Конспект урока по речевой практике на тему: "Играем в сказку. Три поросенка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Новикова Лия Николаевна

Представлен конспект урока и презентация по речевой практике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью), 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по речевой практике.

Класс: 2а

Тема урока: Играем в сказку  «Три поросенка». 

Составление предложений и фрагментов речи с опорой на заданную конструкцию по сказке «Три поросенка».

Тип урока: урок закрепления знаний (урок обобщения и систематизации знаний)

Форма урокаурок-практикум

Цель:  обобщить и систематизировать знания обучающихся по сказке «Три поросенка»

Задачи:

1.оразовательные: обобщить знания обучающихся о понятии «сказка»; закрепить содержание сказки; составлять предложения с опорой на заданную конструкцию; составлять рассказ с опорой на серию картинок.

2.коррекционно-развивающие: развивать интонационные и жестово-мимические умения обучающихся; корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слуховых структур; развитие вербальной памяти при заучивании чистоговорок и четверостиший; развитие смысловой догадки с помощью игры «закончи предложение»; развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над составлением рассказа с опорой на серию картинок; развитие умения выражать свои чувства при оценке поступков героев произведения.

 3.воспитывающие: воспитывать интерес к сказке, воспитывать трудолюбие, умение сопереживать;  прививать интерес к предмету, к процессу обучения.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, комплект вырубных мини-плакатов «Три поросенка», пальчиковые куклы (волк, три поросенка), пазлы,  презентация, карточки с заданиями, цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Прозвенел звонок, начался урок.

Тихонечко садимся, (руку раз, руку два, три, четыре.

Все вместе: Быть должны у нас в порядке, книжки, ручки и  тетрадки), красиво сели.

Работа с календарем.

Какое сегодня число? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (вчера был понедельник, сегодня какой день недели? А завтра какой день недели?)

 Какая сегодня погода? (Ясно или пасмурно? На улице холодно или тепло?) (отмечаем на календаре).

 2.  Вводная часть  (актуализация знаний)

Ребята, посмотрите, у меня есть домик, чей же он? Кто же в нем живет? Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете, кто живет в этом домике.

У меня забавный хвостик,

Вместо носа – пятачок,

Я люблю, чтоб мне чесали

Толстый розовый бочок. (поросенок)

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Из какой герои  сказки? («Три поросенка»)

Из какой сказки они к нам пришли?

Молодцы, ребята, отгадали. В этом домике живут три поросенка. Давайте вспомним, как из зовут. (Учитель берет пальчиковую куклу поросенка, и предлагает детям назвать имена поросят). На доску вывешивает картинки поросят и надписи с названиями (Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф)

3. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами вспомним содержание сказки, будем  говорить про поросят, будем учиться правильно составлять предложения.

4. Работа по теме

Ребята, давайте вспомним, что мы называем сказкой?

Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил.(Слайд 6)

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, волшебных событиях и приключениях.

В сказке всегда есть волшебство. Что волшебного в сказке «Три поросенка»? (ответы детей: поросята и волк разговаривают, строят домики).

А еще сказка всегда учит нас чему-то хорошему, доброму. В конце урока мы с вами узнаем, чему же нас научила сказка «Три поросенка».

Ребята, в  начале сказки говорится о том, что поросята весело провели лето.

- Что же они делали? (пели песни и веселились)(Слайд 7)

Артикуляционная гимнастика.

 

Мы с вами тоже споем песенку поросят, давайте улыбнемся друг-другу, да так, чтобы были видны наши красивые зубки и пропоем «и-у, и-у, и-у».

Упражнения «Заборчик» (Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы) и «Дудочка» (С напряжением вытянуть вперед губы).

Теперь можно и на качелях покататься:  упражнение «Качели»

(Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна).

Что еще делали поросята? (играли, прыгали, кувыркались, грелись на солнышке).

- Составление предложений (ребята с помощью учителя составляют предложения)

Что делали поросята летом?  Ответы детей: -Поросята летом играли.

Что делал летом Наф-наф? (Наф-Наф летом играл. Ниф – ниф летом прыгал и кувыркался. Нуф-нуф летом грелся на солнышке.)

- Лето прошло и наступила ….. (осень)

- Что стали делать поросята? (строить домики)

- Кто первым стал строить дом? (Наф-наф) (демонстрация картинки), а Ниф-ниф и Нуф-нуф в это время продолжали веселиться.

- Из чего строил дом Наф-наф? (из кирпичей)

- Если дом из кирпича, какой это дом? (кирпичный дом) (вывешиваю на доску табличку), все вместе повторяем кирпичный дом.(Демонстрация кирпичного домика)

Из чего строил дом Ниф-ниф? (из соломы)

А что такое солома? Кто помнит?

Можно сказать, что это  сухая трава. Соло́ма — сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.(Слайд 8)

Если дом из соломы, какой это дом? (соломенный дом) Демонстрация соломенного домика)

Из чего строил дом Нуф-нуф? (из веток и прутьев, из дерева).

Если дом из дерева, какой это дом? (деревянный дом) Демонстрация деревянного  домика)

- Для чего поросята построили домики? (чтобы жить там, прятаться от холода)

- Что общего у всех домиков? (анализ частей дома: стены, окошки, двери, крыша). Что есть  только у каменного домика? (труба).

