Главные вкладки
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
методическая разработка по чтению (3 класс)
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
selma_lagerlyof_chudesnoe_puteshestvie_nilsa_s_dikimi_gusyami.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Тема урока: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Цель: создать условия для понимания сказочной повести С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Задачи: 1.Формировать умения учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.
2. Учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;
3. Способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся: умение выслушивать разные точки зрения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выражать свое отношение к прочитанному, к героям.
4.Развивать творческие способности, навыки работы в группе;
5. Воспитывать активную личностную позицию учащихся.
1. Орг.момент.
Я приветствую всех гостей нашего урока. Ребята, повернитесь к гостям и подарите сердечки и улыбки. (В воздухе рисуют сердечки и «сдувают их с ладошек»).
- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете на мое приветствие. Попробуем?
- доброе утро всем девочкам!
- доброе утро всем мальчикам!...
- Доброе утро всем, кто любит конфеты!...
- Доброе утро всем, кто хочет больше узнать нового сегодня на нашем уроке!..
2. Разминка.
Речевая. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Прочтите скороговорку сначала медленно, затем быстро, ещё быстрее.
На дыхание. Зима – это чистый зимний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох.(3раза)
На интонацию.Повторяем: Зима? Зима! Зима? Зима! Зима? Зима! Зима-а-а. Зима. Ух, ты…зима-а-а. Мы рады зиме! Ура! Зима!
3. Проверка домашнего задания. Чем вы занимались дома, готовясь к уроку чтения?
- показ рисунка и зачитывание сюжета ( зачитывание сюжета с обратной стороны рисунка) (4 человека)
- Дети, как вы думаете, что можно сделать с нашими иллюстрациями к повести-сказке? (Оформить книгу.) Это нам и предстоит сделать дома. К этому заданию вы должны подойти творчески. (Обложка должна быть яркой, красочной, содержательной.) Самый лучший рисунок будет обложкой нашей книги.
4. Целеполагание и мотивация- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Слова на доске: анализировать ЧТО?
Мы продолжим работу над сказочной повестью.
Давайте вспомним, кто автор этой замечательной сказочной повести.
Иващенко Юра напомнит нам.
А вы хотите узнать, при каких обстоятельствах была создана эта книга?
Милаев Иван расскажет нам об этом.
5. Актуализация знаний учащихся.
- Как называется раздел, по которому мы с вами работаем?
Итак, вспоминаем начало сказочной повести- Кто главный герой?
Где происходит действие сказочной повести? Что вы знаете о Швеции.
Показ картинки
((Швеция — государство в Северной Европе, расположенное в восточной и южной части Скандинавского полуострова Глава государства — король, осуществляет представительские полномочия. Карл XVI Густав)
А куда летели гуси? В Лапландию.
Показываю карту . Это северная часть Скандинавского полуострова: Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области. Море в этом месте не замерзает, так как теплое Североатлантическое течение доносит сюда свои теплые воды, поэтому гуси здесь прекрасно зимуют.
СЛАЙД № 1. Картинный план
СЛАЙД № 2. Соедините
- Что случилось с мальчиком Нильсом Хольгерсоном: что он потерял и что приобрёл?
-Прочитайте, кто из обитателей двора пострадал от Нильса. С.44
А какие устойчивые выражения из текста характеризуют Нильса?
СЛАДУ С НИМ НЕ БЫЛО СЧИТАЛ ВОРОН ЛОВИЛ ДВОЙКИ
А) РАБОТА В ГРУППАХ
1 группа - Найдите в тексте описание диких гусей. Как внешне выглядят они. И Акка, в том числе.
- Так почему они испытывают чувство превосходства по отношению к домашним гусям?
2 группа Чтение по ролям.
По ролям прочитаем отрывок. Где Мартин стал сдавать. ( Гуси – 3 человека, Акка, слова автора)
3 группа Что подразумевал Нильс, когда сказал : « До сегодняшнего дня я был человеком»? Имеет ли выражение «быть человеком» и прямое, и переносное значения?
Что имел в виду Мартин, когла сказал Акке про Нильса: «Его и человеком-то не назовешь»
4 группа Перед вами предложения. Поставьте их в правильном порядке.
Дети: “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”
Учитель: Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.
Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое.
А в нашем посёлке как люди заботятся о природе?
Дети: сажают деревья, цветы, подкармливают птиц.
6.Физминутка. Шведская народная музыка Движения в танце
7. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.
Учитель: Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?
Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?
Дети: Сам был дикарь.
Учитель: Почему автор говорит : “ Чудесное путешествие” ? Ведь на самом деле это был опасный путь.
Дети: Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса .Он получил шанс учится у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке.
– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным, храбрым, хорошим другом. Ведь в этом и заключатся смысл человеческой жизни.
Власенко Маша расскажет нам эпизод сказочной повести
Учитель: Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям? Чему хотела научить своих читателей?
– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.
На с.60 прочитайте слова Акки (внизу)
Учитель: надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.
А давайте вспомним золотое правило нравственности.
СЛАЙД № 3. Соедините слова, чтобы получилось предложение.
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
8. Проверка уровня обученности.
Предлагаю составить синквейн по теме урока. Предлагаю «Нильс», «Мартин», «Акка», «Смирре».
9. Домашнее задание сочинение на тему: «Хотелось бы тебе подружиться с Нильсом. Почему?»
10. Рефлексия. Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?
Учитель: Вы отметили много изменений в нравственных качествах Нильса. А какие из них вы считаете самыми важными? А какими обладаете вы?
Дети: Смог доказать окружающим и себе самому, что он может быть другим. Мы увидели, что Нильс готов прийти на помощь, даже жертвуя собой. Он способен заботиться о других: например, готовность возиться с гусятами, учить их, гулять с ними.
Учитель:, Спасибо, ребята, за вдумчивую и внимательную работу на уроке. Постарайтесь те нравственные положительные качества, которые мы увидели в Нильсе, развивать и в себе.
Оцените свою работу на уроке и работу одноклассников
1. Что вы теперь знаете, чего не знали раньше?
2. Что вы теперь умеете, чего не умели раньше?
3. Что вы теперь будете делать, чего не делали раньше?
А теперь на большом пальчике левой руки нарисуйте своё настроение !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"
Фотоотчёт по игре + презентаци + методическая разработка по книге С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...
Урок внеклассного чтения. С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»
Материал для проведения урока внеклассного чтения в 4-ом классе....
Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».
Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
Игра-квест Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Урок по литературному чтению 4 класс ПНШ. Игра-квест сельма Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"...
Конспект урока “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема: “Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”Цели: познакомить с новой главой учебника, с новым автором, начать изучать новое произведение;Планируемые результаты:Лич...
Технологическая карта урока литературного чтения "С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (УМК "Перспективная начальная школа, 4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Задачи урока:Дидактические:Познакомить со сведениями...