Методическая разработка"Обучение и воспитание младших школьников как фундамент всего последовательного математического обучения школьников"
методическая разработка по математике (1, 2, 3 класс)
Главной целью начального образования стало развитие личности через преподаваемые предметы в начальной школе, в том числе предмет "математика".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение и воспитание учащихся начальной школы как фундамента всего последующего математического обучения младшего школьного возраста.
В стандарте первого поколения изменились приоритеты обучения - главной целью начального образования стало развитие личности учащихся через преподаваемые в начальной школе предметы, в том числе и предмета « математика». В стандартах зафиксировано, что «при освоении предметной области «математика» обучающиеся должны получить возможность:
- применять полученные начальные знания по математике для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения математических знаний для решения учебно –познавательных и учебно- практических задач;
- научиться выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами;
- овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
Многолетний опыт работы позволяет мне сделать следующий вывод: что учитель должен не только организовать соответствующим образом деятельность учащихся, но и несомненно понимать, как дети делают вывод и соответствует ли он к конкретному заданию, учить детей доказывать свое умозаключение. Успех ребенка в дальнейшем будет зависеть от того сумеет ли педагог научить обучающегося верно выбирать способ доказательства. Хотелось бы отметить, что в этом могут помочь текстовые задачи, которые выводят нас на главный метод – метод моделирования ситуации.
Этапы метода моделирования включают в себя следующие этапы:
- построение математической модели (словесную модель переводим на язык математических действий с помощью схем, таблиц, диаграмм);
- решение по модели ( запись выражения, составление уравнения);
- перевод модели в цифровой алгоритм (результаты применимые к данной задаче);
В психологии такой процесс синтеза считается, когда в процессе мышления объект включается в новые связи и следовательно выступает уже в новых качествах, где главным средством является переформулировка. Переформулировка в математике это:
- процесс решения задачи, это есть сложный процесс поиска системы моделей и определенной последовательности переходов от одного уровня моделирования к другому;
- находя ответ на требование задачи – это есть процесс её переформулировки;
Именно такое понимание процесса решения текстовой задачи позволяет усилить развивающую функцию обучения младших школьников математике. Формирование «обобщенных» умений позволяет учащимся решать поставленные задачи в различных меняющихся условиях деятельности, что способствует развитию интеллектуальных способностей, высокому уровню их компетентности, а учителю быстро скорректировать будущую работу. Результаты диагностики рекомендую учителям фиксировать в таблице, имеющий например, такой вид:
Таблица. Результаты итогового диагностирования по линии «Решение задач»
№ п/п | ФИ ученика | Обязательные задания | итог | Дополнительные задания | Общий итог | оценки | Умения связанные С учебной деятельностью | ||||
Умения Выбирать и объяснять выбор действий при решении задач | Умения выявлять в тексте задач данные и искомую величину | Умение планировать ход решения задачи и выполнять действия по её решению |
Анализ результатов данных таблицы позволит выявить как индивидуальные трудности каждого ученика по данной содержательной линии, так и общие затруднения по теме. Затруднения отдельных учащихся можно использовать для организации индивидуальной работы по преодолению затруднений, а выявленные общие затруднения класса дадут учителю основания для анализа и корректировки собственной педагогической деятельности по обучению детей решать задачи.
Возможные варианты тематического диагностирования обучающихся для организации оценивания уровня сформированности у школьников общего умения решать задачи, которое проводится в конце года.
