Статья на тему "Изучение рассказа В.А. Овсеевой "Волшебное слово" в 3 классе с использованием методов проблемного обучения"
статья по чтению

Соколова Анастасия Алексеевна

Статья на тему "Изучение рассказа В.А. Овсеевой "Волшебное слово" в 3 классе с использованием методов проблемного обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА В.А.ОВСЕЕВОЙ «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО» В 3 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Английский писатель Ричард Олдингтон говорил: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, − всё, что может сделать учитель, это указать дорожки». Действительно, многие методисты в области педагогики считают, что обучение будет намного продуктивней, если учащиеся сами будут получать новую информацию. Педагог, в свою очередь, должен вести целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей, познавательных потребностей учеников, а также развивать критическое мышление и творческие способности. Такое обучение называется проблемным, в основе которого лежит развивающая функция.

Цель проблемного обучения заключается в том, чтобы научить учащихся системе умственных действий для решения нестандартных учебных задач, а не отдельным мыслительным операциям в стихийном порядке. Эта цель достигается благодаря включению в образовательный процесс проблемных ситуаций и вопросов.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблем.

Кроме того, проблемное обучение имеет специальные функции:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности) [2].

В учебно - методическом комплексе «Гармония» учебник по литературному чтению для 3 класса включает в себя произведение Валентины Александровны Овсеевой «Волшебное слово». Для того, чтобы разработать урок литературного чтения с использованием методов проблемного обучения, необходимо произвести анализ произведения.

Рассказ «Волшебное слово» − это короткая новелла», предназначенная для детской читательской аудитории. Сюжет рассказа строится вокруг маленького мальчика Павлика, который отличается грубостью и невоспитанностью. Конфликт в произведении заключается между желанием мальчика, чтобы ему давали и разрешали всё, что он хочет и нежеланием других героев выполнять это.

Автор не даёт подробного описания внешности главного героя. Образ Павлика складывается благодаря его поступкам. Например, В.А. Овсеева использует такие слова, как «подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», чтобы указать на то, какой Павлик невоспитанный ребёнок.

На протяжении всего рассказа героям присуща изменчивость в поведении, которая выражается благодаря лексическим средствам. К примеру, контекстуальные антонимы: «сердито буркнул – робко сказал», «поругает – пожалеет», «крикнул - прошептал». Кроме этого, в тексте встречаются эмоционально – оценочные и опорные слова: «красное морщинистое лицо», «волшебник», «сердито буркнул», «сжал кулаки», которые показывают читателю эмоциональное состояние героев. Художественные средства выразительности также встречаются в рассказе. Метафора: «волшебное слово засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке…». Эпитеты: «мягкая борода», «красное, сердитое лицо», «румяный пирожок». Также в самом названии произведения используется перефраз – «Волшебное слово» - «пожалуйста».

Стоит обратить внимание на то, что В.А. Овсеева ввела в рассказ элементы сказки: одно и то же действие повторяется троекратно – сестра, бабушка, старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика.

В тексте происходит быстрая смена событий. На протяжении всего произведения меняется поведение главного героя, мы можем сравнить как он вёл себя в начале произведения и как в конце.

Идея произведения состоит в том, чтобы показать читателям, что вежливые слова играют важную роль в жизни любого человека. А также, к каким негативным последствиям может привести отсутствие их в речи.

Используя анализ произведения, мы можем предложить младшим школьникам следующие проблемные вопросы, которые могут в восприятии текста учащимися.

Основываясь на литературоведческих закономерностях построения произведения и на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками выделяют три этапа работы на художественным текстом: 1) первичный синтез; 2) анализ; 3) вторичный синтез.

Перед первичным синтезом необходимо подготовить младших школьников к восприятию произведения. Для этого можно познакомить учащихся с жизнью писателя с помощью рассказа учителя, а также обратить их внимание на заглавие произведения. Проблемные вопросы перед чтением иногда уже готовят детей к выделению главной мысли произведения. Например, можно спросить:

  • как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? (Например: о волшебниках, магии);
  • какие слова называют волшебными? (Например: которые могут творить чудеса);
  • можно ли по названию определить, будет ли рассказ шуточный, серьёзный, поучительный?

Далее производится первичный синтез, то есть − первичное восприятие текста. Для проверки понимания общего смысла произведения самый эффективный приём – это беседа, которая может включает в себя следующие проблемные вопросы:

  • что вы можете сказать об этом произведении? (Данный рассказ очень поучительный, он учит вежливости и доброте);
  • из-за чего Павлик хотел убежать из дома? (Из-за того, что никто не давал ему то, что он хотел);
  • почему «волшебное» слово нужно было говорить тихо и глядя в глаза? (Чтобы люди поняли, что ты относишься к ним с вежливостью и добротой);
  • почему Лена удивилась, когда Павлик сказал «волшебное» слово? (Она привыкла видеть его грубым и злым).

На этапе анализа раскрывается композиция произведения, выясняются мотивы поведения героев, их характеристика, мысли. При работе с произведением важно убедиться в том, что учащиеся поняли идею произведения. На этапе анализа можно использовать следующие проблемные вопросы:

  • как Павлик вёл себя при общении с сестрой? Почему? (Раздраженно. Сестра не хотела давать ему краски);
  • почему Павлик обижался на бабушку? (Он обижался на неё из-за того, что она прогнала его с кухни, когда он без спроса взял морковку);
  • как Павлик вёл себя при общении с братом? Почему? (Был назойлив и злился из-за того, что брат его никогда не брал с собой кататься на лодке);
  • какие слова в тексте описывают плохое поведение Павлика? Как это его характеризует? (Автор использует такие слова, которые описывают поведение Павлика: «подвиньтесь», «ну и ладно», «стукнул кулаком», что говорит о его невоспитанности и неуважении к старшим).

Следующий этап – вторичный синтез, необходим для того, чтобы обобщить существенные черты действующих лиц, оценить героев, выявить идейную направленность художественного произведения, а также оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства. Приведём несколько проблемных вопросов, которые можно использовать на этапе вторичного синтеза:

  • каким Павлик был до встречи со стариком и каким стал после? (До встречи со стариком Павлик был грубым и невежливым мальчиком, а после, наоборот, вежливым и добрым);
  • почему старик решил помочь Павлику? (Потому что он увидел какой Павлик невоспитанный мальчик и ему захотелось помочь ему измениться);
  • как действовало на окружающих «волшебное» слово? Найдите их реакцию в тексте. (Они отвечали добротой на доброту. «Лена широко раскрыла глаза», «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке», «Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы»);
  • почему так важно говорить «волшебные слова»? (Если ты будешь вежлив к окружающим, то и они будут вежливыми к тебе. «Пожалуйста», «спасибо», «извините», «будьте добры» – это не только слова. С помощью этих слов мы проявляем уважение к человеку);
  • чему вас научило произведение В.А. Овсеевой «Волшебное слово»? (Данный рассказ научил меня тому, что нельзя быть грубым с окружающими тебя людьми, а нужно, наоборот, быть вежливым. Как ты относишься к людям, так и они к тебе).

Таким образом, применение на уроке проблемных методов обучения является эффективным способом усвоения детьми учебного материала. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы будем иметь дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Литература

1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов – М.:Педагогика, 1975. – 368 с.

2. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие по спецкурсу. – Л.: Издательство Ленинградского госпедуниверситета, 1993. – 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Конспект урока технологии во 2 классе "Пасхальная корзиночка" (метод проблемного обучения)

Работа содержит подробный коспект урока с ипользованием проблемного метода обучения....

Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....