Конспект урока по теме "Крошечка-Хаврошечка" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чаркина Полина Ивановна

Конспект урока литературного чтения по теме "Крошечка-Хаврошечка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю:_____________

Допускаю:_____________

Оценка:_______________

План-конспект урока в 4 «Б» классе

Тема: Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Дата проведения: 29.09.2022

Подпись учителя________________

Подпись методиста________________

Черняховск, 2022г

План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная начальная школа» 4 класс                                                 (Н. А. Чуракова Литературное чтение 4 класс 1 часть стр.41-45)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 29.09.2022

Время: 16:30 – 17:10

Место: МАОУ гимназия №2 г. Черняховска

Класс: 4 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка»

Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», для умения давать характеристику героям, определять жанровые особенности русской народной сказки.

Задачи:

Образовательные: способствовать продолжению знакомства с устным народным творчеством, формированию умения анализировать сказку, определять жанровые особенности сказки «Крошечка-Хаврошечка», понимать смысл сказки; повышению интереса к русским народным сказкам.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, любознательности, умения анализировать русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка», выделять главное, обобщать, делать выводы; речи обучающихся, умения выделять жанровые особенности, признаки сказки, умения высказывать своё мнение, развитию читательской деятельности, обогащению словарного запаса.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: доброжелательности, трудолюбия, упорства, дружелюбия, уважения к старшим, взаимопомощи; способствовать воспитанию чувственного восприятия художественного текста, воспитанию читательского интереса к русским народным сказкам, к литературе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к чтению сказок, желание хорошо их читать, средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата; проведение физкультминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной аналитической деятельности; формирование самоанализа результата; проявляет интерес к культуре своего народа, родной страны.                                                                                            Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознаёт познавательную задачу, читает, строит логическую цепочку рассуждений, сравнивает, обобщает, делает выводы; осознаёт смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставит задачи, планирует свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать других, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию, умение грамотно строить монологическую и диалогическую речь.
      Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», выделяют отличительные особенности сказки «Крошечка-Хаврошечка», отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста сказки, понимают главный смысл сказки, определяют тему. 

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                                                                                                                   Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, карточки для индивидуальной и парной работы, карточки для рефлексии.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.
      1) Приветствие
У.: Здравствуйте, ребята!                                                                                        

О.: Здравствуйте!

У.: Меня зовут Полина Ивановна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
      2) Проверка готовности к уроку

У: Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.
      3) Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Будем мы внимательны,

И во всём старательны!

У.: Ребята, зачем нужно быть внимательными на уроке?

О.: Нам нужно быть внимательными, чтобы узнать и запомнить много нового.

У.: Зачем нужно быть старательными?

О.: Чтобы добиться поставленных задач.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Фронтальный опрос

У.: Ребята, вспомним, с каким разделом мы продолжаем работать?

О.: Мы продолжаем работать с разделом «Постигаем законы волшебной сказки».

У.: Хорошо. О чём говорили на прошлом уроке?

О.: Мы изучали русскую народную сказку «Финист – ясный сокол».

У.: Кто главный герой?

О.: Марьюшка.

У.: Что случилось с ней?

О.: Она искала Финиста – ясного сокола, своего жениха, которого околдовала Царица.

У.: Что износила Марьюшка во время своего путешествия? Изломала? Порвала?

О.: Трое башмаков железных износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных порвала.

У.: Какие волшебные герои ей помогали?

О.: Три Бабы-Яги, говорящий кот, собака, серый волк.

У.: Какими волшебными предметами пользовалась Марьюшка?

О.: Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретёнце.

У.: Нашла ли она Финиста – ясного сокола?

О.: Нашла, но он спал непробудным сном.

У.: Как вы думаете, удастся ли Марьюшке расколдовать Финиста – ясна сокола?

О.: Да.

У.: Сегодня на уроке мы продолжаем наше знакомство с литературными образами, созданными русским народом. Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

О.: Пословицы, поговорки и т.д.