Обязательные задания | ||||
1 вариант | 2 вариант | |||
1.Выбери одну из задач, которую ты сможешь решить. Реши выбранную задачу: А) В столовой после обеда осталось 18 порций овощных блюд, мясных на 20 больше, чем овощных. Сколько порций мясных блюд осталось в столовой? Б) В столовой после обеда осталось 18 порций овощных блюд, мясных на 20 больше, чем овощных, а рыбных на 12 меньше, чем мясных. Сколько порций рыбных блюд осталось в столовой? | 1.Выбери одну из задач, которую ты сможешь решить. Реши выбранную задачу: А) В буфет привезли 26 банок сливового сока, яблочного на 12 банок меньше, чем сливового. Сколько банок виноградного сока привезли в буфет? Б) В буфет привезли 26 банок сливового сока, яблочного на 12 банок меньше, чем сливового, а виноградного на 30 банок больше, чем яблочного. Сколько банок виноградного сока привезли в буфет? | |||
2. Дано условие задачи: У школы растут 18 тополей, лип в 2 раза меньше, чем тополей, а берез в 5 раз больше, чем лип. Какие из следующих вопросов можно получить к данному условию, чтобы получить составную задачу? Отметь их (V) -Сколько лип растет у школы? -Сколько берез растет у школы? -Сколько тополей и лип растет у школы? -Сколько тополей и берез растет у школы? -Сколько всего тополей, берез и лип растет у школы? | 2. Дано условие задачи: На огороде 21 грядки с огурцами, с редисом в 3раза меньше, чем с огурцами. А грядок с помидорами в 4 раза больше, чем с редисом. Какие из следующих вопросов можно получить к данному условию, чтобы получить составную задачу? Отметь их (V) -Сколько грядок с помидорами в огороде? -Сколько грядок с огурцами в огороде? -Сколько всего грядок с помидорами, огурцами и редисом в огурцами? -Сколько грядок с помидорами и редисом в огороде ? | |||
Дополнительные задания | ||||
3. Взвесим две бочки с селедкой. Их общая масса оказалась равной 92 кг. Было известно, что масса каждой пустой бочки 8 кг. Можно ли узнать: -Сколько кг селедки находилось в двух бочках? -Сколько кг селедки в каждой бочке? | 3. Взвесим две бочки с селедкой. Их общая масса оказалась равной 92 кг. Было известно, что масса каждой пустой бочки 8 кг. Можно ли узнать: -Сколько кг селедки находилось в двух бочках? -Сколько кг селедки в каждой бочке? | |||
4. Составь по условию задачи выражение: Телевизор смотрят z человек. Затем y из них вышли из комнаты, ноv возвратились обратно. Сколько человек продолжают смотреть телевизор? | 4. Составь по условию задачи выражение: На рыбалке отец поймал u окуней, а сын поймал r ершей. Из w рыб они сварили уху, остальную рыбу принесли домой. Сколько рыб они принесли домой? | |||
Оцени свою работу | ||||
Выполнено упражнений | ||||
Обязательные задания | 2 из 2 | 2 из 2 | 2 из 2 | |
Дополнительные задания | 1 из 2 | 2 из 2 | ||
Оценка | усвоил | хорошо усвоил | Отлично усвоил |
Кроме того учителю необходимо интегрировать материалы математики, психологии, педагогики и других дисциплин. Организацию деятельности по использованию алгоритма часто используются не только на уроках математики, но и на уроках информатики, литературного чтения и окружающего мира. Данная интеграция позволяет широко использовать коммуникативную и информационную компетенцию на уроке:
Действия учителя | Вопросы, задания учителя | Действия ученика или группы учеников | Примечания |
1. Организация реализации внешнего речевого этапа | Какое задание учебника поможет нам научиться работать по алгоритму? | Коллективная работа с образцом работающего ученика у доски | Один ученик управляет деятельностью, другой выполняет |
А) представление образца и рассуждения при работе в парах | -Что дано, Что требуется выполнить? Можно ли использовать составленный алгоритм? Приводится пример работы в парах. | ||
Б) организация комментированного управления классом | Как работать одному? Желающий управлять работой… | Ученик управляет деятельностью класса по алгоритму | |
В) работа в парах | - определитесь, кто будет управлять, а кто выполнять. - после выполнения первого задания, поменяться ролями | Работа в парах со сменой деятельности | Количество заданий не ограничено, цель- не допускать ошибок в рассуждении |
2. Организация реализации этапа внутренней речи | - кто не допускает ошибок и не испытывает затруднений может переходить к самостоятельной работе | Каждый выполняет задание, мысленно проговаривая действия алгоритма | Наличие у каждого ученика зафиксированного алгоритма |
3. Организация промежуточного контроля и текущее оценивание | Давайте проверим себя: «Научился ли я», «Умею ли я…» | За определенное время выполняет задание самостоятельно | Необходимо организовать коллективную проверку правильности выполнения задания, оценивание, корректировка умений. |
Необходимо помнить, что процесс решения текстовой задачи строится по следующему алгоритму:
- понятие задачи, её составные части;
- методы и способы решения задач;
- основные этапы решения задачи (анализ, поиск плана, его выполнение, проверка) и приемы выполнения этих этапов;
- моделирование процесса решения задачи;
