"Радужный мир Маршака" (сценарий внеклассного мероприятия).
план-конспект занятия по чтению (1, 2, 3 класс)
Сценарий литературной программы, посвящённой творчеству С.Я. Маршака. Дети знакомятся с жизнью и творчеством Маршака, его произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduzhnyy_mir_marshaka.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Радужный мир Маршака»
Сценарий внеклассного занятия.
Цель. Расширение знаний детей о творчестве С. Я. Маршака, знакомство с его произведениями.
Задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь.
- Знать названия и содержание известных произведение С.Я. Маршака.
- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Оборудование: интерактивная доска, портрет С.Я. Маршака, книги, сборники его произведений, аудиозапись «Пожелание друзьям» в исполнении С.Я. Маршака (https://teatr.audio/marshak-samuil-pozhelaniya-druzyam).
«Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В старой форменной фуражке?
Это – он, это – он,
Ленинградский почтальон!»
– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным. Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются, потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором.
Ребята, 3 ноября 2023 году исполнилось 136 лет со дня рождения С.Я. Маршака. Трудно представить себе наше детство без Рассеянного с улицы Бассейной, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина, и сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в страну стихов и сказок Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеж в семье мастера-мыловара. Семья была многодетной, а родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. А потом были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей – в Англии в университете. Тогда и начал Маршак писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.
С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете, а еще он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год, время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.
Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Чтобы дети учились и получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением, спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как пригодились тогда книги Маршака!
Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
Интерес к детям возник у него задолго до того, как он стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал он в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх.
Сейчас мы проведем увлекательную викторину, и выясним, насколько хорошо ребята начальной школы знают произведения С.Я. Маршака.
Из каких произведений эти строчки:
- «Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи».
(«Сказка о глупом мышонке»)
- «Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду…»
(«Вот какой рассеянный»)
- «Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку».
(«Багаж»)
Да, так обучаться грамоте и письму – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с помощью загадок.
«Загадки Маршака»
а) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.
(Очки)
б) Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)
в) Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
г) Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет.
(Дождь)
д) Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
(Часы)
е) В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь
– Ни морщинки не видать!
(Утюг)
ж) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(Сапоги)
з) Держусь я только на ходу,
А если стану - упаду.
(Велосипед)
Вы, ребята, уже знаете, что С.Я. Маршак писал не только стихи и сказки, но и сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским драматургом. Он написал пьесы: «Теремок», «Кошкин дом», «Умные вещи», «Горя бояться – счастья не видать», «Двенадцать месяцев». А по этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные фильмы. Посмотрите один такой мультфильм.
Демонстрация мультфильма «Дом, который построил Джек».
С.Я. Маршак был не только детским писателем, но и талантливым переводчиком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки детские книги Джанни Родари, Льюиса Кэррола и Редьярда Джозефа Киплинга, а также произведения Роберта Бернса, сонеты Уильям Шекспира.
Переводы с английского Маршака – это не только перевод с языка на язык, но и со стиля на стиль, и заслуга Самуила Яковлевича в том, что он сумел передать идеологию автора, дух английской поэзии. Для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
Просмотр мультфильма «Шалтай – Болтай»
Исправь ошибки в названиях произведений.
«Детки в зоопарке» - «Детки в клетке»
«Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев»,
«Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?»,
«Урок грубости» - «Урок вежливости»
«Рассказ об известном герое» - «Рассказ о неизвестном герое»
«Мышкин дом» - «Кошкин дом».
Ответь на вопросы.
1) Животное, с которым обедал воробей (Морж)
2) На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)
3) Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)
4) Зачем послала мачеха свою падчерицу в лес? (за подснежниками)
5) Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)
6) Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)
7) Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»? (Кузьма)
8) Куда попали лодыри вместо школы? (на каток)
9) Кому было адресовано письмо из стихотворения "Почта"? (Борису Житкову)
Доскажи словечко.
«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной ________(фуражке),
Это он, это он,
Ленинградский _________(почтальон)»
Из какого произведения строки? («Почта»)
«Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с_______ (полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)»
Из какого произведения строки? («Пожар»)
Кого мышка-мать из "Сказки о глупом мышонке" не звала в няньки?
а) Лошадь б) Муху
в) Щуку г) Кошку
Из какого стихотворения этот отрывок?
"Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом - широкий двор,
С четырёх сторон забор.
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки,
У ворот стоял с метлой,
Посторонних гнал долой."
ответ: «Кошкин дом»
Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор. Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...»
Дорогие ребята, сегодня вы многое узнали о детском писателе Самуиле Яковлевиче Маршаке. Вы поняли, что он не только детский писатель, как принято считать, но еще и глубокий, одаренный поэт, которому по плечу самые разнообразные темы, стили и направления. Мы, конечно же, сегодня коснулись только некоторых сторон таланта этого замечательного человека. И я призываю вас, читайте как можно больше! Предлагаю вашему вниманию послушать стихотворение «Минутка» и «Пожелания друзьям» в исполнении самого автора, Самуила Яковлевича Маршака.
Спасибо большое и до новых встреч!
Мы надеемся, что пожелание Самуила Яковлевича юным читателям исполнится:
«Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...