Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "А.С. Пушкин - великий русский поэт."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России»,  Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.  Тема урока "А.С. Пушкин -  великий русский поэт."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literturnogo_chtenie_3_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (литературное чтение)

Программа, автор (ы)

«Школа России»,  Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

Великие русские писатели.

Тема урока

А.С. Пушкин -  великий русский поэт.

Цели урока

Формирование читательской компетентности в процессе знакомства с творчеством и биографией А.С. Пушкина.

Основное содержание урока

Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина

Термины и понятия

«Биография», «сказка», «стихотворение»,

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

- познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина;  

- научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- отвечать на вопросы, формулировать вывод.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Русский язык

Изобразительное искусство

Мультимедийная  презентация,  учебник К.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

- Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы.

1. Приветствуют учителя;

2. Показывают готовность к уроку;

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

- Посмотрите на слайд и постарайтесь расшифровать надпись: ИКЕЛЕВИ ИКСРСУЕ ТАИПИЛЕС

- Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Великие русские писатели».

- Кого из великих русских писателей вы знаете?

- Да, всех тех, кого вы назвали мы можем считать великими писателями. И мы сегодня с вами начинаем новый раздел, который так и называется «Великие русские писатели». Подумайте и предположите, в этом разделе, о чем мы с вами поговорим? Что мы будем изучать?

- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 81. Прочитайте, с чем мы познакомимся.

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

- Великих русских писателей много. Сегодня мы будем изучать творчество конкретного писателя. Определить тему вам поможет следующее задание. Посмотрите на слайд. Прочтите отрывки стихотворений про себя. Кто прочтет вслух выразительно?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

- Ребята вы знаете чьи это стихотворения?

- Кто автор?

—Какие произведения Александра Сергеевича вы читали или знаете?

- Великие русские писатели.

- Тот, кто написал много книг, был известным.

-Пушкин, Лермонтов, Толстой.

-Стихотворения, басни, рассказы.

Ученик читает.

Ученик читает чему научимся.

Ученик читает чему будем учиться.

- Да.

-Александр Сергеевич Пушкин.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

- Кто предположит, мы продолжим знакомиться с творчеством какого поэта?

- Да, сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Его творчество вы начали изучать еще в 1 классе.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

- С творчеством А.С. Пушкина.

-Узнать больше о творчестве Пушкина. Пополнить свои знания о творчестве и о жизни А.С. Пушкина. Познакомиться с новыми произведениями.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

- познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина.

IV.Работа по теме урока

Открытие новых знаний

— Ребята, что вы помните об Александре Сергеевиче и о его творчестве?

-  Узнать о жизни Александра Сергеевича мы сможем, выполнив следующее задание. Я раздам вам листочки с текстом. На каждом листочке будет вопрос, ответ на который есть в тексте. Ваша задача найти ответ и потом рассказать его устно перед классом. Работать вы будете в группах. Напомните мне пожалуйста правила групповой работы.  

- Молодцы, приступайте к выполнению, у вас есть 3 минуты.

- А теперь давайте проверим.

«Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: ПУШКИН. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», – писал в своем дневнике Александр Блок.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I, Пушкин вошёл в жизнь празднично.

В семье Александра между собой говорили на французском языке, который в те годы был языком общения московского дворянства.

Отец Саши любил французскую литературу, собрал большую библиотеку и даже писал стихи. Дядя – Василий Львович – был известным поэтом.

Саша рано научился читать и охотно делал это сам. Но больше любил, когда ему читали вслух.

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски.

Когда Саше исполнилось шесть лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразила воображение будущего поэта.

Биографы Пушкина вспоминают: «Едва дохнул он привольным воздухом сельской природы, как сделался неузнаваемым. В характере его произошла резкая перемена. Прежняя сонливость сменилась вдруг резвостию и шалостию».

Именно бабушка учила маленького Сашу писать по-русски.

Няня Арина Родионовна и дядька Никита рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество восхитительных стихов, повестей и даже роман в стихах «Евгений Онегин», но продолжал любить сказки. Как только проявлялась возможность, он просил старенькую няню рассказать ему про спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки Пушкин записал в стихах, и теперь их читают и перечитывают все, кто знает и любит русский язык.

- С няней всё понятно, а вот кто такой «дядька», не «дядя», а именно «дядька»? Это не злой дядя, а так называли в дворянских семьях воспитателя для мальчиков, у каждого мальчика был свой воспитатель.

