Урок чтения. Тема: Драгунский "Главные реки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
th_dragunskiy_glavnye_reki.docx | 32.59 КБ |
dragunskiy_glavnye_reki.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
УМК: «Школа России»
Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Главные реки».
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Формирование представления о В. Ю. Драгунском и его произведении «Главные реки».
Задачи урока:
Обучающие:
- Узнать от творчестве В. Ю. Драгунского.
- Познакомится с рассказом «Главные реки».
- Узнать главную мысль произведения «Главные реки».
Развивающие:
- Способствовать развитию навыка выразительного чтения.
- Способствовать развитию навыка чтения по ролям.
- Способствовать развитию устной речи.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию чувства ответственности.
- Способствовать воспитанию интереса к самостоятельному чтению литературы.
- Способствовать воспитанию доброжелательности в отношении с людьми и жизнерадостного настроя.
Планируемые результаты (для ученика):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение читать с выражением. Умение читать по ролям. Умение выделять главную мысль в произведении. Умение анализировать прочитанный текст. | Коммуникативные: Умение работать в парах. Умение дискутировать с одноклассниками. Регулятивные: Умение производить самоконтроль. Умение оценивать свои поступки. Познавательные: Умение находить ответ в данном источнике информации. Умение давать полный, развернутый ответ. | Умение формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы и приемы обучения: Рассказ, пересказ биографии, иллюстрирование, беседа, опрос, дискуссия, прием «Удивляй».
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: самоконтроль.
Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы: учебник, презентация.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | методы обучения; формы организации учебной деятельности (Ф, П, Г, И) формы контроля |
| - Ребята, здравствуйте. Садитесь. У каждого на столе должен лежать учебник. | Приветствуют учителя | Фронтальная работа |
| - Начнем наш урок с речевой разминки. На слайде скороговорки, прочитаем. - Теперь прочитаем эти строчки быстро, еще быстрее. - А теперь прочитаем вопросительно. - А теперь выразительно. - Молодцы, у вас хорошо получилось читать скороговорки. | -Да-да-да из трубы бежит вода; -Ды-ды-ды мы пошли по ягоды; -До-до-до на дереве гнездо. | Прием «речевая разминка» |
| -Ребята, а у вас бывало так, что вам нужно было что-то выполнить, но вы этого не сделали? - Как вы себя чувствовали в этот момент? - Какие последствия вас ждали после этого? | Учащиеся рассказывают свои ситуации из жизни. Описывают свое эмоциональное состояние и исход ситуации. | Фронтальная работа. Беседа |
| - Сегодня мы будем читать произведение об одном мальчишке, который попал в похожую ситуацию. - Посмотрим, как он себя вел и чувствовал. | Слушают учителя. | Прием «Закинуть удочку» |
| - Откройте учебник на 17-той странице. - Прочитаем название произведения. - Это произведение написал Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский. (слайд). -Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, куда семья его родителей уехала из Гомеля в поисках лучшей жизни. Не найдя ее в США, они вернулись в Российскую империю. Оставшись с одной матерью, проживая к тому времени в Москве, Драгунский рано начал работать. Был токарем, шорником, лодочником. В 1930 году стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. С 1935 года выступал как актер, позже работал цирковым клоуном. С 1940 года начал публиковать фельетоны и юмористические рассказы. В годы войны участвовал в народном ополчении, выступал с другими артистами перед бойцами на фронте. В 1948 году организовал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка», просуществовавший десять лет. Коллектив пользовался популярностью. Совместно с соавтором в «Синей птичке» Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, впоследствии исполнявшимся на эстраде. С 1959 года Драгунский начинает писать веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблева, которые стали классикой детской литературы. «Денискины рассказы» выдержали множество переизданий, переведены на другие языки. Есть у писателя и «взрослые» произведения: повести «Он упал на траву» (1961) и «Сегодня и ежедневно» (1964), рассказы. Умер В. Драгунский в 1972 году. - Ребята, простая жизнь была у Драгунского? - Но он все равно радовался, и дарил смех людям. На тяжелой работе, фронте, в цирке и в интереснейших рассказах. Так и нам нужно дарить людям радостные моменты. Хотя бы просто приветливо улыбнутся друг другу при встрече. - Немного расскажу об одной из его книг – «Денискины рассказы». Книга, из которой мы сегодня с вами прочитаем рассказ. С Дениской часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке. Мама долго не могла уговорить сына съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул её через окно, а сам сказал маме, что съел её. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что всё тайное становится явным. Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся: его мама была в санатории и некому было сделать карнавальный костюм. Но Дениска не растерялся: он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм. - Есть и другие его рассказы о Дениске, которые, я вам рекомендую прочесть, их все можно найти в одной книге. -Вернемся к нашему произведению. Начнем читать с первого ряда по цепочке, пока я вас не остановлю. Пока один читает, все остальные следят по тексту. - Здесь мы выберем двух ребят, которые будут читать за учительницу Раису Ивановну, Дениску и автора. - Меняем чтецов. - Ребята, может кто-нибудь знает настоящее название этой реки? - Миссисипи находится в Северной Америке на территории США, ее бассейн продолжается в Канаде. Река Миссисипи занимает 3-е место в списке рек мира по протяженности. | Открывают учебник. - «Главные реки». Слушают биографию. Рассматривают фотографии Драгунского в роли клоуна, писателя, актера. - Нет. Его жизнь была достаточна трудная. Он много работал и был на войне. Слушают краткий пересказ рассказов из книги «Денискины рассказы». - Рассматривают названия и обложки книг автора. Рассматривают иллюстрации по рассказам Драгунского. Читают текст по цепочке. Читают по ролям. Меняются. -Миссисипи. Слушают и рассматривают фотографии реки. | Фронтальная работа. Рассказ Пересказ биографии писателя Дискуссия Мотивация на положительное настроение и доброжелательное поведение Пересказ рассказов из книги. Иллюстрирование Чтение произведения вслух Прием «Удивляй» |
| -Под произведением есть вопросы по тексту. Прочитаем первый. - Второй вопрос. Первую часть. - Вторая часть второго вопроса. - Третий вопрос читаем и разбираем с соседом. - И самый главный вопрос, о котором мы говорили в начале урока, когда говорили о невыполненных обязанностях. - Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего? | - От чьего имени ведется рассказ? От Дениски. -К каким уловкам прибегает Дениска, для того чтобы исправить положение? Пытается понять подсказки друзей, всячески выкрутиться, тянуть время, прикидываться дурачком. -Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни. - Подсказки ему не помогли, ведь, если человек не знает о чем идет речь, он не сможет обмануть других, будто он что-то понимает. Обсуждают в парах. Дают свои варианты ответа. - Что нужно неукоризненно выполнять свои обязанности. | Фронтальная работа. Парная работа. |
| - Давайте выясним, какое именно качество характера высмеивает автор. Подумайте и подберите подходящие варианты про себя. - Проверим, что у нас получилось. -Я вам представлю свой вариант, вы сравните. | -Анализируют персонажа и мораль рассказа. Свои варианты ответа. Сравнивают свои ответы и ответ учителя. | Фронтальная работа. Самоконтроль |
| - Ребята, о каком детском писателе мы с вами сегодня говорили? Назовите его имя и фамилию. - Кем опробовал себя этот писатель до своей писательской карьеры? - Как называется его самая известная книга, о которой я вам рассказывала и один из рассказов которой мы с вами читали на уроке? | - Виктор Драгунский. Был токарем, шорником, лодочником. Работал клоуном и актером. - Денискины рассказы. | Опрос. |
| - Ребята, отобразите свое настроение после прочтения рассказа на этих смайликах. - Поднимите смайлики, покажите свое настроение друзьям. | Рисуют эмоции на смайликах Обратная связь. | Прием «смайлики» |
| - открываем дневники. Записываем подготовить пересказ к прочитанному рассказу. - Ребята, всем, спасибо, за урок. Жду нашей следующей встречи. | Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | Запись домашнего задания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Произведения Драгунского
Миссисипи « большая река»
Лень Безответственность Упорность во вранье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.
К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...
Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».
Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...
Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные: · ...
Урок чтения.Тема:Дифференциация звуков Д-Т. Чтение небольших текстов из 2-4 предложений.
Урок основан на требованиях ФГОС НОО....
Конспект урока чтения. Тема: Чтение небольших текстов. Разучивание с голоса учителя четверостишия.
Материал будет полезен для учителей, работающих с детьми с ОВЗ....
Конспект урока чтения. Тема урока: «Барсук» По Е Чарушину.
Цель урока: Познакомить с содержанием произведения, отрабатывать навык выразительного, осознанного чтения.Задачи урока:1.Образовательные:- формировать навыки правильного, выразительного чтения,...