Урок чтения. Тема: Драгунский "Главные реки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл th_dragunskiy_glavnye_reki.docx32.59 КБ
Файл dragunskiy_glavnye_reki.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

УМК: «Школа России»

Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Главные реки».

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формирование представления о В. Ю. Драгунском и его произведении «Главные реки».

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Узнать от творчестве В. Ю. Драгунского.
  2. Познакомится с рассказом «Главные реки».
  3. Узнать главную мысль произведения «Главные реки».

Развивающие:

  1. Способствовать развитию навыка выразительного чтения.
  2. Способствовать развитию навыка чтения по ролям.
  3. Способствовать развитию устной речи.

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию чувства ответственности.
  2. Способствовать воспитанию интереса к самостоятельному чтению литературы.
  3. Способствовать воспитанию доброжелательности в отношении с людьми и жизнерадостного настроя.

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение читать с выражением.

Умение читать по ролям.

Умение выделять главную мысль в произведении.

Умение анализировать прочитанный текст.

Коммуникативные:

Умение работать в парах.

Умение дискутировать с одноклассниками.

Регулятивные:

Умение производить самоконтроль.

Умение оценивать свои поступки.

Познавательные:

Умение находить ответ в данном источнике информации.

Умение давать полный, развернутый ответ.

Умение формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Методы и приемы обучения: Рассказ, пересказ биографии, иллюстрирование, беседа, опрос, дискуссия, прием «Удивляй».

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: самоконтроль.

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы: учебник, презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

- Ребята, здравствуйте. Садитесь. У каждого на столе должен лежать учебник.

Приветствуют учителя

Фронтальная работа

  1. Актуализация знаний по теме

- Начнем наш урок с речевой разминки.

На слайде скороговорки, прочитаем.

- Теперь прочитаем эти строчки быстро, еще быстрее.

- А теперь прочитаем вопросительно.

- А теперь выразительно.

- Молодцы, у вас хорошо получилось читать скороговорки.

-Да-да-да из трубы бежит вода;

-Ды-ды-ды мы пошли по ягоды;

-До-до-до на дереве гнездо.

Прием «речевая разминка»

  1. Этап выявления места и причины затруднений

-Ребята, а у вас бывало так, что вам нужно было что-то выполнить, но вы этого не сделали?

- Как вы себя чувствовали в этот момент?

- Какие последствия вас ждали после этого?

Учащиеся рассказывают свои ситуации из жизни.

Описывают свое эмоциональное состояние и исход ситуации.

Фронтальная работа.

Беседа

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

- Сегодня мы будем читать произведение об одном мальчишке, который попал в похожую ситуацию.

- Посмотрим, как он себя вел и чувствовал.

Слушают учителя.

Прием «Закинуть удочку»

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

- Откройте учебник на 17-той странице.

- Прочитаем название произведения.

- Это произведение написал Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский. (слайд).

-Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, куда семья его родителей уехала из Гомеля в поисках лучшей жизни. Не найдя ее в США, они вернулись в Российскую империю.

Оставшись с одной матерью, проживая к тому времени в Москве, Драгунский рано начал работать. Был токарем, шорником, лодочником.

В 1930 году стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. С 1935 года выступал как актер, позже работал цирковым клоуном. С 1940 года начал публиковать фельетоны и юмористические рассказы. В годы войны участвовал в народном ополчении, выступал с другими артистами перед бойцами на фронте.

В 1948 году организовал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка», просуществовавший десять лет. Коллектив пользовался популярностью. Совместно с соавтором в «Синей птичке» Людмилой Давидович сочинил текст к нескольким песням, впоследствии исполнявшимся на эстраде.

С 1959 года Драгунский начинает писать веселые рассказы про мальчика Дениса Кораблева, которые стали классикой детской литературы. «Денискины рассказы» выдержали множество переизданий, переведены на другие языки.

Есть у писателя и «взрослые» произведения: повести «Он упал на траву» (1961) и «Сегодня и ежедневно» (1964), рассказы.

Умер В. Драгунский в 1972 году.

- Ребята, простая жизнь была у Драгунского?

- Но он все равно радовался, и дарил смех людям. На тяжелой работе, фронте, в цирке и в интереснейших рассказах. Так и нам нужно дарить людям радостные моменты. Хотя бы просто приветливо улыбнутся друг другу при встрече.

- Немного расскажу об одной из его книг – «Денискины рассказы». Книга, из которой мы сегодня с вами прочитаем рассказ.

С Дениской часто случаются забавные происшествия. Однажды, когда Дениске было очень скучно, он решил обменять свой чудесный игрушечный самосвал на светлячка в коробке.

