Технологическая карта урока по теме «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Валуйских Наталья Ивановна

Общая информация об уроке

Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.

Задачи: 
Образовательные:

 - формировать  умение правильно и  осознанно  и выразительно читать.

- взаимоконтроль (видеть цели работы и соотносить поставленную цель с условиями её достижения)

- участвовать в коллективном обсуждении(пара, группа, класс)
 

Развивающие: -развивать монологическую речь учащихся;

- развивать  познавательный интерес;

- развитие умений самоконтроля .

-развивать умение  концентрировать своё внимание;
- развивать коммуникативные УУД уч-ся: умение работать в паре, в коллективе (умение разворачивать  диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимоотношение и сотрудничество с учителем и одноклассниками );
- развивать  фантазию и творческое  воображение  уч-ся.
 

Воспитательные: - формировать личностные УУД;

-формировать умение ставить перед собой цель, способствовать её достижению;
- формирование  умение отстаивать собственную точку зрения и умения ее обосновать;
- формировать  нравственные качества , оценивать своё поведение и поведение других детей, заботливо относиться к окружающим людям, вещам.

-формировать заботливое отношение к игрушкам. Игрушка – друг, береги её.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Валуйских Наталья Ивановна

Предмет/ класс: Литературное чтение /1 класс

Общая информация об уроке

Дата:

13.03.2014

Тема: «Мир игрушек по произведению Б. Заходера «Песня игрушек»»

Цель: познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б. Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Задачи: 
Образовательные:

 - формировать  умение правильно и  осознанно  и выразительно читать.

- взаимоконтроль (видеть цели работы и соотносить поставленную цель с условиями её достижения)

- участвовать в коллективном обсуждении(пара, группа, класс)

Развивающие: -развивать монологическую речь учащихся;

- развивать  познавательный интерес;

- развитие умений самоконтроля .

-развивать умение  концентрировать своё внимание;
- развивать коммуникативные УУД уч-ся: умение работать в паре, в коллективе (умение разворачивать  диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимоотношение и сотрудничество с учителем и одноклассниками );
- развивать  фантазию и творческое  воображение  уч-ся.

Воспитательные: - формировать личностные УУД;

-формировать умение ставить перед собой цель, способствовать её достижению;
- формирование  умение отстаивать собственную точку зрения и умения ее обосновать;
- формировать  нравственные качества , оценивать своё поведение и поведение других детей, заботливо относиться к окружающим людям, вещам.

-формировать заботливое отношение к игрушкам. Игрушка – друг, береги её.

Методическое обеспечение:
Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука». 1 класс. Москва. Академнига.2007
Методическое пособие Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука». 1 класс. Москва. Академнига.2007

Материально-технические средства: мультимедийный проектор; компьютер; презентация; детская литература; выставка детских книг:
Заходер Б. В. Про мохнатых и пернатых; Забавные стихотворения для детей и родителей; Серая звездочка- Санкт-Петербург, Химия, 1996
Барто, А. Л.  Игрушки : cтихи , М. : Дрофа, 2003.  

Планируемый результат

Предметные умения

- уметь правильно и выразительно читать

- уметь участвовать в коллективном обсуждении (пары, группы).

-объяснять лексическое значение слова.                        

Личностные УУД:

- устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Структурные параметры


Этап урока

Дидактическая цель


Содержание


Время

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося


Деятельность учителя


Деятельность учеников

  1. Организационный момент.


Дидактическая цель: создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.


Эмоциональный настрой. 




Начинаем наш урок.

Речевая разминка.


1 мин.


- Какой урок сейчас?

-Посмотрите у нас гости.

-Поприветствуем гостей.

-А ещё у нас в гостях ребята из детского сада №5(представление воспитателя)

- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачный?


Предлагаю вам пожелать друг другу удачи.

Начнем наш урок

с чистоговорки
«Кто хочет разговаривать»


- Сейчас-урок литературного чтения

-Дети поворачиваются к гостям и приветствуют.


-Нужно хорошее настроение.


- Хлопки в ладони друг другу с соседом по парте.

- Дети хором произносят чистоговорку.

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать 

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Мы будем разговаривать 

И будем выговаривать

Все правильно внятно 

И будет всем понятно»

 2.Учебная задача.

Её постановка.

Дидактическая цель:
Проговаривание цели урока в виде вопроса, или в виде темы урока


Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности.


Составь слово


3-4 мин.


- Какова тема урока и о чём мы сегодня будем говорить, вы догадайтесь сами.

- Я буду рассказывать о предмете, называть его свойства

.Появится буква.


- Итак, внимательно слушайте и думайте- о чем речь?
слайд 1

- Эти предметы приносят РАДОСТЬ всем детям (на экране появляется буква Р)

- Когда заплачешь,они могут УТЕШИТЬ (появляется буква У).

- Вместе с этими предметами возникает ШУМ, ШАЛОСТИ (…Ш)

- Эти предметы бывают очень ИНТЕРЕСНЫМи (…И)

- А также вызывать чувство ГОРДОСТИ у их обладателя (…Г)

- Для детей делают игрушки красивыми(…К)

- Со многим из этих предметов ребята могут провести исследования (…И)


- Кто догадался?

- Какое же слово получилось?

- О чем же будем говорить?
слайд 2
Будем говорить об игрушках, а что еще будем делать на этом уроке литературного чтения? 


Ребёнок растёт в окружении игрушек. Говорящие куклы, оловянные солдатики, поющий мишка, конструктор   развивают интеллект, воображение, Игрушки  согревают сердце и убаюкивают .Взрослые помнят свои игрушки детства..



Дети внимательно слушают.


(Работа в парах)

-Когда на экране появятся все буквы, обсуждают в паре и подают сигнал (Поднятые две руки вверх), когда им удалось узнать слово.

-

Дети говорят в парах (руки  сплетены и подняты вверх)

- ИГРУШКИ. Будем говорить об игрушках.


^ 3.Постановка проблемы

Дидактическая цель:Активизация и актуализация опорных знаний и умений.

Работа группы знатоков для постановки проблемы.

.

Выступление детей детского сада.


1-2 мин.


-А, вы, малыши детского сада любите играть с игрушками?

-А, вы, первоклассники?  

Учитель просит рассмотреть предметы на столе  и в ящике и сказать, о чём мы будем говорить на уроке литературного чтения?

-Ребята, а что для вас ИГРУШКА?

-Сейчас дети расскажут стихи А.Л.Барто

-.Какое настроение у вас возникло? Покажи смайликом.

-Слово знатокам.

А можно игрушку назвать своим другом?

Давайте порассуждаем.

Кто такой друг?
(А я думаю, что не можем, потому что друг- это человек, приятель)

-Кто из вас считает игрушку своим другом? А почему вы считаете, что игрушка может быть другом? 


-Конечно, с удовольствием!(поднимают игрушки вверх и машут ими)
Сейчас играем меньше, т.к учимся в школе.

-  Знатоки работают.

Это игра, забава, развлечение, утешение, разочарование, друг…

Дети показывают грустный смайлик  .Игрушкам плохо.

- На столе хорошие красивые игрушки. .А вот в ящике поломанные. Нам их жалко.

- Да, может.

- Друг- человек близкий по духу, на которого можно положиться;

- Друг-приятель, с которым сложились хорошие отношения.


4. Физминутка


Имитация общения со своими игрушками

(музыкальный фрагмент

«Спят усталые игрушки»


1 мин.


А теперь представьте свои игрушки

Покажите, как вы с ними общаетесь, играете. А я буду смотреть и попробую догадаться, у кого какая игрушка.


( Мысленно «берут» в руки игрушки)

С помощью мимики и жестов показывают, как они общаются, разговаривают со своими игрушками.


5. Открытие нового знания.






Игрушка- разговор???


«… разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят..»



- Вот я, ребята, смотрела на вас. Вы были так внимательны и заботливы со своими Многие с ними разговаривали. 

-


-А вот поэт Б Заходер в одном из своих произведений сказал: 

«… разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят».




- Да у многих игрушек есть рот.
- Можно ей рассказать о своих делах и трудностях.




Борис Заходер

«Песня игрушек»


10-15 мин

Слайд 3
- Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений Б.Заходера

- Прочитайте название произведения, которое будем читать.

- По названию мы можем предугадать настроение произведение?



- О чем же может быть песня игрушек?


Это песня. А песни бывают разные грустные и веселые, задорные и тихие. 

-Может быть, эта песня игрушек расскажет нам какую-либо историю



Первичное знакомство с текстом.


Первичное чтение текста.


Перечитывание текста

Работа над иллюстрацией.


.

Иллюстрация 


Комментированное чтение.


Послушайте внимательно.
(чтение наизусть стихотворения «Песня игрушек» Б.Заходера)

- О чём вам хотел рассказать поэт Б.Заходер?- Какие мысли появились у вас?



-. Почему стало грустно? 

- Какое предполагали настроение  вначале, а какое получили?

- Ребята, а какого жанра это произведение?

А как вы определили, что это стихотворение?


Откройте с. 125 в «Азбуке» и давайте посмотрим, как написано это произведение?

Чтение про себя этого стихотворения . Пометить, какие слова и выражения вам непонятны.


- Объясните, пожалуйста, что означает выражение «Души в них не чают». Как сказать по-другому?

- Хныкать – как по- другому можно сказать?

- «Не заметишь обиду по нашему виду..». Почему по внешнему виду это можно не заметить?

-Прощаем-? 

Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Помогает ли она нам понять содержание?

- Сейчас будем учиться читать «Песню игрушек».

Но я хочу спросить, а знаете ли вы, чем песня отличается от стихотворения?

А какую бы музыку вы подобрали к этому произведению

- А все ли строчки надо читать грустно?


- Прочитайте первую часть текста.


- Есть ли в тексте особые слова, какие?



^ В этой «песне игрушек» есть еще одна интересная тайна…

Сейчас прочитать стихотворение до конца и попробуйте найти «секретик».

Работаем в паре.

- Так что интересного еще заметили в этом стихотворении?

- Совершенно верно


Дети слушают. Учебники закрыты.