У.: Прослушайте четверостишие и ответьте на вопрос. О каком жанре устного народного творчества спрашивается?

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

У.: О каком жанре устного народного творчества пойдет речь?

О.: О сказке. 

У.: Какие признаки сказки вы знаете? Признаки волшебного героя?

О.: Сказка – фольклорный жанр, в котором добро побеждает зло. Сказку придумали люди для того, чтобы мы могли научиться чему-то полезному. Получить новый жизненный урок. У волшебного героя есть связь с фантастическим миром, волшебные помощники или предметы. Также происходит вознаграждение героя за его труды. Происходит чёткое разделение героев на положительных и отрицательных.

У.: Приведите свои примеры сказок, которые вы читали?

О.: «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Иван царевич и Серый волк».

У.: Есть сказки, которые сочинил писатель или автор. Как называются такие сказки?

О.: Авторские.

У.: Есть сказки, которые сочинил народ. Они называются?

О.: Народные.

У.: Какие виды сказок вам известны?

О.: Волшебные, о животных, бытовые.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Ребята, сегодня к нам пришла гостья из ещё одной волшебной сказки, с которой нам сегодня предстоит познакомиться. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте, как называется сказка?

О.: Сказка «Крошечка-Хаврошечка».

У.: Какой народ её написал?

О.: Русский.

У.: Правильно. Так какой же будет тема нашего урока?

О.: Тема нашего урока: Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

У.: Верно. С помощью «слов-помощников» на слайде поставим задачи нашего урока.

- узнаем о….

- познакомимся с особенностями…

- будем учиться…

О.: Узнаем о русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка», познакомимся с её жанровыми особенностями и будем учиться находить эти жанровые особенности.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Словарная работа

У.: Сегодня мы с вами будем читать сказку «Крошечка-Хаврошечка», но для начала мы должны уточнить значения некоторых слов. Прочитайте первое слово про себя. Прочитайте вслух с правильным ударением.

О.: Сирота́.

У.: Что оно обозначает?

О.: Ребёнок, который остался без родителей.

По примеру разбираем следующие слова.

сирота́ – ребёнок, который остался без родителей

холсты́ – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках

спозна́ть  – узнать

жури́ть – ругать

изодра́ть – поранить

пу́д – старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

пря́сть – скручивание (волокна), делать нить

тка́ть – изготавливать (ткань из материала) из нити

ря́бая (корова) – пестрая с пятнами другого цвета

замори́ли – замучили

распекла́сь (на солнышке) – пригрелась

ли́хо – горе

наливно́е (яблоко) – сочное, созревшее

Фонетическая разминка

У.: Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)

Кто хочет разговаривать,

Тот будет выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

У: Ребята, а зачем нам всё внятно и правильно выговаривать?

О.: Чтобы наша речь была чистой и понятной.

У.: Всё верно. Теперь проведём физкультминутку и разомнёмся. Встаём из-за столов и задвигаем стулья.

V. Физкультминутка.

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Первичное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». Анализ первичного восприятия.

У.: Сейчас мы прочтём с вами текст сказки «Крошечка-Хаврошечка» и вы ответите мне на вопрос. Какое настроение вызвало у вас чтение этой сказки? Читаем выразительно, внятно, соблюдая все знаки препинания.

Чтение «цепочкой».

У.: Какое же настроение вызвало у вас чтение этой сказки?

О.: Хорошее, задумчивое.

У.: Почему?

О.: Добро всегда побеждает зло.

У.: Перед вами на столах лежат карточки с таблицей, где указаны пункты признаков волшебной сказки: 1) «Борьба добра со злом», 2) «Волшебные помощники или предметы», 3) «Закон троичности», 4) «Два мира: реальный и волшебный», 5) «Вознаграждение героя за его труды», 6) «Общая композиция». Во время анализа текста мы с вами будем её заполнять.