- А теперь, когда вы уже знаете некоторые произведения Александра Сергеевича, давайте мы с вами поиграем. На слайдах будут появляться отрывки произведений, вам нужно угадать жанр произведения. Напомните, какие бывают жанры.

- Литературный жанр – это группа произведений, объединённая общими чертами.

1. - Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

2. - Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

3. - Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

- Ребята, какой отрывок лишним?

- Как вы это поняли?

- Да, сегодня мы познакомимся еще с несколькими стихотворениями Александра Сергеевича.

- Откройте учебники на 85 странице.

- Послушайте выразительное чтение этого отрывка.

- Вам понравилось?

- Теперь прочитайте ещё раз самостоятельно.

- Есть ли незнакомые для вас слова?

- «Знойное» - зной, сильная жара.

- Обратите внимание: в слове «страны’» ударение стоит на последнем слоге. Как вы думаете для чего это сделано?

- Это сделано для рифмовки – «страны’- весны’».

- Как автор называет весну?

- Почему людям скучно становится, когда приходит осень?

-Какое настроение передает это стихотворение?

- Молодцы! Прочитайте про себя это стихотворение. Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?

- Он учился в Царскосельском лицее, умел рисовать, писал стихотворения.

Один из учеников рассказывает о правилах групповой работы

- Басни, рассказы, сказки, стихотворения.

- Сказка.

- Сказка.

- Стихотворение.

- Последний.

- 2 отрывка из сказок, 3 из стихотворения.

-

Да.

- «Лето знойное».

- Чтобы лучше звучало.

- Автор называет весну красой природы.

- Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.

- Грустное, печальное.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

 - познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина;  

- научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- отвечать на вопросы, формулировать вывод.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

- Посмотрим на следующее стихотворение. Послушайте.

– Какие чувства у вас возникли после прочтения?

– Как бы вы озаглавили этот отрывок?

- Какие картины осенней природы вам представились?

- Как вы понимаете: «небо осенью дышало»? О ком обычно говорят дышит, дышал, дышало?

- Как небо может дышать осенью? Что имеется здесь ввиду?

- Какой использован поэтический приём? Знаете, его название? Это олицетворение.

– О каком периоде осени говорится в стихотворении? Докажите.

- Да. “Ложился на поля туман” – ноябрь – это последний и самый туманный осенний месяц, также гуси улетают.

- Как вы понимаете: «Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась…»?

- Как вы понимаете слово «таинственный»?

ТАИНСТВЕННЫЙ – заключающий в себе тайну (загадочный)

– Найдите значение слова “сень” в словаре учебника (с. 218).

- Да, получается, что СЕНЬ – это то, что покрывает кого-нибудь или что-нибудь, т. е. ПОКРОВ

- Каким бывает покров у леса?

- Что такое «таинственный», «печальный»?

- Кто видел летящих в небе журавлей, гусей?

- Как они летят?

– Как понимаете слово “караван”? Караван – движущаяся вереница – друг за другом.

- Какая пора приближалась?

- Удалось ли поэту передать стихами своё настроение с наступлением осени и зимы?

- Почувствовали вы любовь поэта к родине, родной природе?

- Ребята, ваше домашнее задание – выучить одно из двух стихотворений, которое больше понравилось.

- Когда я читал стихотворение, мне стало грустно, ведь наступила осень.

- “Осень”, “Осень наступила”, “Скучная пора”.

- О человеке, животном, т. е. о живом.

- То, что становиться холоднее, холодный воздух.

 - Здесь говорится о поздней осени, т. к. день становится короче.

- Загадочный.

- СЕНЬ – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

- Из листьев.

- Эпитеты.

- Клином, караваном.

- Это как колонна.

- Зимняя.

- Удалось.

- Пушкин очень точно описывает природу.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- познакомить с биографией и творчеством поэта А. С. Пушкина;  

- научить читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- отвечать на вопросы, формулировать вывод.

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

- Напомните мне тему урока.

— Чем занимались на уроке?

— Какой раздел мы начали изучать?

— Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

- Почему ты выбрал такой смайлик?

- Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок!

- Творчество А.С. Пушкина.

- Изучали творчество А.С. Пушкина.

- Великие русские писатели.

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть.
  2. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "А. С. Пушкин. Лирические стихотворения "

Педагогические задачи: создать условия для обучения формулировке темы урока на основе ключевых слов, составления плана урока, проведения рефлексии на основе данного плана, наблюдения за словом в текст...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Технологическая карта урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Зощенко "Великие путешественники.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему : "Люблю природу русскую. Весна"

Конспект урока по литературному чтению "Люблю природу русскую. Весна"...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....