Технологическая карта урока литературного чтения по теме И. А. Крылов "Ворона и лисица"
учебно-методический материал по чтению
Тема | И. А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА» |
Педагогические цели | Знакомство с басней И. Крылова «Ворона и Лисица»; формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; развитие умения читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыка беглого чтения. |
Тип урока | Общеметодологической направленности. |
Планируемые | Уметь отличать басню от стихотворения, определять её особенности; находить мораль; характеризовать героев на основе их поступков; понимать нравственный смысл басни. |
Личностные | Формирование умения определять морально-нравственные нормы, соотнесение их с поступками литературных героев, проявление интереса к изучению творчества И. А. Крылова. |
Универсальные | Регулятивные: читать в соответствие с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, самостоятельно создавать алгоритм при заучивании басен наизусть. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Технологии. | Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационные, самокоррекции |
Решаемые проблемы | Какова мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»? |
Образовательные | Интерактивная доска, презентация, выставка книг И. А. Крылова, рисунки детей, учебник, рабочая тетрадь. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема | И. А. КРЫЛОВ «ВОРОНА И ЛИСИЦА» |
Педагогические цели | Знакомство с басней И. Крылова «Ворона и Лисица»; формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; развитие умения читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развитие творческих способностей детей, навыка беглого чтения. |
Тип урока | Общеметодологической направленности. |
Планируемые | Уметь отличать басню от стихотворения, определять её особенности; находить мораль; характеризовать героев на основе их поступков; понимать нравственный смысл басни. |
Личностные | Формирование умения определять морально-нравственные нормы, соотнесение их с поступками литературных героев, проявление интереса к изучению творчества И. А. Крылова. |
Универсальные | Регулятивные: читать в соответствие с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, самостоятельно создавать алгоритм при заучивании басен наизусть. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Технологии. | Здоровьесбережения, развивающего обучения, информационные, самокоррекции |
Решаемые проблемы | Какова мораль басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»? |
Образовательные | Интерактивная доска, презентация, выставка книг И. А. Крылова, рисунки детей, учебник, рабочая тетрадь. |
Возможные риски. | Могут возникнуть трудности при чтении и анализе басни у отдельных обучающихся. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь. - И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Обратите внимание на доску. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Визуальный |
II. Артикуляционная гимнастика. | Индивидуальная. Фронтальная. | (слайд 2,3) -Произносим правильно, чётко и чисто: СА-са-са в лесу живёт лиса. Су-су-су мы увидели лису. На-на-на сидит чёрная ворона. Ну-ну-ну поймаю глупую ворону. -Поработаем над скороговорками: Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса. Проворонила ворона воронёнка. | Произносят чистоговорку. Работают над скороговоркой. | Развитие артикуляционного аппарата. | Устный опрос. |
III. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | – О каких животных мы сейчас говорили? Где они живут? (слайд 4) – Предположите, о каких животных сегодня будем читать басню? -Какова цель нашего урока? -Запишите дату и тему урока в тетрадь. | Отвечают на вопросы учителя, высказывая предположения. Самостоятельно формулируют цель урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Подготовка к восприятию произведения. | Фронтальная. Словесный. Вводная беседа. | (слайд 5) - Посмотрите на портрет писателя и прочитайте его фразу: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» - Как вы понимаете её смысл? (слайд 6) -Что вы видите на этом слайде? (Памятник писателя). - Что вы помните об истории его создания? -Посмотри на выставку книг писателя. (слайд 7) - Вспомним, какое произведение называют басней? -Кто является действующими лицами басен? - Что такое мораль в басне? - Проверьте свои предположения. Прочитайте на слайде 8, 9. | Отвечают на вопросы учителя, высказывая предположения. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. | |
V. Усвоение 1. Первичное чтение басни учителем. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, | Выразительное чтение басни учителем. (аудиозапись) | Слушают, делают пометки карандашом. | Наблюдают над произношением. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Беседа, выявляющая общее впечатление о басне. | - Понравилась ли вам эта басня? -Кто из героев понравился? Кто не понравился? | Отвечают на вопросы. Задают вопросы по встретившимся трудностям. | |||
3. Словарная работа. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. | (слайд 10) Ребята, какие слова вам были не понятны в этой басне ? Давайте их разберем. Толкование непонятных слов: лесть, гнусный, взгромоздиться, пленить, ангельский, вещуньина, зоб, царь-птица, бог послал, всё не впрок. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Формирование внимательного отношения к слову. | |
4. Повторное чтение басни обучающимися по цепочке. | Фронтальная, коллективная. Словесный. Чтение. | – Прочитаем басню по цепочке. | Читают. | Формирование навыка правильного чтения слов без искажений | |
VI. Физкультминутка. | Коллективная. | (слайд) Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! Только к ночи умолкают Кар-кар-кар! | Выполняют физкультминутку. | Снятие мышечного напряжения. Осуществляют профилактику утомления. | Правильное выполнение движений |
5. Беседа после повторного чтения, выявляющая композиционные особенности басни, мораль, характеры героев. 6. Выборочное чтение. | Фронтальный. Словесный. Беседа. | -На сколько частей можно разделить басню? (слайд 11) - Проверьте себя. Прочитайте. Беседа по содержанию. 1.Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? 2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? 3. Как автор изображает Лисицу? А Ворону? 1.Найдите и прочитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону. 2.Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы? 3.Соответствуют ли льстивые слова намерениям лисицы? 4.Почему эта история случилась с Вороной? 5.Как Лисице удалось достичь своей цели? 6.Правда ли Ворона хорошо поёт? | Отвечают: зачин, основная часть, концовка. -приятно слушать правду о себе) (в сказках лиса чаще изображена хитрой, ловкой, коварной, а ворона – глуповата, невнимательна) Читают в учебнике | Формирование понимания композиции художественного произведения. Понимание особенностей басни, её морали. Развитие умения составлять характеристику героев. Овладевают навыком выборочного чтения. | |
7. Составление характеристики героев. | Работа в парах. | (слайд 12) - Обсудите в парах. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? -Обоснуй своё мнение. -Дайте характеристики героев. Проверьте себя. (слайд 13) - Какова мораль басни? Проверьте себя. (слайд 14) | Обсуждают в парах, выбирают правильный ответ, обосновывают его. Находят мораль. | Развитие умения аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив и используя речевые оценочные средства, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Просмотр мультфильма | - А сейчас посмотрим мультфильм про басню Крылова «Ворона и Лисица» | ||||
VII. Рефлексия. | Фронтальная. Словесный. Беседа | (слайд 15) – Продолжите одну из фраз. -Сегодня я узнал… - Мне понравилось… - Мне было трудно… – Как вы оцените свою работу на уроке? | Самоконтроль и саморегуляция. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Саморе- |
VIII. Итог урока. | Фронтальная. Словесный. Итоговая беседа | - В чём сила басни? -Что высмеивают, обличают басни Крылова? -Кому захотелось прочитать другие басни Крылова? | Отвечают на вопросы. | Подводят итог урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературного чтения по теме «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
На уроке использованы различные виды работ. Урок проводится в рамках ФГОС и соответствует умственному развитию младших школьников....
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"
ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"
Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...