Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_gusi_lebedi_avtosohranennyy.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Цель урока: ознакомление учащихся с видом волшебных сказок, посредством изучения русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Задачи урока:
Дидактическая:
- Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди».
- Формировать умение различать сказки по жанрам: волшебные, бытовые, о животных.
Развивающая:
- Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.
- Развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
- Воспитывать интерес к чтению художественных произведений.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, презентация, задания, компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | |||||||||
1.Организационный этап | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Словесный, чтение стихотворения | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Приложение 1 | Приветствуют учителя. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная, индивидуальная | Чтение текста со слайда презентации | Самоконтроль | Осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р) | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | |
2. Актуализация знаний. | Актуализировать знания по изучаемому произведению | Словесный, беседа | Проведение речевой разминки. Повторение пройденного материала. Задает вопросы по изученной сказке. Приложение 2. | Участвуют в речевой разминке. Отвечают на вопросы по домашнему заданию. | Фронтальная, индивидуальная | Взаимоконтроль | Запоминание необходимой информации. | Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности(Р). | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. | ||
3. Постановка цели и задач урока | Развивать понимать и определять учебную умение задачу. | Наглядн.: учебная презентация Словес.: учебный диалог Практич.: работа с заданием | Посредством чтения стихотворения подталкивает детей к определению темы урока. Наводящими вопросами подводит к постановке целей и задач. Проведение литературной викторины. Приложение 3. | Читают стихотворение и определяют тему урока. Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи. Участвуют в литературной викторине. | Фронтальная | Задание на слайде | Самоконтроль | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение слушать и понимать речь других. | Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли. | |
4. Физминутка | Предупредить и снять умственное и физическое утомление. | Словесный, слово учителя | Проведение физкультминутки. Приложение 4. | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Самоконтроль | Приобщение к здоровому образу жизни. | ||||
5. Изучение нового материала | Познакомить с жизнью и творчеством Драгунского | Словесный, рассказ учителя, беседа | Знакомство с новым видом сказок. Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди». Организация работы с иллюстрациями. Организация словарной работы. Игра «Кто здесь лишний?» Первичное чтение произведения Проверка восприятия чтения Приложение 5. | Слушают, отвечают на вопросы. Слушают чтение учителя, принимают участие в чтении сказки. Знакомятся с новыми словами. Читают сказку по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями об услышанной сказке. Участвуют в учебном диалоге. Участвуют в игре «Кто здесь лишний?» | Фронтальная | Прослушивание чтения | Самоконтроль | Строят речевое высказывание в устной форме. Свободно ориентируются в учебной книге. Воспроизводят раннее полученную информацию. | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждеУчаствуют в диалоге, слушают и понимают других (К) | Высказывать своё мнение и отношение. Высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам. . | |
6. Вторичное чтение произведения | Способствовать развитию техники и выразительности чтения | Словесный, чтение по ролям | Организовывает выразительное чтение учащихся по ролям, проводит беседу по прочитанному произведению Приложение 6 | Выразительно читают сказку по ролям. Участвуют в учебном диалоге. Высказывают свое мнение. Делятся впечатлениями о прочитанной сказки. Выполняют анализ сказки. | Фронтальная | Чтение рассказа из учебника | Самоконтроль | Работают над улучшением техники чтения | Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения (К) | Эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции | |
7. Подведение итогов урока | Структурировать и обобщить изученное | Словесный | Задает вопросы по теме урока, возвращается к поставленным задачам и предлагает оценить их достижение. Приложение 7. | Подводят итоги урока. Отвечают на поставленные вопросы. | Фронтальная | Самоконтроль | Структурируют знания; | Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; Аргументация своего мнения и позиции. | |||
8. Информация о домашнем задании | Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад. | Словесный | Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з. Приложение 8. | Записывают домашнее задание | Фронтальная | Самоконтроль | Проявляют интерес к обучению | ||||
9. Рефлексия | Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке | Словесный, самооценивание | Организует рефлексию Приложение 9. | Оценивают свою деятельность на уроке | Индивидуальная | Самоконтроль | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности (Л) |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо. Наш урок будет необычным и даже немножко волшебным.
- Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку отправляемся туда.
- И так, если вы готовы, отправиться в сказку, то поднимите правую руку. Очень хорошо, тогда не будем терять ни минуты!
Приложение 2.
- Давайте прочитаем стихотворение со слайда.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
Домашним заданием было прочитать сказку «Каша из топора» и ответить на вопросы по произведению.
- Назовите автора сказки.
- Кто главные герои сказки, сколько их?
- Почему старушка не захотела накормить солдата?
- Что попросил солдат у старушки в первую очередь?
- Что потом, какая была последовательность?
- Что двигало старушкой, когда она давала солдату пшено, соль, масло?
- Что в итоге солдат сварил?
- Почему солдат и старуха не съели топор?
- Какой вы считаете старуху?
- Каким вы считаете солдата?
- Солдат хитрый или находчивый?
- Какой вывод можно сделать, каким нужно быть, чтобы выйти из безвыходных ситуаций?
Приложение 3.
- Прочитайте стихотворение:
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- О каком жанре говорится в стихотворении? (О сказке)
- Прочитайте слова, в которых говорится, зачем нужно читать сказки. (- И мудрость древнюю узнай – Они всему научат.)
- Сегодня мы вновь, побываем в гостях у сказки.
- Что такое сказка? (Сказка – вымышленная история, она всегда нас чему-то учит.)
- Давайте объединимся в пары и проведем литературную викторину. Проверим как вы знаете сказки.
- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот.)
- Кого вылепил старик со старухой из снега? (Снегурочку.)
- Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках.)
- Назовите героя русской народной сказки, который путешествовал на печи. (Емеля.)
- Из чего варил кашу солдат в русской народной сказке? (Из топора.)
- Ребята, что объединяет все вопросы нашей викторины?
- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки.)
- Правильно. Сегодня мы продолжим изучать сказки. Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Народные и авторские.)
- Какие виды народных сказок вам уже знакомы? (Бытовые, о животных.) Приведите примеры сказок.
- Отгадайте загадку.
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
- По каким признакам вам удалось отгадать загадку? (Красные лапки, длинная шея, щиплет)
- Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся на уроке?
Приложение 4.
- Давайте немного отдохнем.
-Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три-четыре,
И на месте поскакать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Приложение 5.
- Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте название сказки, которую сегодня на уроке мы будем изучать. («Гуси-Лебеди»)
- Есть ли автор у этой сказки? Какой вывод можно сделать? (Нет, это русская народная сказка.)
-Будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем?
-Какие ещё виды сказок бывают? (Волшебные)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке, можете ли вы понять, кто является героями? (Баба Яга, гуси, девочка и мальчик.)
- А известны ли вам такие животные гуси-лебеди? (Это волшебные птицы)
- Кто уже читал или слышал это произведение раньше?
- Как вы думаете, наше название сказки может подойти к какому-нибудь из перечисленных жанров? (Да, это волшебная сказка)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
- Прежде чем прочитать сказку, давайте разберем непонятные слова.
Причитывать - причитать, плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо.
Кликать – громко звать.
Кудель – пучок льна, приготовленный из пряжи.
Веретено – приспособление для получения нитки из шерсти.
Устьице – отверстие в печи.
- Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушать и следить за моим чтением, я могу в любой момент остановиться и попросить вас продолжить.
- Кому понравилась сказка?
- Что в сказке было волшебного?
- Что же случилось у сестрицы?
- Был ли у нее план по спасению братца?
- Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
- Помогли они в поиске? Почему?
- Почему она не стала ничего кушать?
- Где она нашла своего братца?
- Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
- Удалось ли им вернуться домой?
- Давайте проверим насколько внимательно вы слушали сказку. Я буду называть героев сказки «Гуси-Лебеди», если этот персонаж использован в сказке, то похлопайте, если нет – то топайте.
- Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
Приложение 6.
- Сейчас мы с вами будем читать сказку по ролям. Но перед этим я предлагаю поделить сказку на 5 частей и ответить на вопросы каждой части сказки.
Вопросы к 1 части:
- Кто действующие лица сказки?
- Куда ушли отец и мать?
- Что они наказали дочери?
- Послушалась ли дочь родителей?
Вопросы ко 2 части?
- Что обнаружила девочка, когда вернулась?
- Кто унес братца?
Вопросы к 3 части:
- К кому сначала обратилась девочка за помощью?
- Помогли ли ей? Почему?
- К кому еще она обратилась за помощью? Помогли ей? Почему?
Вопросы к 4 части:
- Куда пришла девочка?
- Что хотела сделать Баба Яга?
- Какой совет дала девочке мышка?
Вопросы к 5 части:
- Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
- Кто выручал девочку?
- Почему в этот раз молочная речка, яблонька и печка помогли девочке?
- Чем закончилась сказка?
Приложение 7.
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? («Гуси-Лебеди».)
- К какому типу относится эта сказка? (Волшебная.)
- Что особенно понравилось?
- Все ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?
- Подходит ли пословица «Не дорого начало, а похвален конец» к нашей сказке? (Подходит, ведь девочка исправилась в конце пути и ей помогли все герои сказки).
- Как вы ее понимаете? (Не важно, как ты начнешь и пройдешь путь, главное, как ты его закончишь.)
- Посмотрите, есть ли в сказке троекратные повторы? (Есть. Три испытания, три раза погоня гусей-лебедей.)
- Какие признаки волшебной сказки вы запомнили?
- Кто является автором этой сказки?
Приложение 8.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо выразительно прочитать сказку «Гуси-Лебеди» и нарисовать рисунок к данной сказке.
Приложение 9.
- Какую пользу для себя вы получили от этого урока?
- На доске вы видите большое озеро, и у вас на партах лежат лебеди. Я предлагаю вам раскрасить лебедя в зеленый цвет, если у вас все получилось, и вы не испытывали затруднений в ходе урока, в желтый, если не совсем все было понятно, и в красный, если совсем ничего не получилось и вам необходимо еще поработать над сказкой, и прикрепить лебедя.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка «Гуси-лебеди»"
Конспект урока, программа "ШКОЛА РОССИИ"....
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...
Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)
В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...
Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...