Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта по литературному чтению "Русская народная сказка Гуси-Лебеди".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_gusi_lebedi_avtosohranennyy.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО: Диденко Юлия Анатольевна

Тема урока: Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Цель урока: ознакомление учащихся с видом волшебных сказок, посредством изучения русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Задачи урока:

Дидактическая:

  • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди».
  • Формировать умение различать сказки по жанрам: волшебные, бытовые, о животных.

Развивающая:

  • Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.
  • Развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

Воспитательная:

  • Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа.
  • Воспитывать интерес к чтению художественных произведений.

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. 2 класс, презентация, задания, компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное обучение

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Словесный, чтение стихотворения

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Приложение 1

Приветствуют учителя.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Чтение текста со слайда презентации

Самоконтроль

Осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р)

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р)

Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

2. Актуализация знаний.

Актуализировать знания по изучаемому произведению

Словесный, беседа

Проведение речевой разминки.

Повторение пройденного материала.

Задает вопросы по изученной сказке.

Приложение 2.

Участвуют в речевой разминке.

Отвечают на вопросы по домашнему заданию.

Фронтальная, индивидуальная

Взаимоконтроль

Запоминание необходимой информации.

Принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности(Р).

Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

3. Постановка цели и задач урока

Развивать понимать и определять учебную умение задачу.

Наглядн.: учебная презентация

Словес.: учебный диалог

Практич.: работа с заданием

Посредством чтения стихотворения подталкивает детей к определению темы урока.

Наводящими вопросами подводит к постановке целей и задач.

Проведение литературной викторины.

Приложение 3.

Читают стихотворение и определяют тему урока.

Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи.

Участвуют в литературной викторине.

Фронтальная

Задание на слайде

Самоконтроль

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение слушать и понимать речь других.

Умение правильно формулировать и выражать собственные мысли.

4. Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление.

Словесный, слово учителя

Проведение физкультминутки.

Приложение 4.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Самоконтроль

Приобщение к здоровому образу жизни.

5. Изучение нового материала

Познакомить с жизнью и творчеством Драгунского

Словесный, рассказ учителя, беседа

Знакомство с новым видом сказок.

Знакомство с русской народной сказкой «Гуси-Лебеди».

Организация работы с иллюстрациями.

Организация словарной работы.

Игра «Кто здесь лишний?»

Первичное чтение произведения

Проверка восприятия чтения

Приложение 5.

Слушают, отвечают на вопросы.

Слушают чтение учителя, принимают участие в чтении сказки.

Знакомятся с новыми словами.

Читают сказку по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Делятся впечатлениями об услышанной сказке.

Участвуют в учебном диалоге.

Участвуют в игре «Кто здесь лишний?»

Фронтальная

Прослушивание чтения

Самоконтроль

Строят речевое высказывание в устной форме.

Свободно ориентируются в учебной книге.

Воспроизводят раннее полученную информацию.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждеУчаствуют в диалоге, слушают и понимают других (К)

Высказывать своё мнение и отношение.

Высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

.

6. Вторичное чтение произведения

Способствовать развитию техники и выразительности чтения

Словесный, чтение по ролям

Организовывает выразительное чтение учащихся по ролям, проводит беседу по прочитанному произведению

Приложение 6

Выразительно читают сказку по ролям.

Участвуют в учебном диалоге.

Высказывают свое мнение.

Делятся впечатлениями о прочитанной сказки.

Выполняют анализ сказки.

Фронтальная

Чтение рассказа из учебника

Самоконтроль

Работают над улучшением техники чтения

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения (К)

Эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции

7. Подведение итогов урока

Структурировать и обобщить изученное

Словесный

Задает вопросы по теме урока, возвращается к поставленным задачам и предлагает оценить их достижение.

Приложение 7.

Подводят итоги урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальная

Самоконтроль

Структурируют знания;

Р: осмысляет уч. материал; действует с учетом выделенных учителем ориентиров;

Аргументация своего мнения и позиции.

8. Информация о домашнем задании

Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению дом.зад.

Словесный

Сообщает домашнее задание учащимся. Дает инструкцию по выполнению д/з.

Приложение 8.

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Самоконтроль

Проявляют интерес к обучению

9. Рефлексия

Открыто и осмысленно оценивать свою деятельность на уроке

Словесный, самооценивание

Организует рефлексию

Приложение 9.

Оценивают свою деятельность на уроке

Индивидуальная

Самоконтроль

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности (Л)        

Приложение 1.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо. Наш урок будет необычным и даже немножко волшебным.

- Взяв с собой тетрадь, учебник, ручку и указку отправляемся туда.

- И так, если вы готовы, отправиться в сказку, то поднимите правую руку. Очень хорошо, тогда не будем терять ни минуты!

Приложение 2.

- Давайте прочитаем стихотворение со слайда.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Домашним заданием было прочитать сказку «Каша из топора» и ответить на вопросы по произведению.

- Назовите автора сказки.

- Кто главные герои сказки, сколько их?

- Почему старушка не захотела накормить солдата?

- Что попросил солдат у старушки в первую очередь?

- Что потом, какая была последовательность?

- Что двигало старушкой, когда она давала солдату пшено, соль, масло?

- Что в итоге солдат сварил?

- Почему солдат и старуха не съели топор?

- Какой вы считаете старуху?

- Каким вы считаете солдата?

- Солдат хитрый или находчивый?

- Какой вывод можно сделать, каким нужно быть, чтобы выйти из безвыходных ситуаций?

Приложение 3.

