галя с Геной трудились, мы тоже с вами трудились.  Давайте заполним корзинку нашими знаниями, положим туда по 1 грибку и подарим гномику, а 2-й гриб оставите себе на память. Жёлтый, если тема урока понятна, оранжевый – надо ещё закрепить.

(На доске корзинка, дети магнитиками прикрепляют грибы)

- Ребята, я открою вам один секрет, сегодня к вам придёт ещё одна гостья. Все закройте глаза. (Накинуть накидку как у белоснежки и красный ободок с бантиком).

- Я наблюдала за вами, мне очень понравилось, как вы работали и научили гномика. Хочу подарить вам подарочки.

- Урок окончен.

 Дети:

- Вот и кончился урок,      Снова прозвенел звонок,                                                                               Отдыхать мы можем смело,  А потом опять за дело!                                                                                                                                                                    - Повернитесь к  гостями поблагодарите за то, что они к нам пришли.

- Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

Оценивают работу, высказывают своё мнение.

 Листы  раскрасок с логическими заданиями буквы г

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Д.з. - Сочините с родителями  свою сказку по рисунку на стр.118

-слушают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....