- решение задачи;
- использование свойств решения задачи;
Пример организации деятельности с учащимися на уроке математики по составлению алгоритма:
Действия учителя | Вопросы, задания учителя | Действия ученика или группы учеников | Примечания |
1. Организую построение модели | - О чем идет речь в задании? Как связаны величины о которых идет речь? Как это показать на модели? | Каждый моделирует и представляет свою модель. Выбирается рациональная модель. | Возможен вариант коллективного построения модели. |
2. Организую преобразование модели | - Что требуется выполнить? - Как это показать на модели? -Как изображено на модели? | Каждый ученик или группа преобразовывает модель и находит способ выполнения задания. Варианты обсуждаются, выбирается оптимальный. | Каждый работает с индивидуальной моделью. У доски рассматриваются все варианты. Акцент на : правильности, полноте, понятности. |
3. Организую фиксацию способа. | - Первый шаг действий? - как это оформить? - следующий шаг? - как это записать? | Определят последовательность действий, выполненных на модели, обозначают их. | Каждый фиксирует выбранный способ. |
4. Организую фиксацию алгоритма | - Что делали сначала записывая способ? Как это записать в алгоритме? | Определяют последовательность действий, обозначенных в способе, фиксируют их в обобщенном виде. | Предложенный алгоритм обсуждается и фиксируется в тетради или на карточках для индивидуального или коллективного пользования. |
В процессе педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что важно к обучению подходить дифференцированно, где на первый план выходит самостоятельная деятельность обучающихся. Чаще всего данный процесс строится так, учитель активизирует учащихся на определенном этапе урока и специально отведенное время на дидактическую цель по следующей схеме:
- поиск знаний;
- осмысление;
- закрепление;
- формирование и развитие навыков и умений;
- обобщение;
- систематизация;
Такая деятельность обучающихся с одной стороны показывает учебное задание, которое должен выполнить ученик, а с другой стороны представляет форму деятельности учебного задания, которое направлено на развитие памяти, мышления и воображения, что приводит к углублению уже имеющихся знаний. Для организации углубления самостоятельной работы обучающихся, в ходе которой будет реализован дифференцированный подход, где встречается типология заданий - становятся рабочие тетради, задания которых различаются:
- источниками знаний;
- дидактическими целями;
- особенностями познавательной деятельности;
- формой организации;
- местом проведения;
- вариативностью;
Такая систематическая работа помогает добиться желаемого результата и хороших показателей.
Надо отметить, что наиболее активные формы, которые направлены на формирование самоконтроля при обучении математики является организация внеурочной деятельности младших школьников. Такая деятельность позволяет учителю в неформальной обстановке помочь исправить ошибки допущенные детьми в тех или иных заданиях при решении задач.
Для организации внеурочной деятельности также предназначена проектная деятельность в форме творческого доклада, рисунка, модели, викторины, ребуса. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям, что повышает его самооценку. Деятельность над творческим проектом, исследовательской работе, обучающиеся самостоятельно находят источники, извлекая новые способы решения, систематизируют полученные знания, планируют свою деятельность, строят алгоритм, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Понимание процесса преподавания математики является одной из главных задач учителя начальных классов. Математика является базовой дисциплиной, которая позволит младшему школьнику чувствовать себя уверенно в среднем и старшем звене, так как им будут даны на первой ступени обучения представления пространственных форм реального мира, которые отражены в математических понятиях числа, величин, множеств, геометрических фигурах, функциях...
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Начальное общее образование. М., 2009.
- Авторская программа курса для 1-4 классов начальной школы программы А.Л.Чекин, Р.Г.Чуракова «Математика», допущенной Департаментом образовательных программ и Стандартами общего образования МО РФ.
- Сборник текстовых задач. Т.Н. Максимова.
- ФГОС. Сборник текстовых задач. 2 класс. Т.Н. Максимова, О.А.Мокрушина. Допущено Министерством образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников
Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""
предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....
Методическая разработка "Формы активного обучения младших школьников»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Воспитывать будущего победителя, который не прячется от жизни, а идёт навстречу к ней, воспитывать волю к жизни, вкус к добру и любви»...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество...
Методическая разработка. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ...