Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "А.С. Пушкин - великий русский поэт."
план-конспект урока по чтению (3 класс)
«Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Тема урока "А.С. Пушкин - великий русский поэт."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literturnogo_chtenie_3_klass.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (литературное чтение)
Программа, автор (ы) | «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г | |||||
Класс | 3 | |||||
Раздел (содержательная линия) | Великие русские писатели. | |||||
Тема урока | А.С. Пушкин - великий русский поэт. | |||||
Цели урока | Формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина. | |||||
Основное содержание урока | Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина | |||||
Термины и понятия | «Биография», «сказка», «стихотворение», | |||||
Планируемый результат | ||||||
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения | ||||
- познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина; - научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - отвечать на вопросы, формулировать вывод. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, - строить монологическое высказывание, - владеть диалогической формой речи. | - формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу, - формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы | ||||
Русский язык Изобразительное искусство | Мультимедийная презентация, учебник К.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА | ||||||
Название этапа: | Педагогические задачи: | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемый результат: | ||
I.Самоопределение к деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку; | Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | ||
II.Актуализация знаний | Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий. | - Посмотрите на слайд и постарайтесь расшифровать надпись: ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС - Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели». - Кого из великих русских писателей вы знаете? - Да, всех тех, кого вы назвали мы можем считать великими писателями. И мы сегодня с вами начинаем новый раздел, который так и называется «Великие русские писатели». Подумайте и предположите, в этом разделе, о чем мы с вами поговорим? Что мы будем изучать? - Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся. - Чему мы научимся? - Чему мы будем учиться? - Великих русских писателей много. Сегодня мы будем изучать творчество конкретного писателя. Определить тему вам поможет следующее задание. Посмотрите на слайд. Прочтите отрывки стихотворений про себя. Кто прочтет вслух выразительно? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; - Ребята вы знаете чьи это стихотворения? - Кто автор? —Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете? | - Великие русские писатели. - Тот, кто написал много книг, был известным. -Пушкин, Лермонтов, Толстой. -Стихотворения, басни, рассказы. Ученик читает. Ученик читает чему научимся. Ученик читает чему будем учиться. - Да. -Александр Сергеевич Пушкин. | Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу | ||
III.Постановка учебной задачи | Формирование темы урока, определение цели | - Кто предположит, мы продолжим знакомиться с творчеством какого поэта? - Да, сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Его творчество вы начали изучать еще в 1 классе. - Как вы думаете, какая цель нашего урока? | - С творчеством А.С. Пушкина. -Узнать больше о творчестве Пушкина. Пополнить свои знания о творчестве и о жизни А.С. Пушкина. Познакомиться с новыми произведениями. | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Предметные: - познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина. | ||
IV.Работа по теме урока | Открытие новых знаний | — Ребята, что вы помните об Александре Сергеевиче и о его творчестве? - Узнать о жизни Александра Сергеевича мы сможем, выполнив следующее задание. Я раздам вам листочки с текстом. На каждом листочке будет вопрос, ответ на который есть в тексте. Ваша задача найти ответ и потом рассказать его устно перед классом. Работать вы будете в группах. Напомните мне пожалуйста правила групповой работы. - Молодцы, приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты. - А теперь давайте проверим. «Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», – писал в своем дневнике Александр Блок. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I, Пушкин вошёл в жизнь празднично. В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства. Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя – Василий Львович – был известным поэтом. Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта. Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию». Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски. Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только проявлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык. - С няней всё понятно, а вот кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»? Это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель. - А теперь, когда вы уже знаете некоторые произведения Александра Сергеевича, давайте мы с вами поиграем. На слайдах будут появляться отрывки произведений, вам нужно угадать жанр произведения. Напомните, какие бывают жанры. - Литературный жанр – это группа произведений, объединённая общими чертами. 1. - Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. 2. - Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. 3. - Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. - Ребята, какой отрывок лишним? - Как вы это поняли? - Да, сегодня мы познакомимся еще с несколькими стихотворениями Александра Сергеевича. - Откройте учебники на 85 странице. - Послушайте выразительное чтение этого отрывка. - Вам понравилось? - Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно. - Есть ли незнакомые для вас слова? - «Знойное» - зной, сильная жара. - Обратите внимание: в слове «страны’» ударение стоит на последнем слоге. Как вы думаете для чего это сделано? - Это сделано для рифмовки – «страны’- весны’». - Как автор называет весну? - Почему людям скучно становится, когда приходит осень? -Какое настроение передает это стихотворение? - Молодцы! Прочитайте про себя это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно? | - Он учился в Царскосельском лицее, умел рисовать, писал стихотворения. Один из учеников рассказывает о правилах групповой работы - Басни, рассказы, сказки, стихотворения. - Сказка. - Сказка. - Стихотворение. - Последний. - 2 отрывка из сказок, 3 из стихотворения. - Да. - «Лето знойное». - Чтобы лучше звучало. - Автор называет весну красой природы. - Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края. - Грустное, печальное. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: - познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина; - научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - отвечать на вопросы, формулировать вывод. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; | ||
V.Физкультминутка | Отдых детей | -Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку. | Дети выполняют физкультминутку. | |||
VI. Закрепление изученного материала | Закрепить умения обучающихся | - Посмотрим на следующее стихотворение. Послушайте. – Какие чувства у вас возникли после прочтения? – Как бы вы озаглавили этот отрывок? - Какие картины осенней природы вам представились? - Как вы понимаете: «небо осенью дышало»? О ком обычно говорят дышит, дышал, дышало? - Как небо может дышать осенью? Что имеется здесь ввиду? - Какой использован поэтический приём? Знаете, его название? Это олицетворение. – О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите. - Да. “Ложился на поля туман” – ноябрь – это последний и самый туманный осенний месяц, также гуси улетают. - Как вы понимаете: «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»? - Как вы понимаете слово «таинственный»? ТАИНСТВЕННЫЙ – заключающий в себе тайну (загадочный) – Найдите значение слова “сень” в словаре учебника (с. 218). - Да, получается, что СЕНЬ – это то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь, т. е. ПОКРОВ - Каким бывает покров у леса? - Что такое «таинственный», «печальный»? - Кто видел летящих в небе журавлей, гусей? - Как они летят? – Как понимаете слово “караван”? Караван – движущаяся вереница – друг за другом. - Какая пора приближалась? - Удалось ли поэту передать стихами своё настроение с наступлением осени и зимы? - Почувствовали вы любовь поэта к родине, родной природе? - Ребята, ваше домашнее задание – выучить одно из двух стихотворений, которое больше понравилось. | - Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень. - “Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора”. - О человеке, животном, т. е. о живом. - То, что становиться холоднее, холодный воздух. - Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче. - Загадочный. - СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь. - Из листьев. - Эпитеты. - Клином, караваном. - Это как колонна. - Зимняя. - Удалось. - Пушкин очень точно описывает природу. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Предметные: - познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина; - научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - отвечать на вопросы, формулировать вывод. | ||
VII.Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов урока, определение достижений обучающихся на уроке. | - Напомните мне тему урока. — Чем занимались на уроке? — Какой раздел мы начали изучать? — Что нового узнали на уроке? - Оцените свою работу на уроке, используя смайлики. - Почему ты выбрал такой смайлик? - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! | - Творчество А.С. Пушкина. - Изучали творчество А.С. Пушкина. - Великие русские писатели. | Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. |
Список использованной литературы:
- Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "
Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...
Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...
Технологическая карта урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Зощенко "Великие путешественники.Задачи урокаДидактиче...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"
Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...
Технологическая карта урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
В технологической карте расписаны все зтапы урока...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....