5.  Физкультминутка

Поросенок пятачок отлежал себе бочок,

Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

А потом присел, прогнулся, (имитируют движения)

И на ножках поскакал, и руками помахал, (имитируют движения)

А потом опять прилег, но уже на левый бок (сложили ручки, положили под подбородок).

Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Быстро, встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

6. Работа по теме. Коллективное рассказывание сказки

Что произошло дальше?

Ниф-ниф и Нуф-нуф веселились, громко пели песни и плясали, что разбудили спящего волка (приходит волк, демонстрация пальчиковой куклы волка).

- Поросята спрятались в свои домики.  А волк был голодный и очень хотел съесть поросят.

- Коллективное рассказывание сказки о том, как волк нападал на соломенный домик и домик из прутьев. (с демонстрацией картинок)

- Сначала волк напал на соломенный домик и стал сильно дуть на него.

Выходит один ребенок к доске и показывает как волк дует.

- Потом волк напал на деревянный домик и стал сильно дуть на него.

Выходит другой ученик к доске и показывает как волк дует.

Дыхательная гимнастика 

- А теперь все вместе подуем,  

- (Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются).

8.  Первичное закрепление материала.

-Волк стал дуть на кирпичный домик, Смог ли он его разрушить? (ответы детей, нет).

-Как думаете, почему? (ответы детей, потому что каменный дом оказался самым прочным).

- Как волк  попал в дом? (через трубу)

- Что случилось с Волком? (ошпарился кипятком и убежал).

- Ребята, удалось  волку съесть поросят?  (ответы детей)

- Как вы думаете, кто спас поросят? (наф-наф)

Он впустил в свой домик  ниф-нифа и нуф-нуфа  и помог им спастись от злого волка.

- Наф-наф испугался злого волка? (нет). Почему Наф-наф не испугался злого волка? (потому что он не поленился и построил себе прочный кирпичный домик). Он не ленился, был трудолюбивым, старательным, терпеливым, долго строил свой дом.

Какой он по характеру? Злой или добрый?

Я уверена, что в нашем классе все ребята такие же добрые и трудолюбивые, как наф-наф, и всегда будут помогать друг-другу.

Сказка учит очень важным жизненным качествам - дружбе и взаимопомощи.

9. Закрепление.

-Ребята, назовите героев нашей сказки? (поросята и волк).

- Как зовут наших поросят?

Игра «Вытяни билетик» (каждый из ребят вытягивает билетик, на котором написаны слова, описывающие главных героев. Он должен определить, кому он даст этот билет. Например: злой – дет волку, добрый – дает поросенку), прикрепляем на доску.

Слова: серый, розовый, злой, добрый, хитрый, умный, сильный, трудолюбивый, веселый, страшный.

Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь я вам раздам карточки, и мы вспомним, у кого какой домик был.

Практическая работа по карточкам (раскрашивают домики и проводят линии)

Молодцы, ребята, справились с заданием!

10. Подведение итогов урока. Оценка деятельности детей. Рефлексия.

- О какой сказке мы сегодня говорили? Кто из героев вам понравился? (почему?)

- что нового узнали на уроке?

- что особенно понравилось?

Если вам понравился урок, покажите смайлик.

11. Домашнее задание. 

Попробуйте дома нарисовать  домик для поросят, расскажите родителям сказку.

Долгожданный дан звонок

Вот и кончился урок.

Все встали, спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играем в сказку «Три поросенка»

Слайд 2

У меня забавный хвостик, Вместо носа – пятачок, Я люблю, чтоб мне чесали Толстый розовый бочок.

Слайд 4

Трое их и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Из какой герои сказки?

Слайд 5

ТРИ ПОРОСЕНКА

Слайд 6

Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, волшебных событиях и приключениях.

Слайд 9

Быстро, встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели-встали, сели-встали И на месте побежали .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Игра «Морской бой. Пара элементов».

Конспект  урока  математики в 4 классе.Тема: Игра «Морской бой. Пара элементов».Технология:  технология использования в обучении игровых методов. Тип урока:  изучение и первич...

Конспект урока по физической культуре на тему" Игры на основе баскетбола".

На данном уроке учащиеся разучивают баскетбольные упражнения в парах,бросок мяча в кольцо, контролируют действия партнера, уделяют большое внимание взаимопддержке и взаимовыручке....

Презентация к уроку речевой практики по теме: "Играем вместе" - 1 дополнительный класс коррекционная школа

Презентация к уроку речевой практики по теме: "Играем вместе" - 1 дополнительный класс коррекционная школа...

Конспект занятия по речевой практике "Веселая Масленица!"

Конспект внеклассного занятия для обучающихся 1-х классов, приуроченное ко дню празднования Масленицы, 2019, в рамках проведения предметной недели начальных классов в КОУ "Сургутская школа с проф...

Конспект урока по речевой практике в 4а классе на тему: «Русская народная сказка « Петушок- золотой гребешок»».

Конспект урока по речевой практике в 4а классена тему: «Русская народная сказка« Петушок- золотой гребешок»»....

План-конспект открытого урока по речевой практике на тему: «Инсценирование сказки «Три поросёнка». 2 класс

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области      План-конспект открытого урока по речевой...

Конспект урока по речевой практике "Коллективное составление рассказа описания. Игра "Отгадай, что в моем ранце""

Чтобы научиться читать, считать, писать, рисовать ученикам нужны специальные вещи, которые называются школьные принадлежности.На уроке речевая практика вы узнаете название ишкольных принадлежностей и ...