Мама долго не могла уговорить сына съесть кашу. Но мальчик так не любил кашу, что выкинул её через окно, а сам сказал маме, что съел её. Но вскоре выяснилось, что каша попала на прохожего, и Дениске крепко досталось от мамы. Так мальчик впервые понял, что всё тайное становится явным.

Когда в школе начались каникулы, учительница пообещала ребятам провести костюмированный утренник. Мишка сказал, что будет в костюме гнома, а Дениска растерялся: его мама была в санатории и некому было сделать карнавальный костюм. Но Дениска не растерялся: он надел рыбацкие сапоги, соломенную шляпку с цветами, пришил к штанам хвост и нарисовал себе усы. Так он стал Котом в сапогах и выиграл на утреннике две книги за лучший костюм.

- Есть и другие его рассказы о Дениске, которые, я вам рекомендую прочесть, их все можно найти в одной книге.

-Вернемся к нашему произведению. Начнем читать с первого ряда по цепочке, пока я вас не остановлю. Пока один читает, все остальные следят по тексту.

- Здесь мы выберем двух ребят, которые будут читать за учительницу Раису Ивановну, Дениску и автора.

- Меняем чтецов.

- Ребята, может кто-нибудь знает настоящее название этой реки?

- Миссисипи находится в Северной Америке на территории США, ее бассейн продолжается в Канаде. Река Миссисипи занимает 3-е место в списке рек мира по протяженности.

Открывают учебник.

- «Главные реки».

Слушают биографию.

Рассматривают фотографии Драгунского в роли клоуна, писателя, актера.

- Нет. Его жизнь была достаточна трудная. Он много работал и был на войне.

Слушают краткий пересказ рассказов из книги «Денискины рассказы».

- Рассматривают названия и обложки книг автора.

Рассматривают иллюстрации по рассказам Драгунского.

Читают текст по цепочке.

Читают по ролям.

Меняются.

-Миссисипи.

Слушают и рассматривают фотографии реки.

Фронтальная работа.

Рассказ

Пересказ биографии писателя

Дискуссия

Мотивация на положительное настроение и доброжелательное поведение

Пересказ рассказов из книги.

Иллюстрирование

Чтение произведения вслух

Прием «Удивляй»

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

-Под произведением есть вопросы по тексту. Прочитаем первый.

- Второй вопрос. Первую часть.

- Вторая часть второго вопроса.

- Третий вопрос читаем и разбираем с соседом.

- И самый главный вопрос, о котором мы говорили в начале урока, когда говорили о невыполненных обязанностях.

- Какой урок извлек Дениска из всего произошедшего?

- От чьего имени ведется рассказ? От Дениски.

-К каким уловкам прибегает Дениска, для того чтобы исправить положение? Пытается понять подсказки друзей, всячески выкрутиться, тянуть время, прикидываться дурачком.

-Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.

- Подсказки ему не помогли, ведь, если человек не знает о чем идет речь, он не сможет обмануть других, будто он что-то понимает.

Обсуждают в парах. Дают свои варианты ответа.

- Что нужно неукоризненно выполнять свои обязанности.

Фронтальная работа.

Парная работа.

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

- Давайте выясним, какое именно качество характера высмеивает автор. Подумайте и подберите подходящие варианты про себя.

- Проверим, что у нас получилось.

-Я вам представлю свой вариант, вы сравните.

-Анализируют персонажа и мораль рассказа.

Свои варианты ответа.

Сравнивают свои ответы и ответ учителя.

Фронтальная работа. Самоконтроль

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

- Ребята, о каком детском писателе мы с вами сегодня говорили? Назовите его имя и фамилию.

- Кем опробовал себя этот писатель до своей писательской карьеры?

- Как называется его самая известная книга, о которой я вам рассказывала и один из рассказов которой мы с вами читали на уроке?

- Виктор Драгунский.

Был токарем, шорником, лодочником. Работал клоуном и актером.

- Денискины рассказы.

Опрос.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Ребята, отобразите свое настроение после прочтения рассказа на этих смайликах.

- Поднимите смайлики, покажите свое настроение друзьям.

Рисуют эмоции на смайликах

Обратная связь.

Прием «смайлики»

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

- открываем дневники. Записываем подготовить пересказ к прочитанному рассказу.

- Ребята, всем, спасибо, за урок. Жду нашей следующей встречи.

Записывают домашнее задание.

Прощаются с учителем.

Запись домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский

Слайд 2

Произведения Драгунского

Слайд 4

Миссисипи « большая река»

Слайд 5

Лень Безответственность Упорность во вранье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».

Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные:     ·        ...

Конспект урока чтения. Тема урока: «Барсук» По Е Чарушину.

Цель урока: Познакомить с содержанием произведения, отрабатывать навык выразительного, осознанного чтения.Задачи урока:1.Образовательные:- формировать навыки правильного,  выразительного чтения,...