Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Иванова Ангелина Дмитриевна

УМК "Школа России. Организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению
УМК «Школа России», 3 класс,

(В. Г. Горецкий, Климова Л. Ф, Голованова М. В.

«Литературное чтение», 1 часть, стр. 136-139)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 3

Целевой компонент урока:

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: организация деятельности обучающихся, направленная на знакомство с Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:
Дидактические:
способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся со сказкой Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обобщению и активизации уже имеющихся знаний.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к русским сказкам.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проводить физминутки.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу чтения сказок, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу. 

Метапредметные:

     Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл в процессе чтения и обсуждения.

      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.

Предметные: правильно определяют средства выразительности, сознательно, выразительно читают сказку, анализируют их, отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл сказки определяют образы.

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др. “Литературное чтение”.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная работа.


Содержательный компонент урока:

Ход урока.

I. Организация начала урока. 

1. Приветствие:
У: Здравствуйте, ребята!
О: Здравствуйте!
У: Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Ангелина Дмитриевна.

2. Проверка готовности к уроку:

У: Проверяем готовность к уроку: дневник, учебник, пенал.

3. Мотивация к учебной деятельности:
Литературное чтение-

Прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк!

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их, они учат вас!

У: Ребята, чему нас учат стихи, сказки и рассказы на уроках литературного чтения?

О: Они учат нас сопереживать героям, расширяют наш кругозор, воспитывают.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.

1.Фронтальная работа

Беседа

- Повторение пройденного материала

У: Ребята, какие названия произведений вы знаете?

О: Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди, Иван – царевич и Серый Волк.

У: К какому жанру относятся эти произведения?

О: Эти произведения относятся к жанрам сказки.

У: Верно. Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Сегодня мы с вами переходим к новому разделу. К какому именно мы узнаем чуть позже, для начала вам нужно выполнить задание. С каждого ряда вызывается ребенок к доске:

- Возьмите карточки. Прочитайте, отгадайте. Ответ запишите на доске.

Кто не понял задание? (кто не понял поднимает руку, объясняю еще раз). Теперь выполняем задание.

 Загадка 1.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето.

 

Загадка 2.

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...

 

Загадка 3.

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит - зубом щелк:

Белый - бедный, сытый -...

 

Загадка 4.

Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.

На доске получилась запись: зайчик, зайка, волк, заяц.

 У: Какое из четырех слов вы считаете лишним, почему?

 У: Что вы можете рассказать о зайце?

О: Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.

 У:А, что о волке?

О: Злой, серый, питается зайчатиной.

У: Отлично, ребята, а в каком литературном жанре мы можем встретить таких героев?

О: В сказках.

У: Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать?

О: О зайце и волке.

У: Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

О: Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и будем учиться оценивать поступки героев.

У: Да, вы правы. Сегодня мы прочитаем сказку об этих двух животных, которая называется «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

У: Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Первичное чтение – для целостного восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)

У: Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер и ответим на вопрос

У: Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?

Аудиозапись текста   до слов «Кричат зайцы…»  

О: Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется.

У: Предположите, что будет дальше?

Аудиозапись текста до слов «Дальше случилась…»

У: Насколько ваши предположения оправдались?

У: Что значит язык у хвастуна точно примёрз?

О: Болтал и замолчал.

У: Как вы думаете, чем же это закончится?

Аудиозапись текста с. 185 до конца.

У: Верными ли были ваши предположения?

У: Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

Краткие биографические сведения об авторе.

Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин) (1852— 1912), писатель.

Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника.

Мамин – Сибиряк Дмитрий Наркисович (настоящая фамилия Мамин) (1852— 1912), писатель.

Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника.

Мамин с детства мечтал стать писателем.

В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы.

В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.).

В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма».

V. Физкультминутка.

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Беседа после чтения по содержанию текста

У:Каким изображён заяц в начале сказки?

О: маленьким, трусливым. 

У: Найдите ответ на этот вопрос. Прочитайте. 

О: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

У: Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? 

О: Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».

У: Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? 

О: Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.

У: Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? Прочитайте отрывок из сказки. 

О: Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

У: Что они говорили? 

О: Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?

У: Прочитайте, как хвастался заяц.

О: И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! - Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.

У: Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

У: Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

О: Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается.

У: Что такое хвастовство?

У: Что обозначает слово хвастать? Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду.    

У: Как вы относитесь к хвастовству? Объясните свою точку зрения.

У: Почему волк решил съесть именно этого зайца?

О: Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью.

У: Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?

О: Язык у хвастуна точно примёрз.

 У: Прочитайте, как заяц убегал от волка?

О: Задал такого стрекача.  Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

У: Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?

У: Какие чувства он испытывал?  К чему был готов? 

О: Чувства страха. Был готов умереть у волка в пасти.

У: Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?

О: Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.

У: Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?

О: Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.

У:  Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?

О: Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый.

          VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У:  вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?

О: Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.

У: В чём мудрость этой сказки?

У: А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке. Поставьте смайлик на «Лесенку достижений» и покажите насколько вы довольны своей работой. (У лесенки три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы усвоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала!)

У: Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.

          XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Все верно, ребята. Ваше домашнее задание будет прочитать и пересказать сказку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...

урок литературного чтения в 3 классе Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Урок литературного чтения разработан с целью - познакомить детей со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;- продол...