- Понравилось, но и огорчило, т.к. обижены игрушки.
- Понравилось то, что поэт заметил, как игрушки обижаются, когда дети их бросают;

- Очень встревожило то, что я раньше не замечал(не придавал значения) тому, что игрушки могут что-то переживать.


- это грустное стихотворение, т.к. ребята НЕ ВСЕ не всегда замечают, как игрушкам обидно, когда их бросают


-Вы прочитали стихотворение.

- оно написано, как стихотворение.

Самостоятельное чтение

Дети читают и делают пометки в тексте.
Дети называют слова и выражения

- очень сильно любят

- думать, надеяться

-жаловаться, плакать


- человек может скрывать свое настроение;

-другой человек ни на кого, кроме себя, не обращает внимание.

Иллюстрация очень точно изображает настроение игрушек;
- Игрушки изображены такими грустными; Почему?
- А ребята поиграли ими и бросили.

Дети читают.




-Грустную.

- В тексте есть слова напечатанные большими буквами (НЕ ВСЕ)


- Наверное, автор хотел подчеркнуть, что НЕ ВСЕ дети замечают как грустят и обижаются игрушки. 

- Но есть и внимательные, заботливые дети.




Дети работают в парах и обсуждают «в чем секретик?»

-  Первая часть от автора. Вторая и третья часть стихотворения ведется от имена игрушек..



6. Физминутка


Упражнение на расслабление


1 мин.


Представьте теперь, что вы можете превратиться в игрушку.

Вот вы стойкий оловянный солдатик, а вот вы тряпичная кукла.


Изображение детьми.

7. Первичное закрепление


Творческая работа уч-ся

(эмоции, воображение, осмысление содержания)


2 мин


Давайте попробуем прочитать

следующие строки стихотворения от игрушек(имени мишки, куклы, машинки).


Дети по желанию читают 2 и 3 строфы с соответствующей интонацией.

 8. Слово об авторе.






Фото Б.Заходера, его книг


5 мин.

Слайд 4
- Вспомним, кто написал «Песню игрушек».

Что вы можете о нём сказать?

- Что ГЛАВНОЕ вы поняли, прочитав это произведение?

- Кто читал его книжки?

- У кого дома есть его книги?
- А как вы думаете, каким в детстве был этот человек?

Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября в Молдавии. Школьные годы провел в Москве, отличался неугомонным, озорным характером, но был страстным любителем чтения, особенно книг о животных. 

- За свои 82 года жизни создал много замечательных произведений: стихи, сказки. 

Твои любимые игрушки действительно ожили и заговорили. Эту мечту осуществляют добрые волшебники – писатели. В их книгах игрушки двигаются, разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, совсем как люди.

(Книжная выставка)


- Борис Заходер.


- Б.Заходер добрый, очень внимательный.

- Детям надо быть внимательным ко всем, кто их окружает, заботиться о них.

- (ответы детей)


- Игрушка- наш друг. Её надо беречь!


- Дополнение сведений об авторе уч-ся по прочитанным произведениям.

Дети читают названия книг.


- Лишняя книга А. Барто.

- Она относится к теме «Игрушка»


- Да, я уже читал(а) книгу…


- Здесь напечатана книга А.Барто «Игрушки».

- Может и не лишняя, т.к. А.Барто тоже писала об игрушках, как и Б.Заходер.


 9.Домашнее задание

Дидактическая цель:создать условия для выбора д/з по силам и интересам



Домашнее задание


2 мин.


- Какое бы домашнее задание вы хотели бы себе предложить?


- Выучить наизусть стихотворение;

- прочитать книги Б. Заходера;

- нарисовать свою любимую игрушку;

- найти книги других авторов об игрушках;


10. Подведение итогов урока

Дидактическая цель: Осознание уч-ся своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса




Спасибо за урок!


1 мин.


Наш урок подходит к концу. 

- Что можете сказать о своей работе на уроке и работе всего класса.

- У кого сохранилось хорошее настроение? 


- Кому хотелось бы побольше, узнать про игрушки?

- А что можно узнать про игрушки?


- Мы можем сделать проект «Наши любимые игрушки». Будем работать над ним целый месяц. 

Проект- разработанный план, замысел, исследование чего-н.

Спасибо за урок!



Ответы уч-ся.

- У меня настроение даже улучшилось.


-Я очень хочу узнать все про игрушки.

- Конечно, это так интересно.


- Когда появились наши любимые игрушки

Дети достают из пакета игрушки, обнимают их, разговаривают.

- Какие бывают игрушки.

- В какие игрушки играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Множители. Произведение.»

Технологическая карта для 2 класса по математике...

Технологическая карта урока литературного чтения «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто»

Учащиеся знакомятся с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивают навыки выразительного и осознанного чтения.Прививают любовь и бережное отношение к природе, формируют интерес к предмету на ...

Технологическая карта урока Литературное чтение по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок

Конспенкт урока Литературное чтение  по теме: Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок...

Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)

Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...

Технологическая карта урока на тему "Множители. Произведение"

Технологическая карта предназначена для проведения урока во 2 классе по теме "Множители. Произведение". Составлена к УМК "Перспектива". Тип урока: открытия новых знаний....

Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...