- Прочитайте стихотворение:

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

- О каком жанре говорится в стихотворении? (О сказке)

- Прочитайте слова, в которых говорится, зачем нужно читать сказки. (- И мудрость древнюю узнай – Они всему научат.)

- Сегодня мы вновь, побываем в гостях у сказки.

- Что такое сказка? (Сказка – вымышленная история, она всегда нас чему-то учит.)

- Давайте объединимся в пары и проведем литературную викторину. Проверим как вы знаете сказки.

- Кто выручил из беды Петушка в русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот.)

- Кого вылепил старик со старухой из снега? (Снегурочку.)

- Назовите жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках.)

- Назовите героя русской народной сказки, который путешествовал на печи. (Емеля.)

- Из чего варил кашу солдат в русской народной сказке? (Из топора.)

- Ребята, что объединяет все вопросы нашей викторины?

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки.)

- Правильно. Сегодня мы продолжим изучать сказки. Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Народные и авторские.)

- Какие виды народных сказок вам уже знакомы? (Бытовые, о животных.) Приведите примеры сказок.

- Отгадайте загадку.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

- По каким признакам вам удалось отгадать загадку? (Красные лапки, длинная шея, щиплет)

- Какие задачи поставим перед собой? Чему научимся на уроке?

Приложение 4.

- Давайте немного отдохнем.

-Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три-четыре,

И на месте поскакать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Приложение 5.

- Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте название сказки, которую сегодня на уроке мы будем изучать. («Гуси-Лебеди»)

- Есть ли автор у этой сказки? Какой вывод можно сделать? (Нет, это русская народная сказка.)

-Будет ли она отличаться от сказок, которые мы читали на предыдущих уроках? Чем?

-Какие ещё виды сказок бывают? (Волшебные)

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке, можете ли вы понять, кто является героями? (Баба Яга, гуси, девочка и мальчик.)

- А известны ли вам такие животные гуси-лебеди? (Это волшебные птицы)

- Кто уже читал или слышал это произведение раньше?

- Как вы думаете, наше название сказки может подойти к какому-нибудь из перечисленных жанров? (Да, это волшебная сказка)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

- Прежде чем прочитать сказку, давайте разберем непонятные слова.

Причитывать -  причитать, плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо.

Кликать – громко звать.

Кудель – пучок льна, приготовленный из пряжи.

Веретено – приспособление для получения нитки из шерсти.

Устьице – отверстие в печи.

- Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушать и следить за моим чтением, я могу в любой момент остановиться и попросить вас продолжить.

- Кому понравилась сказка?

- Что в сказке было волшебного?

- Что же случилось у сестрицы?

- Был ли у нее план по спасению братца?

- Кого она встретила по дороге, когда искала братца?

- Помогли они в поиске? Почему?

- Почему она не стала ничего кушать?

- Где она нашла своего братца?

- Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?

- Удалось ли им вернуться домой?

- Давайте проверим насколько внимательно вы слушали сказку. Я буду называть героев сказки «Гуси-Лебеди», если этот персонаж использован в сказке, то похлопайте, если нет – то топайте.

- Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.

Приложение 6.

- Сейчас мы с вами будем читать сказку по ролям. Но перед этим я предлагаю поделить сказку на 5 частей и ответить на вопросы каждой части сказки.

Вопросы к 1 части:

- Кто действующие лица сказки?

- Куда ушли отец и мать?

- Что они наказали дочери?

- Послушалась ли дочь родителей?

Вопросы ко 2 части?

- Что обнаружила девочка, когда вернулась?

- Кто унес братца?

Вопросы к 3 части:

- К кому сначала обратилась девочка за помощью?

- Помогли ли ей? Почему?

- К кому еще она обратилась за помощью? Помогли ей? Почему?

Вопросы к 4 части:

- Куда пришла девочка?

- Что хотела сделать Баба Яга?

- Какой совет дала девочке мышка?

Вопросы к 5 части:

- Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?

- Кто выручал девочку?

- Почему в этот раз молочная речка, яблонька и печка помогли девочке?

- Чем закончилась сказка?

Приложение 7.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились? («Гуси-Лебеди».)

- К какому типу относится эта сказка? (Волшебная.)

- Что особенно понравилось?

- Все ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?

- Подходит ли пословица «Не дорого начало, а похвален конец» к нашей сказке? (Подходит, ведь девочка исправилась в конце пути и ей помогли все герои сказки).

- Как вы ее понимаете? (Не важно, как ты начнешь и пройдешь путь, главное, как ты его закончишь.)

- Посмотрите, есть ли в сказке троекратные повторы? (Есть. Три испытания, три раза погоня гусей-лебедей.)

- Какие признаки волшебной сказки вы запомнили?

- Кто является автором этой сказки?

Приложение 8.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо выразительно прочитать сказку «Гуси-Лебеди» и нарисовать рисунок к данной сказке.

Приложение 9.

- Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

- На доске вы видите большое озеро, и у вас на партах лежат лебеди. Я предлагаю вам раскрасить лебедя в зеленый цвет, если у вас все получилось, и вы не испытывали затруднений в ходе урока, в желтый, если не совсем все было понятно, и в красный, если совсем ничего не получилось и вам необходимо еще поработать над сказкой, и прикрепить лебедя.

- Спасибо за активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

Урок литературного чтения (по программе «Л. В Занкова»1класс IV четверть). Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Технологическая карта урока литературного чтения. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди» По программе развивающего обучения «Л. В Занкова»1классУча...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Гуси-Лебеди»; умения анализировать текст пр...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...