Обучение написанию отзыва младших школьников
материал по чтению (3 класс)
Методы и приемы начального обучения написанию отзыва учащихся третьего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_otzyva.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение написанию отзыва на уроках литературного чтения
Для того, что бы работа по обучению написания отзыва была эффективной, её необходимо проводить поэтапно.
Очень большая и трудоемкая работа проводится на подготовительном этапе. На уроках литературного чтения учащиеся учатся под руководством учителя в процессе чтения художественного произведения ориентироваться в тексте, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать материал из текста для характеристики героев, эпизодов, авторской позиции, делать обобщения и проводить сравнения. Важно на данном этапе осуществлять работу на продуктивном уровне, что предполагает включение в урок проблемных вопросов, заданий поискового характера. На уроках внеклассного чтения школьники учатся представлять самостоятельно прочитанное художественное произведение в классе, выбирая интересный эпизод из книги, сравнивая произведения разных авторов по одной теме, высказывая свое отношение к герою, событию, автору.
Такая работа позволяет создать запас читательского и речевого опыта в устной речи школьника. В процессе её осуществления следует создавать на уроке ситуации свободного высказывания для школьников, когда ценится собственная мысль, а не повторение слов учителя.
Следующий этап – непосредственное обучение написанию отзыва о книге. Этот этап требует отдельного урока в системе развития речи. Такой урок лучше всего проводить именно в третьем классе, т.к. школьники уже познакомились с сочинением как особым видом творческой работы, а также у них уже накоплен достаточный читательский опыт в общении с книгой. Цель урока состоит в создании условий для осмысления детьми назначения отзыва о прочитанном и его возможных вариантах. Вначале урока необходимо создать мотив для предстоящей работы, т.е. наглядно показать детям для чего же нужны отзывы в жизни, затем выяснить, а знают ли дети как писать отзыв, из чего он состоит, как отбирать материал для отзыва. На эти вопросы дети не смогут ответить, поскольку у них нет соответствующего опыта.
Именно для приобретения такого опыта детям предлагается знакомство с новым видом высказывания на основе прочитанного. Целью которого является организовать наблюдение над структурой отзыва, коммуникативной задачей и её реализацией в содержании текста отзыва. Детям предлагается проанализировать тексты отзывов о сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка (нач.шк.с42):
- «Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мне понравилась. Главный герой сказки – уточка, которую все звали Серая шейка. Рассказ учителя о несчастной птице глубоко затронул меня. Когда улетела её стая, она осталась совсем одна на замерзающей реке. А вокруг так много опасностей!
Но даже в таких условиях Серая Шейка оставалась смелой и мужественной, не теряла надежды на спасение. Она не поддавалась на уговоры хитрой Лисы. Я постоянно тревожилась, когда та появлялась на берегу. Но как мне было радостно, когда Серую Шейку спас старик-охотник. Наконец-то ей ничего не угрожает. А еше спасибо друзьям, которые не оставили уточку в трудные минуты её жизни».
- «Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мне понравилась. В начале сказки было очень жалко уточку и тревожно за неё: как она будет зимовать со сломанным крылом?
Я обрадовалась, когда у Серой Шейки появился друг – Заяц. Он предупреждал её об опасности, тревожился за неё. Чувство тревоги и страха испытала и я, когда Лиса стала постоянно караулить уточку на реке, а мороз все заковывал и заковывал льдом последнюю надежду – полынью.
Я очень гордилась уточкой, потому что, несмотря на болезнь, суровые испытания, она оказалась храброй и стойкой. В конце сказки мне стало радостно и спокойно, потому что Серая Шейка попала в хорошие руки».
Школьники должны определить что их объединяет, а что в них разного. Чтобы дети смогли ответить на такие вопросы, необходимо еще раз перечитать тексты и определить задачу авторов отзывов. Обсуждая текст каждого отзыва учащиеся вначале называют коммуникативную задачу автора, а затем приводят для доказательства решения сформулированной задачи языковые средства текста. Задача первого отзыва – выразить свои чувства по отношению к главной героине (глубоко затронул меня, постоянно тревожилась, мне было радостно). Второй отзыв – выражение чувств автора отзыва к героям сказки (жалко уточку, обрадовалась другу, гордилась уточкой).
На основе данного сравнения, дети вместе с учителем выводят структуру отзыва. Например:
- Представление произведения и выражение своего отношения к нему.
- Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
- Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.
Далее идет осмысление способа работы. Цель учителя на данном этапе – помочь школьникам усовершенствовать открытый ранее способ подготовки к написанию отзыва. Для этого необходимо отобрать известное всем детям произведение, которое вызывает у них искренний интерес. Учащиеся вместе с учителем обсуждают, какую задачу они будут реализовывать в своем отзыве (выразить свои чувства по отношению к одному из героев). Как начать и завершить текст отзыва, что составит основную часть – способы передачи в краткой форме сюжета произведения, выражения чувств составителя к произведению.
Можно оговорить стандартные клише. Например,
вступление:
Ф.И.О. – известный детский писатель, замечательный…
Его произведения говорят о…..
Таков, например, рассказ…..
Писатель талантливо описывает, рассказывает …..
Основная часть:
В основе сюжета……..
Незатейливый сюжет ………
Повествует о том,…….
В этом произведении рассказывается о ….
События рассказа происходят (где?)………
Действие рассказа происходит….
Описание отношения:
Печалишься, читая о……
Смеешься, читая о…..
Характеристика героя:
Таков, например,….
Главный герой произведения, повести, рассказа……..
Ему пришлось проявить смелость, настойчивость, самоотверженность……..
Он смелый, храбрый, мужественный, преданный, находчивый, трудолюбивый, великодушный…
Заблуждается, совершает ошибки…
Вызывает восхищение, симпатию……
Герой проявляет наблюдательность, находчивость, хладнокровие, смекалку…
Герой самый обыкновенный….
Заключение:
Произведения расширяют представления о……,
Произведения учат думать, размышлять, вызывают волнение………
В произведении привлекает…….
Рассказ читается с большим интересом потому, что у него захватывающий сюжет.........
Читается с тревогой…….
В книге интересно рассказывается о………
Прочитанное заставляет задуматься о….
Не может оставить равнодушным…..
Много грустных сцен…..
Когда читаешь……. на глаза наворачиваются слезы…
Произведение пронизано……
У книги счастливый финал……
Главный смысл …
Проговорив поэтапно весь алгоритм написания отзыва, учитель предлагает написать каждому свой отзыв о выбранном произведении. После чего проводится анализ работ с их последующим редактированием. Для коллективного анализа учитель может выбрать одну или две работы, где есть успехи и недостатки, которые послужат материалом для обучения младших школьников совершенствованию речи.
Последний этап в обучении написанию отзыва – развитие и совершенствование данного умения. Учитель может помогать детям вести читательский дневник с написанием отзывов о прочитанных книгах или писать отзывы на уроках внеклассного чтения, или выпускать свою газету, это уже фантазия каждого педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игровая технология, как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников"
Игра оказывает влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояния личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения....
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников
Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников".
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников
Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ Драгункина Надежда Ге...
Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...
Обучение написанию сочинения младших школьников
В данной статье объясняется актуальность проблемы формирования у младших школьников умения писать сочинение на заданную тему, даётся теоретическое обоснование данной проблемы, рассматривается ключевое...