VII. Вторичное чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». Анализ содержания сказки.

Выборочное чтение

У.: Каких героев сказки вы запомнили?

О.: Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

У.: Прочитаем первое предложение. Как вы его понимаете?

О.: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые и своего брата не стыдятся.» Это значит, что в мире есть и хорошие люди и плохие.

У.: Как вы думаете, почему главную героиню звали Крошечкой-Хаврошечкой?

О.: Она маленькая (младше всех остальных) и добрая, и уже этим отличается от обычных персонажей сказки.

У.: Как жилось Хаврошечке в чужой семье? Докажите, опираясь на текст.

О.: «Она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и готовит, она и за всё отвечает». Плохо, потому что она постоянно работала и почти не ела.

У.: Какую работу нужно было выполнять? Как об этом говорится в сказке?

О.: Крошечка-Хаврошечка на сестёр работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

У.: Кто ее обижал?

О.: Её сёстры и мачеха.

У.: Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам и мачехе?

О.: Хаврошечка трудолюбивая, терпеливая, уважительно относится к окружающим. Сёстры ленивые и злые. Мачеха давала Хаврошечке много работы.

У.: Это первый признак по нашей таблице.

У.: Чем занимались дочери хозяйки?

О.: У ворот сидели, на улицу глядели.

У.: Кто является другом и волшебным помощником девочки?

О.: Рябая корова.

У.: Это ответ на 2 пункт в таблице, запишите. Найдите, зачитайте, как ласково называет героиня корову?

О.: Коровушка-матушка.

У.: Почему корову Хаврошечка называет «коровой-матушкой»?

О.: Корова действительно заменяет ей матушку: она не просто утешает её, а помогает ей выжить в очень трудных условиях, выполняя за девочку огромную работу.

У.: Как «коровушка-матушка» помогала Крошечке-Хаврошечке? Докажите, опираясь на текст.

О.: Советовала ей влезть к ней в одно ушко, а в другое вылезти, и всё будет сработано. «Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

У.: Как отреагировала мачеха, когда Хаврошечка начала выполнять все свои задания очень быстро?

О.: Хаврошечка приносила ей холсты. «Та поглядит, похряктит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке больше работы задаст».

У.: Что предприняла мачеха после того, как Хаврошечка начала всё исправно исполнять?

О.: Послала Одноглазку за ней проследить.

У.: Получилось ли у Одноглазки раскрыть тайну Хаврошечки?

О.: Нет, она уснула после баюкающих слов Хаврошечки.

У.: Что потом сделала мачеха?

О.: Отправила Двуглазку за ней проследить.

У.: Получилось ли у Двуглазки раскрыть тайну Хаврошечки?

О.: Нет, она уснула после баюкающих слов Хаврошечки.

У.: Что потом сделала мачеха?

О.: Отправила Триглазку за ней проследить.

У.: Какая из сестёр раскрыла тайну Крошечки?

О.: Триглазка.

У.: От чего же засыпают Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: от того, что на солнышке разморились? Почему Триглазка смогла выполнить задание матери?

О.: Настоящая причина сна – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек своими словами, они как волшебное заклинание. И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Триглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим неуснувшим глазом всё и видела.

У.: Волшебные заклинания – элемент волшебной сказки. Запишем это в 4 пункт. Что решила старуха сделать с коровушкой?

О.: Сказала мужу зарезать корову.

У.: О чём попросила корова Хаврошечку?

О.: Не есть мяса, а косточки схоронить и в саду закопать.

У.: Что стало с косточками, которые Хаврошечка зарыла и стала поливать каждый день?

О.: Выросла яблоня.

У.: Найдите и прочитайте, как выглядела яблоня?

О.: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается».

У.: Как вы думаете, случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные?

О.: И золото, и серебро – чаще всего признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира.

У.: Как купец выбирает себе невесту? Что для него самое главное?

О.: Он поставил условие, кто ему яблоко наливное принесёт, та и станет его невестой.

У.: Чем заканчивается сказка?

О.: Яблоня не опускала свои ветви перед Одноглазкой, Двуглазкой, Триглазкой, даже руки им разодрала, а перед Хаврошечкой опустила, и та смогла сорвать яблоко. Угостила того купца, и он на ней женился.

У.: Можно ли назвать яблоню волшебным помощником Хаврошечки?

О.: Да, можно.

У.: Дополним 2 пункт в таблице. Чем и за что была награждена счастьем девочка?

О.: Хаврошечка вышла замуж за богатого купца. Награждена была за свой труд, старание, терпение и доброту.

У.: Это мы можем записать в 5 пункт. Какие ещё элементы волшебного мира присутствуют в сказке?

О.: «Одноглазка», «Двуглазка», «Триглазка», говорящая рябая корова, троекратное «Хаврошечкино» путешествие из одного уха в другое и выросшая из косточек коровы яблоня, ветви которой не дают сестрам сорвать яблочек.

У.: Дополним 4 пункт. Какие ещё повторы по 3 раза мы встречаем в тексте этой сказки?

О.: Три сестры. Мачеха говорит своим дочерям «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает», когда отправляла их с Хаврошечкой, чтобы узнать её тайну. Крошечка-Хаврошечка убаюкивала Одноглазку, Двуглазку, Триглазку словами «Спи, глазок, спи, другой».

У.: Дополним 3 пункт. Есть ли сходство с другой сказкой?

О.: «Сивка – Бурка». Герои в семье младшие. Они беззащитны, помогают животным. Переходят сквозь ушко, чтобы попасть в волшебный мир. Это происходит три раза. Волшебное число «3», автор любит своих главных героев, называя их ласково: Иванушка и Хаврошечка.

У.: Прочитаем последнее предложение.    

О.: Стала она в добре поживать, лиха не знать.

У.: Это концовка сказки. Как вы понимаете смысл пословицы «В добре поживать, лиха не знать»? 

О.: Если человек делает добро, то и люди будут делать ему добро.

У.: Верно. Нужно, чтобы и мы с вами учились жить в мире и согласии. Совершали только добрые поступки. Это и есть главная мысль текста.

У.: Вспомним, из каких структурных элементов состоит волшебная сказка и разделим текст на них.

О.: Зачин, завязка, развитие сюжеты, кульминация, развязка и концовка.

У.: Заполним 6 пункт в таблице.

Парная работа по карточкам

У.: Перед вами на столах лежат карточки с таблицей с двумя столбцами под названием «положительные герои» и «отрицательные герои». В парах вам нужно по столбикам распределить этих героев: Хаврошечка, Мачеха, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Коровушка, Яблоня, Муж, Купец. (имена героев выводятся на слайде). И написать, почему вы распределили определенного героя в выбранный столбик.

О.: В столбик «положительные герои»: Хаврошечка — бедная девушка, оставшаяся сиротой. Трудолюбивая, хозяйственная и добрая. Коровушка — добродушное животное. Волшебное животное, которое помогало Хаврошечке и любило её. Купец — молодой, красивый. Женился на Хаврошечке.

В столбик «отрицательные герои»: Сёстры Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и скупые. Мачеха — злобная женщина. Заваливала Хаврошечку тяжёлой работой. Муж — послушный, слабовольный.

У.: Всё верно.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока:

- узнали о….

- познакомились с особенностями…

- учились…

О.: Узнали о русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка», познакомились с её жанровыми особенностями и учились находить эти жанровые особенности.

У.: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.

У.: Ребята, перед вами лежит таблица, которую вам необходимо заполнить. В графу под названием «Плюс» запишите всё, что вам понравилось на уроке, какая информация. В графу «Минус» запишите всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным или вызвало неприязнь. В графу «Интересно» запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У: Самостоятельно прочитать сказку дома, подготовить пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...